В заключение необходимо отметить, что для того чтобы восстановить
воспроизводственные процессы в экономике, преодолеть кризис, повысить
конкурентоспособность продукции и компенсировать ожидаемое выбытие
устаревшего основного капитала, требуется активизировать инвестиционную
деятельность. Для устойчивого экономического роста (со среднегодовыми
темпами 5% в год) норма накопления (в масштабе сопоставимых цен 1991 г.)
должна возрасти в 1,5-1,8 раза, т.е. с нынешних 8,7% до 13-15,6% ВВП (а в
масштабе текущих цен с 20 до 30-36%)*.
Хотя такие масштабы накоплений близки к показателям развитых стран, для
отечественной экономики они минимальны. Меньший их уровень недостаточен для
подъема народного хозяйства. Слабая конкурентоспособность производства и
выбытие обесцененного капитала могут способствовать переходу в
продолжительную стадию нулевого экономического роста. Ее главные
особенности - низкие (близкие к нулевым) темпы производства, узкая
материальная база для
_____________________________________________________________________
* Экономист 1998 №5
накоплений, стабилизационные тенденции и небольшой экономический рост лишь
в рамках конкурентоспособного производственного аппарата на фоне углубления
кризисного спада в секторах с высокой долей перенакопления устаревшего
капитала, не имеющих собственных финансовых источников для инвестиционного
развития.
Нереально решить проблему накоплений и инвестирования с помощью простых
инструментов макроэкономического регулирования. Причины инвестиционного
кризиса кроются в незавершенности рыночных преобразований, слабой
инвестиционной привлекательности реального сектора и его крайне нездоровом
финансовом положении.
Формирование предпосылок макроэкономической финансовой стабилизации
(снижение дефицита бюджета, ставки процента и уровня инфляции) необходимо,
но недостаточно для роста инвестиционной активности. Требуется как минимум
завершение финансовой стабилизации, причем не только на макро-, но главным
образом на микроуровне. Иначе говоря, надо повысить ликвидность
производства, оздоровить его финансы, снизить задолженность по внешним
заимствованиям до относительно "безопасного" и финансово необременительного
предела, увеличить прибыльность инвестиций до уровня, превышающего
доходность безрисковых операций финансового рынка, в том числе
государственных долговых заимствований.
Не менее важно создание "критической" массы предприятий с четкой
перспективой их развития, способствующих оживлению всей экономики. Они
должны быть "открыты" для вложения капиталов частных инвесторов, иметь
эффективные проекты реконструкции и перевооружения, готовность использовать
растущие в стране сбережения. Приоритетны также снижение затратной нагрузки
на экономику со стороны недееспособных производств и оздоровление реального
сектора за счет санирования предприятий, вывода из эксплуатации физически
изношенного основного капитала, формирования рынка бывшего в употреблении
оборудования.
Создание благоприятного инвестиционного климата с опорой только на рыночные
механизмы чревато потерями для реформ, отсрочкой выхода из кризиса. Решение
такой задачи немыслимо без активной роли государства в экономике. Ключевые
направления государственной экономической политики заключаются прежде всего
в стимулирование внутреннего платежеспособного спроса на отечественную
продукцию. Оно поможет возобновить экономический рост на относительно
конкурентоспособных мощностях, без которого не удастся решить назревшие
социально-экономические проблемы, повысить реальные доходы и потенциал
сбережений, требуемых для модернизации производства. Должны быть
использованы неинфляционные методы стимулирования внутреннего
платежеспособного спроса. Среди них - переключение спроса на изделия
отечественных производителей, в том числе по линии бюджетных закупок,
осуществление активной протекционистской политики для продвижения сырьевой
и переработанной продукции на внешние рынки, расширение практики
"связанного" кредитования зарубежных партнеров, и главным образом стран
СНГ, под закупки отечественных изделий, создание благоприятных условий
сбыта высокотехнологичной продукции на внутреннем рынке (в том числе на
лизинговой основе) и др.
Необходимо государственное содействие институциональным пре-образованиям, в
том числе становлению механизмов рынка и эффективной трансформации
сбережений в инвестиции. Требуется активизировать работу государства с
рыночными институтами, осуществляющими такую трансформацию ресурсов в
реальные активы, путем развития системы негосударственного пенсионного
обеспечения и страхования, создания сберегательных и специализированных
инвестиционных структур для предприятий и населения. Имеются в виду и
государственные займы у международных финансовых организаций для
становления небанковских финансовых учреждений, переориентация части займов
на мировых рынках на реконструкцию производства, что помогло бы решить
проблему дефицита финансовых ресурсов для инвестирования.
Важно усилить инвестиционную направленность банковской деятельности,
которая пока не готова, аккумулировать достаточные средства для
использования в реальном секторе экономики. Это результат финансовой
"маломощности" большинства банков, отсутствия опыта работы с
инвестиционными проектами и высоких рисков их кредитования, непрозрачности
информации о заемщиках, непривлекательности условий кредитного
финансирования инвестиций.
