> Конкуренция подразделяется на открытую и закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.
> Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую
потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными
способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое
удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в
магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы.
Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является
производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
> Эффективная конкуренция.
По поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения.
Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях
динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует
статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к
получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого
продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с
точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой
соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые
источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
> В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства
> Разновидности конкуренции в зависимости от степени цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил
(недобросовестная)
Недобросовестная конкуренция определяется следующим образом: действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов. Они
включают в себя:
. распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
. введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества;
. незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки;
. реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
. искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара;
. некорректное сравнение товаров и т.д.
К незаконным методам неценовой конкуренции также относятся
промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих
производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся
от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно
на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По
свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы»,
находящиеся в Марокко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в
Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.
> Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два критерия
- взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями, и взаимозависимость этих предприятий.
Первый критерий может быть представлен коэффициентом ценовой
перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями.
Второй - коэффициентом объемной или количественной перекрестной
эластичности. Первый характеризует влияние изменения цены j-го предприятия
на выпуск i-го, второй - влияние выпуска j-го предприятия на цену i-го. Чем
выше коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса, тем выше
однородность выпускаемых предприятиями товаров (их взаимозаменяемость). Чем
выше количественная перекрестная эластичность, тем более жесткая
взаимозависимость предприятий.
Дж. Блейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е),
которое определяется относительным превышением действительной цены товара
PL его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода
Pc:
Е = ( PL - Pc) Pc.
Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, тем вероятнее вход на рынок.
В случае монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.
Совершенная конкуренция
Существует множество определений термина "совершенная конкуренция":
o жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
o состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающее влияние на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
o вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход в и выход из отрасли свободны;
o состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него. Продукт стандартный.
Барьеров входа-выхода нет;
o характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
Джоан Вайолет Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во- первых, что число продавцов велико, и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во- вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».
В целом, как следует из определений, модель совершенной конкуренции характеризуется пятью признаками:
1) Наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;
2) Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.
3) Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену и друг на друга;
4) Однородность продаваемой продукции;
5) Свободный вход на рынок и выход с него;
Первые три признака характеризуют чистую конкуренцию. К понятию чистой конкуренции близко понятие работающей конкуренции, которое может быть определено следующими признаками: o Крупнейшая фирма производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка; o Высокая степень мобильности ресурсов между рынками; o Отсутствие или незначительная величина необратимых издержек
(постоянных издержек организации производства); o Наличие потенциальных конкурентов.
Условие того, что доступ на рынок никем и ничем не ограничен
предполагает возможность каждому гражданину стать свободным
предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в
интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от
всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом
рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между
производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также
условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки
экономической системы через достижение равновесного состояния, когда
эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной
экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть,
что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям.
Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое
значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных
структур. И в этом ее ценность.
Несовершенная конкуренция
a) Определение
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
. рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
. характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
. рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.
b) Причины и история возникновения
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».
Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкмие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.
Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.