Занятость и безработица, особенности в Республике Беларусь

Безработица  может  существовать  в  разнообразных  формах.   Основными являются:

1. фрикционная – временная добровольная незанятость, связанная с  переходом с одной работы на другую. Она  возникает  из-за   несовершенства  в техническом  функционировании  рынка  труда,  отсутствие   информации  о наличии  рабочих  мест,   стремление  граждан   лучше   применить   свои способности и носит краткосрочный характер;

2. структурная  –  вид  вынужденной  безработицы,  вызываемой  структурной перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей,   что  изменяет, в  свою  очередь,  структуру  общего   спроса   на   рабочую   силу    в профессиональном  или региональном разрезе;

3.  циклическая  –  безработица,  вызванная  спадом   производства.   Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается,  а безработица растет;

4. скрытая – излишнее количество работников,  занятых в производстве,  хотя производственный процесс требует меньшего числа работающих;

5. “конверсионная” –  безработица,   связанная  с  сокращением  численности армии и занятых в отраслях ВПК;

6. молодёжная безработица;

7.  остаточная  -  безработица,   вызванная  ограничением   работающих   по состоянию  здоровья,   по  возрасту,  более  низкой  производительностью мобильностью,  отсутствием  стремления   к  повышению   квалификаций   у пожилых.

Кроме  того,  существуют  сезонная,   технологическая,    региональная, застойная  и другие виды безработицы.

Монетаристы (М..Фридмен,   К.Викселль)   выделяют   естественную    и вынужденную безработицу.  К естественной относят фрикционную и  структурную. В этом случае ещё  говорят  о  естественной  норме  безработицы  или  уровне безработицы при полной занятости.  В  настоящее  время  экономисты  считают, что естественный уровень безработицы  равен  примерно  5-6%.   Если  текущая безработица   значительно   превышает   естественную норму,   то    это свидетельствует о вынужденной безработице.

Безработица, в  особенности  вынужденная,  -  это  нечто  большее,  чем экономическое бедствие,   это  также  и  социальная  катастрофа.   Депрессия приводит к бездеятельности,  а  бездеятельность  –  к  потере  квалификации, потере   самоуважения, упадку   моральных   устоев,     распаду    семьи, самоубийствам, социальной  напряжённости.  История  убедительно  показывает, что массовая безработица приводит  к  быстрым,  а  иногда  и  очень  быстрым социальным  политическим  переменам  (вспомним  хотя  бы  приход  Гитлера  к власти). Поэтому государства  пытаются  снижать  уровни  безработицы,  чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и  потрясений.

3. Мировой опыт развития рынка труда   и его использование в Беларуси

3.1 Статистика занятости населения на 2006 год


  В 2007 году в Республике Беларусь  наблюдаются  положительные тенденции в области занятости населения. За январь-сентябрь 2007 года  прием работников восполнил их выбытие на 101,9 процента, принято работников на 12,7 тысяч больше, чем уволено.   Оборот рабочей силы составил 1363,4 тысячи человек или 38,6 процента от среднесписочной численности работающих (в аналогичном периоде 2006 г. 38,4 процента).   В связи с высвобождением уволено 8,1 тысяч человек, что составило 82,4 процента к уровню 2006 года. Сократились масштабы вынужденной неполной занятости и составили 107,2 тысячи человек  или 75,3 процента к соответствующему периоду  2006 года.  Численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилась на 20,2 процента, численность находившихся в отпусках по инициативе нанимателя – на 30,0 процентов.   За январь-сентябрь  2007 года в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 251,8 тысячи человек (106,1  процента к уровню 2006 года), из которых 149,9 тысячи в соответствии с законодательством признаны безработными. Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 324,2 тысячи человек, в том числе 201,9 тысячи безработных.  С начала года трудоустроено 153,1 тысячи человек, в том числе 95,9 тысячи безработных. Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  17,2 тысячи безработных. Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 75,8 тысячи человек, в том числе 42,4 тысячи безработных. Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 208 семей безработных  с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения. На 1.10.2007  на учете в органах государственной службы занятости состояло 46,5 тысячи безработных (82,4 процента к уровню 2006 года), из них 53,5  процента  получали пособие по безработице. Средний размер пособия в сентябре составил 45,4 тысячи рублей на одного безработного.  Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.10.2007 в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 55,8 тыс. вакансий, что составило  106,5 %  к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,1 раза,  то на 1.10.2007   количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.  Постепенно снижается женская и молодежная безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 65,7 процента на 1.10.2006  до 64,4 процента на 1.10.2007. Доля  молодежи в возрасте 16 – 29 лет за этот период уменьшилась  с 45,4 процента до 43,2 процента.   Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению снизился с 1,3 процента на 1.10.2006 до 1,0 процента  на 1.10.2007.


