К занятому населению относятся, в первую очередь, работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.
Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учёба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.
В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют
понятиям полной и эффективной занятости. Предоставления всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости. Эффективная же занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.
При полной и эффективной занятости решаются две задачи:
- создается достаточное количество рабочих мест;
- обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации;
Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость.
Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д.
Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам:
1. По характеру деятельности:
. работа на предприятиях всех видов и общественных организациях;
. служба в армии;
. индивидуальная трудовая деятельность;
. личное подсобное хозяйство и т.д.
2. По принадлежности занятых к определенному классу и социальному слою:
. рабочие;
. инженерно-технические работники и служащие;
. управленческий персонал;
. предприниматели;
. крестьяне.
3. С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении
трудовых ресурсов.
4. По территориальному признаку:
. по регионам;
. по областям;
. экономическим районам и т.д.
5. По уровню урбанизации.
6. По профессионально – квалификационному признаку:
. уровень образования;
. стаж работы;
. степень механизации труда и т.д.
7. По половозрастному признаку.
8. По формам организации труда:
. соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и коллективной формами организации труда.
9. По видам собственности.
Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающимися нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности. Следовательно, формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков:
1) Формы организации рабочего времени:
. полная (работа на условиях полного рабочего дня);
. неполная (работа на условиях сокращенного дня, сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня при сокращенной рабочей неделе);
. надомная (когда лица трудоспособного возраста по ряду причин не могут трудиться на производстве. Надомный труд организуется в домашних условиях).
2) Значимости для рабочего:
. первичная;
. вторичная.
3) Стабильности:
. постоянная (с относительно стабильным местом работы);
. временная (с временным, эпизодическим или сезонным характером
работы).
4) Форм правового регулирования использования рабочей силы:
. основная (реализуется трудовым законодательством);
. специальная (нуждается в специальном трудовом регулировании,
например, занятость с режимом неполного рабочего дня, на условиях надомничества, гибкого рабочего времени, разновидности вторичной и временной занятости).
В условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно существующий экономический предел. Достижение полной занятости может являться стратегической целью соответствующей политики государства. Но при этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ), рассматривается не как всеобщая для трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а как обеспеченность предложения рабочей силы в количественном и качественном отношении спросом на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях). Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его объективность.
2.2. Безработица: понятие и класификация
Как известно, для любой работы нужен стимул. Он может быть позитивным и негативным. Позитивным стимулом называется расчет на материальное или моральное вознаграждение. Негативные стимулы можно условно подразделить на прямые и более “утончённые”, косвенные. К прямым негативным стимулам относятся, например, угроза голода, физическая расправа и т.д. Все чаще теперь используется косвенное принуждение: работай как вздумается или как сумеешь, но если появиться человек, способный работать лучше, то уступи ему своё место и иди в очередь, за пособием или за подаянием. Этот негативный косвенный стимул действует безотказно. Негативные косвенные стимулы особенно эффективны, когда сформирован и достаточно развит рынок труда.
Вообще, проблема безработицы присуща рыночной экономике. Если в середине XIX века западные идеологи объясняли наличие безработных
“плохим поведением” самих рабочих, то в новых условиях они заговорили о
“несовершенствах” и этим объясняли возникновение и существования
“избыточного” населения. Так появилась теория “фрикционной” безработицы, выставлявшая в качестве причин этого порока капитализма “фрикции” ( в перев. трения, неполадки) на рынке труда. Возникновение и существование такой безработицы объяснялись несоответствием между изменившимися потребностями в рабочей силе и сложившимся ее распределением по отдельным отраслям и районам, а также недостаточной мобильностью рабочих, привязанных к определенным местам жительства и специальностям. Помимо нее развивалась теория “добровольной” безработицы, согласно которой в безработицы будто бы повинны сами рабочие, так как они требуют повышения заработной платы и не хотят работать за плату, соответствующую предельной производительности. В месте с тем история данной проблемы показывает, что люди добровольно лишают себя заработков и безработные возникают и существуют только из-за “неполадок” на рынке.
В такой обстановке появляется теория, объясняющая безработицу недостатком совокупного спроса на товары и услуги. Ее автор Джон Мейранд Кейнс показал, что помимо “добровольной” и “фрикционной” безработицы существует “недобровольная” или “вынужденная”.
Незанятость определенной части населения является результатом действия объективных процессов:
* неравномерного развития производственных сил;
* противоречивого характера НТП;
* высоких темпов модернизации производства.
Кейнс утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
По закону РБ “О занятости населения “ от 30 мая 1991 г. “безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60), постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.
Согласно определению международных организаций – Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), безработные – это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель
Так, например, в США безработными, считаются гражданские лица, которые:
. не имели занятости в течении недели обследования;
. предпринимали усилия найти работу в течении предыдущих 4-х недель (обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам государственной службы занятости или к друзьям);
. лица, временно уволенные или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.
В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных районах, где нет и не предвидится свободных рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращаются на работу после длительного перерыва. К первой группе относится прежде всего молодежь, ко второй – женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив безработных – это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий и учреждений, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.