Занятость населения
p> Основными принципами государственной политики в области занятости являются:
- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
- участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.

Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям: а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный. б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др. в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную безработицу, которая характерна в переходный период для России. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени.
Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии (первый год - около 1тыс.марок ежемесячно, а оставшиеся 2,5 года - 1400 марок). г) Поощрение территориальной мобильности рабочей силы.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена со значительными материальными и моральными издержками, поэтому рассчитывать на успех в борьбе с безработицей через переселение людей в другие районы не приходится. Организованный же набор рабочей силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в районах Дальнего
Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС). д) Регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов. е) Регулирование демографических процессов.
Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию.
Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов.

Основные направления улучшения занятости и снижения безработицы (в том числе скрытой) путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы и предложение рабочей силы схематически изображены в Приложение № 1.

Реализация каждого направления и мероприятия требует создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне.

РАБОТА

на тему : Политика занятости населения

Исполнитель: специальность Финансы и Кредит группа 235

Ф.И.О. студента Пучкина Инна
Игоревна

No. зачетной книжки 97ФФБ7407

Руководитель

Ф.И.О.руководителя Цветкова Светлана
Игоревна

Москва 1999 г

П л а н


1. Введение

2. Безработица, ее формы, причины и социально-экономические последствия

2.1. Виды и формы безработицы

2.2. Причины возникновения безработицы

2.3. Последствия безработицы

2.4. Безработица в современной России.

3.Проблемы занятости населения

4. Государственная политики занятости и социальной защиты безработных.
Биржа труда.

5. Список использованной литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально- экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной.

Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления.

Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.

Что же понимается под рынком труда?

Это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара- труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателем и наемными работниками. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых - в заработной плате.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах.

Прежде чем рассматривать рынок рабочей силы, следует выяснить роль и место человека в общественном воспроизводстве вообще, ибо не выяснив этого, мы не сможем понять, почему для одного человека экономические
(материальные) стимулы к труду являются приоритетными, в то время как для другого эти мотивации отсутствуют; почему распределение доходов в обществе неравное; почему происходит социальные конфликты и многое другое.

До недавнего времени экономическая наука рассматривала человека лишь как один из элементов производительных сил общества, то есть исходила из принципа - “человек для производства”. Все победные рапорты строились на количестве выданного “на гора” угля, выплавке стали, количестве построенных квартир, отсутствии безработицы и т.д. Результат таких обоснований- экономика, работающая не на человека, а против него: убогие жилища, некачественная продукция, высокозатратное производство и т.д.

Важнейший показатель состояния рынка труда - уровень безработицы, которая определяется как удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения.

Уровень безработицы представляет собой один из ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение необходимо для осмысления и прогнозирования результатов социально-экономической политики.
Вместе с тем современный рынок характеризуется постоянным динамическими изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния занятости в другое.

Оценка динамических потоков на рынке труда позволяет выявить фактор, в наибольшей степени детерминирующие изменения в структуре безработицы.
Так, высокий ее уровень в какой-либо социально-экономической группе населения может быть связан не только с большой вероятностью потери работы, но и с частой переменой места работы, низкой социально-экономической мобильностью и недостаточной активностью в поиске работы, длительным периодом безработицы, малой вероятностью сохранения полученного рабочего места и т.п Для целей макроэкономической политики важно не только правильно оценить уровень безработицы в той или иной группе населения, но и установить, какие из потоков рабочей силы на рынке труда приводят к такому уровню безработицы.

В условиях устойчивого спада производства нарастание напряженности на рынке труда неизбежно. Тот факт, что темпы снижение занятости в России существенно отстают от темпов экономического спада, свидетельствует лишь о специфики проявления этой напряженности, но не отсутствии самой проблемы.
Неблагополучная ситуация на рынке труда отражается и на настроения населения. Если в преддверии экономических реформ, по данным ВЦИОМ, 27 процентов респондентов придерживались мнения, что безработица в определенной степени даже полезна и необходима, то к 1997 году их число уменьшилось до 19 процентов , а доля граждан, считающих безработицу недопустимой возросла за тот же период с 39 до 52 процентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать