Обозначения. P — цена, Q — количества товара, E — точка равновесия.
Рис.1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции[3]
Рис. 1 иллюстрирует, что при совершенной конкуренции предложение поддерживается на равновесном уровне (Pe). Иными словами, любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене. Это исключает инфляцию, безработицу, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия.
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции не существует. Но все - таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.
«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.
1.3.Несовершенная конкуренция.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
Фирма является «несовершенной» до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.
На «совершенно конкурентном» рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы увеличить свою прибыль, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.
Однако на «несовершенно конкурентных» рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену. Прикидывая, как им увеличить прибыль, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех типов, как и на «совершенно конкурентных» рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Насколько несовершенной может быть несовершенная конкуренция? Крайним случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он является единственным производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей сколько - нибудь близкий заменитель его продукции.
1.4.Виды несовершенной конкуренции.
1 - М о н о п о л и я
Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия,
т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в
него других. Например до начала 80-х годов компания «Объединенные прииски
Де Бирс» фактически контролировала все источники поставок алмазов в
некоммунистическом мире, В качестве других примеров можно привести
монополию «Полароид» на моментальную фотографию, единственный бакалейный
магазин в уединенном маленьком городе и владельцев подавляющей части
каналов местного кабельного телевидения.
В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком.
Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является
монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно
одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению
бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены,
назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются
другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет
таких соперников.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.
Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.
В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры вхождению, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.
2 - М о н о п о л и с т и ч е с к а я к о н к у р е н ц и я
Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели считают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистической конкуренции не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.
3 - О л и г о п о л и я.
Олигополия подразумевает наличие нескольких продавцов.
Олигополистический рынок - это такой рынок, на которой большая часть
выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых
достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими
собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная промышленность и
отрасль по производству крупяных изделий для завтрака являются
олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при
монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми
продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую
сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других
типах рынков.
Если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекламе продукции.
Олигополия занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией и в другом аспекте. В условиях когда конкуренция является совершенной, барьеры вхождения в рынок отсутствуют, а монополия не оставляет возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существует некоторые барьеры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры, тем белее вероятно, что отрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будут прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.
2.Современные особенности проявления закона конкуренции.
2.1.Монополистические объединения.
Объединение предприятий объясняется естественным стремлением к
экономическому превосходству, как способу сохранения и увеличения
преимуществ. Таким образом, повышается уровень хозяйственной устойчивости и
конкурентоспособности, появляется определенная степень контроля над рынком.
В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и
недопущение в отрасль новых конкурентов.
Объединения предприятий возникают в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.
Горизонтальные слияния представляют собой способ концентрации производства путем объединения родственных предприятий и, по сути, ведут лишь к перераспределению производственных мощностей. Главной их целью является снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства».
Вертикальные слияния нацелены на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальные слияния способствует монопольным проявлениям, и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.
Конгломератные слияния представляют собой объединения предприятий различной отраслевой принадлежности совершенно не связанных между собой технологически. По сути, это способ диверсификации производства, цель которого - смягчить влияние колебаний рыночной конъюнктуры и облегчить проникновение на новые рынки. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим. В результате в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений.
Трест - форма объединения предприятий одной или нескольких отраслей, при которой входящие в объединение предприятия утрачивают хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление ими осуществляется централизованно.
Концерн - многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля через систему участий.
Конгломерат - полиотраслевая, многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности.
Кроме того, существует ряд объединений временного типа, создаваемых для решения определенных задач.
Консорциум - форма временного объединения предприятий, создаваемого для
осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи.
Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность,
подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей
консорциума.