3.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу


Ключевой   элемент   государственного    регулирования   рынка   труда, определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест.   Политика занятости, уровень ее активности определяются  динамикой  создания  рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда  является нехватка  рабочих  мест,  а не отсутствие  квалифицированной  рабочей  силы.   Более  того,  обучение  и переобучение рабочей силы эффективно  только  в  том  случае,  если  имеются соответствующие полученной специальности и  квалификации  свободные  рабочие места.

В различных  странах разрабатываются специальные программы по  созданию и сохранению рабочих мест.  Так, в США в рамках программы по  стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих мест  в государственном  секторе созданы  сотни тысяч  рабочих  мест.  С  их  помощью  удалось  трудоустроить значительное  число  безработных,  снизить  уровень  безработицы.   Создание рабочих мест в развитых  странах  отмечается  даже  при  резком   сокращении темпов экономического роста. Более того, если в  США  до  нефтяного  кризиса новые рабочие места   начинали  создаваться  при  достижении  среднегодового роста ВВП в 2%  (в Европе – 4,3%),  то теперь – при росте 0,6% (в  Европе  – 2,0%).

Стимулирование инвестиционной активности, направленной  на  создание  и модернизацию рабочих мест,  должно  рассматриваться  в  качестве  одного  из основных  экономических   приоритетов.   Особое   значение   имеют   крупные инвестиционные  программы,    позволяющие   на   ряду   с   противодействием безработице решать и  другие  важнейшие  социальные  проблемы,  в  частности жилищную.  В целях повышения инвестиционной активности  необходимо:

1. Расширение источников инвестиций, в  том  числе  за  счет  привлечение  в   инвестиционную сферу сбережений населения.

2. Требуется  активное  участие  государства  в  активизации  инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.

3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на  доходы,  предназначаемые на капиталовложения,  должны  быть  значительно  ниже,  чем  на  текущее    потребление.    Налоговая    система    должна    поощрять     инвестиции производственного  характера,  а   на   инвестиционные   кредиты   должны    начисляться низкие проценты.

Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на  2002  –  2006  годы.

Программа ориентирована  на существенную модернизацию  занятости  населения на основе роста  выпуска  продукции  конкурентоспособных  на  мировом  рынке российских предприятий.

В  Беларуси  также  назрела  настоятельная   необходимость   разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной  целью  которой должно быть изменение уровня и структуры  занятости  населения  Беларуси  на основе   создания  экономически  эффективных  рабочих  мест   и   сохранения кадрового потенциала  в перспективных отраслях экономики. Для ее  достижения необходимо решить следующие задачи:

-  обеспечение  правовых,  экономических  и  организационных  условий   для  создания  и  сохранения  рабочих,  развитие   кадрового   потенциала    в  различных отраслях экономики;

- регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;

- развитие  профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

- повышения качества создаваемых рабочих мест;

- предотвращение  роста  и  сокращение  вынужденной  неполной  занятости  и  безработицы.

Программа предполагает определение потребности в создании  рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся    мощностей,

формирование механизма  финансирования создания рабочих мест.

Инструментом реализации  Программы  должна  явиться  Генеральная  схема создания рабочих мест, отражающая  общие  потребности  населения  в  рабочих местах, структуру имеющихся рабочих мест,  а  также  необходимое  количество дополнительных  рабочих  мест.  Генеральная   схема    позволит   обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих  мест как в количественных, так и в качественных аспектах. Важнейшим условием обеспечения занятости населения,   повышение конкурентоспособности граждан  является    совершенствование    системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации  кадров.  Преобразования экономики  приводят  к существенным изменениям в профессионально- квалификационной структуре рабочих мест,  высвобождению  рабочей  силы  и возникновению  структурной   безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные должны представлять мобильный резерв рабочей  силы.

Для  повышения  конкурентоспособности   безработных  на   рынке   труда представляется целесообразным обучение по  тем  специальностям,  на  которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки  зрения  наибольший интерес вызывает модульная система обучения,    предложенная    Международной организацией  труда  и  получившая   широкое  распространение    в   странах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать