Также крупные фирмы часто "делятся" частью (хотя и ничтожной) своих сверхприбылей, выступая в роли спонсоров различных социальных программ
Теперь проанализируем экономические издержки несовершенной конкуренции. Это ущерб от раздутых цен и сниженных объемов производства.
Если бы отрасль была конкурентной, цена установилась бы на уровне предельных издержек (Р=МС), в точке Е, в которой общественные предельные издержки (МС) равны общественной предельной полезности (MU) и благосостояние - максимально. В данном случае эта цена равнялась бы 100 долларам при объеме производства в 6 единиц.
Теперь введем в дело монополию. Монополист урезает объем производства
и тем самым получает возможность увеличить прибыль, повысив цены.
Монополист имеет возможность добиться равновесия при цене Р=150 и объеме
Q=3, сохраняя равенство МС=МR. Просуммировав все потери излишка
потребителя, мы получим экономический ущерб от деятельности монополии,
равный площади треугольника АВЕ. Монополист же получит монопольную прибыль,
представленную прямоугольником GBAF.
Однако практика показывает, что реальный ущерб от монополий ничтожен
(0,5-2%от ВНП). Один экономист саркастически заметил, что можно было бы
добиться большего социального эффекта, борясь с пожарами или истребляя
термитов, чем пытаясь обуздать монополии.
e) Способы воздействия на несовершенную конкуренцию
Рассуждая на тему несовершенной конкуренции, Милтон Фридмен писал:
"Пред нами стоит выбор из трех зол: частная нерегулируемая монополия;
частная монополия, регулируемая государством; и монополия, непосредственно
управляемая государством".
Далее будут рассмотрены шесть главных подходов, которые может использовать государство для воздействия на несовершенную конкуренцию.
1. Основной метод, используемый для ограничения экономической мощи монополистов - это антимонопольная политика. Она представляет собой систему законов, с одной стороны, запрещающих определенные действия
(подобные сговору с целью фиксирования цен), с другой - кладущих предел произволу уже существующих структур (таких, как чистые монополии и высококонцентрированные олигополии).
2. Более общим подходом является борьба с монополистическими злоупотреблениями с использованием политики повсеместного поощрения конкуренции. Существует много способов создавать условия для усиления конкуренции даже среди крупных компаний. В особенности важно облегчать возможности для вступления на рынок новых фирм. Эта мера также подразумевает устранение препятствий для конкуренции со стороны зарубежных компаний.
3. Последние 100 лет американское правительство совершенствовало такое средство контроля над промышленностью, как регулирование. Экономическое регулирование дает возможность специальным агентствам следить за ценами, объемами производства, входом на рынок и выходом с него, действующих в отраслях, подлежащих регулированию (таких, как коммунальные услуги и перевозки). В отличие от антимонопольной политики, которая указывает, как не следует себя вести, регулирование подразумевает контроль за тем, как нужно себя вести и как устанавливать цены. Это важное средство обычно используется в отношении естественных монополий, действующих на каком-нибудь ограниченном рынке.
4. Государственная собственность на монополии широко используется за пределами США. Эффективное функционирование некоторых естественных монополий, таких, как обеспечение водой, газом и электричеством, предполагает наличие единственного продавца. В таких случаях обычно стоит вопрос о том, будет ли государство только регулировать данную область или полностью возьмет ее в свои руки. Большинство государств выбирает путь регулирования. Более того, в последние годы некоторые страны проводят приватизацию отраслей, ранее бывших в государственной собственности.
5. Контроль над ценами на большую часть товаров и услуг активно использовался в военное время, частично для обуздания инфляции в отраслях с высокой концентрацией. Исследования показывают, что это весьма грубый способ: он вынуждает людей прибегать к различным уверткам и создает множество проблем для нормального функционирования экономики.
Последним опытом применения подобных мер в США было удержание цен на бензин в 1970-е годы. Однако цены были установлены на слишком низком уровне. В результате эта мера вызвала дефициты на рынках мясных продуктов, природного газа, а далее коснулась даже товаров первой необходимости. "Мешать работе экономики, пытаясь умерить аппетиты горстки монополистов - это все равно, что отравлять ядохимикатами целый сад, чтобы уничтожить несколько жуков," - заметил П. Самуэльсон.
6. Налоги иногда используются, чтобы смягчить некоторые последствия чисто рыночного распределения доходов. Взимая налоги с монополий, правительство имеет возможность уменьшить монопольную прибыль, и, таким образом, в како-то степени устранить неприятные социальные эффекты, создаваемые монополиями. Но если налогообложение и способно удовлетворить претензии к монополии, основывающиеся на принципе социального равенства, оно не в состоянии особенно помочь в деле увеличения объема производства до "нормальных" размеров. Поскольку налоги повышают предельные издержки, монополист вероятно, будет вынужден снизить выпуск, повысить цены, и таким образом, уйти еще дальше от эффективного объема производства.
Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России.
Процессы монополизма свойственны любой экономике, в которой действуют законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизацией производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.
Насаждение монополизма в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас сводится не только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.
Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.
Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.
Монопольная цена - это не основное негативное последствие монополизма.
Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое
последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру
потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта,
получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль
носит инфляционный характер - монополиста это мало интересует.
Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует рынок
инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей
силы и сферу занятости.
Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения
потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производстве
данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не взаимно
исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в
постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности.
Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно-технические
достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию
труда и производства.
Если иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представляется
его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия при таком
взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало.
Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и
конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным
последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя
становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство
компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании
монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал
общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы
тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.
Уже более пяти лет в нашей стране действует Государственная программа
демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской
Федерации.
Государственная программа демонополизации экономики и развития
конкуренции на рынках Российской устанавливает цели, приоритеты и место
демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной
политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития
конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и
развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а
также ограничения в этой области. Согласно закону, фирма занимает
“доминирующее положение”, если её доля на рынке превышает 35% - величину,
устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной
политике ( ГКАП ). В декабре 1991 года ГКАП утвердил “Государственный
реестр РФ объединений и предприятий-монополистов”, включающий предприятия,
доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий
предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и
государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление
статистической отчётности по объёму производства в натуральном выражении,
удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества. В связи с этим
ГКАП в 1992 году рассмотрел свыше 450 дел по фактам непредставления и
нарушения порядка декларирования цен предприятиями-монополистами, 300
заявлений по созданию, слияниям, преобразованиям, ликвидации хозяйственных
субъектов и т.д.
Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.