Приоритетные задачи в этой области: усиление инвестиционной направленности
коммерческих банков путем введения в банковское законодательство категории
инвестиционных кредитов с особым режимом резервирования; частичная
переориентация кредитной политики Сбербанка, концентрирующего подавляющую
долю частных сбережений, с преимущественного вложения своих активов в
государственные ценные бумаги на кредитование эффективных инвестиционных
проектов реального сектора через его специализированные филиалы или
инвестиционные структуры; развитие нормативной базы банковской
деятельности, принятие закона о страховании частных вкладов и др.
Нужны активная государственная поддержка инвестиционной деятельности и
стимулирование притока капиталовложений в производство. Неблагоприятная
общеэкономическая конъюнктура и острые бюджетные проблемы в прошлые годы во
многом ограничивали возможности централизованной поддержки инвестиционной
сферы и вынуждали государство путем займов активно переключать ресурсы
рынков капитала на финансирование текущих нужд социально-экономического
развития. Такая политика не может продолжаться; она уже оказала крайне
негативное воздействие на инвестиционную деятельность. Необходимо
осуществление максимально сбалансированной политики долговых заимствований,
способствующей переливу капиталов в реальный сектор, что предполагает
использование как минимум части мобилизуемых ресурсов внутренних и внешних
займов на инвестирование.
Формирование благоприятного инвестиционного климата будет зависеть от
развития системы государственного гарантирования эффективных проектов,
наращивания потенциала активов, создания механизма гарантирования на основе
внебюджетных источников, гарантийно-залоговых фондов. Становление такой
системы - по сути единственный весомый инструмент прямого государственного
воздействия на инвестиционные процессы. Она поможет вовлечь в оборот
инвестиционной сферы капитал отечественных и иностранных банков, постепенно
перейти от защиты за счет Бюджета развития от коммерческих рисков к
гарантированию некоммерческих.
Необходимы содействие внедрению эффективных механизмов обеспечения возврата
средств, привлекаемых к финансированию проектов под гарантии государства -
залог имущества (ипотека), страхование инвестиций; активная поддержка
развитию инфраструктуры ипотечного кредитования и страхования.
Целесообразно усилить инвестиционную направленность процесса приватизации
предприятий, которая должна быть нацелена на мобилизацию дополнительных
ресурсов для инвестирования.
Правительству предстоит начать полностью выполнять свои бюджетные
обязательства перед инвесторами, имея в виду большие активы государства.
Это поможет использовать механизм Бюджета развития и его инвестиционные
гарантии, которые будут способствовать "разогреву" угасающей конъюнктуры
отечественного рынка капитала.
Важно осуществить комплекс общесистемных мер, содействующих финансовому
оздоровлению производства, снижению рисков, укреплению нормативно-правовой
базы и обеспечению безопасности инвестиционно-хозяйственной деятельности
частнопредпринимательского сектора. Здесь среди неотложных задач следующие:
-вытеснение из платежного оборота квазиденежных средств, не способствующих
формированию потенциала накоплений, осуществлению комплекса мер по
нормализации платежно-финансовых отношений, в том числе за счет удешевления
кредитов, привлекаемых на финансирование основного и оборотного капитала
предприятий. Проблему насыщения хозяйственного оборота реального сектора
ликвидными платежными средствами и вытеснения платежных суррогатов не
решить без ограничения масштабов теневой экономики, перевода ее в русло
официально регистрируемой деятельности;
-ликвидация разбалансированности и искаженности финансовых пропорций на
микроуровне, в частности из-за неадекватных переоценок основного капитала,
в результате чего последний намного завышен. Оказалась искаженной и
структура производственных затрат, занижена реальная прибыль производства,
не соответствуют действительности параметры инвестиционной
привлекательности предприятий, а с учетом неполного использования
подавляющей части основного капитала - экономически необоснованна налоговая
нагрузка на их финансы в виде налога на имущественные активы, не
применяемые в производстве.
Требуется определить стоимость основных фондов по их действительной,
рыночной цене и одновременно вывести из эксплуатации устаревшие и
неиспользуемые мощности путем инвентаризации основного капитала, его
временной консервации и освобождения от начисления амортизации и налога на
имущество. Государство должно совершенствовать амортизационную политику с
помощью введения новых норм отчислений, методов их расчета, соответствующих
современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств.
Нужен переход от разрешительной к заявительной практике использования
ускоренной амортизации, позволяющей предприятиям значительно увеличить
объемы собственных воспроизводственных ресурсов.
Только после проведения вышеперечисленных мероприятий можно ожидать
формирование благоприятного инвестиционного климата в России.
Литература
Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий.-
М.: Финансы и статистика, 1998
Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций.-М.:
Финансы и статистика, 1993
Финансы предприятий. / Под ред. Е.И. Бородиной.-М.: Банки и биржы, ЮНИТИ,
1995
Финансы предприятий. / Под ред. Н.В.Колчиний.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998
Финансы: Учебное пособие. / Под ред. А.М. Ковалевой-М.: Финансы и статистика, 1998
Вопросы экономики, 1998 № 8
Финансы, 1998 № 9
Экономист, 1997 № 1-2, 1998 № 5
Российский экономический журнал, 1998 № 3