В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в
процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой
или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель
(работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные
элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда
теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является
нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно
усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п
Безработица - это неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.
1.3. Последствия безработицы
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные
издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее
состояние трудоспособных граждан и ,соответственно, выпущенная продукция.
Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах
для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к
ней, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней,
то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.
Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с
учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это
рассматривается как снижение темпов экономического роста, оотставание
объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование
производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так,
некоторые экономисты считают, что превышение на 1 процент занятости ведет к
отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5
процентов от потенциального ВНП.
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан.
Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний,смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
2.4. Безработица в современной России
Ситуация на рынках труда в разных субъектах Российской Федерации различна.
К концу 1997 года усилилась дифференциация территорий по состоянию
региональных рынков труда. Так, в 22 регионах отмечалось наиболее
благоприятное положение на рынке труда, где уровень регистрируемой
безработицы был ниже среднероссийского показателя и колебался от 0,7 до
2,5% (например: Москва, Смоленская, Липецкая, Оренбургская область,
Краснодарский край)
Стабильное положение сохранялось в 20 регионах России, где уровень
безработицы находился в пределах 2,5-3,5% (Тюменская, Рязанская,
Воронежская, Челябинская и другие области).
В 33 регионах уровень регистрируемой безработицы значительно превысил
среднероссийский уровень, составляя от 3,6 до 6,7% (Хабаровский край,
Читинская, Пензинская, Костромская, Курганская и другие области).
В наиболее кризисной ситуации оказались 13 регионов России, где
уровень регистрируемой безработицы в 2 раза и более превысил
среднероссийский показатель, составляя от 7,3 до 22,8%. Указанные
территории отнесены к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда
(республика Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия, Ивановская,
Владимирская, Псковская, Ярославская и другие области).
Анализ состояния региональных рынков труда свидетельствует, что высокий уровень безработицы характерен для территорий с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса, а с также с наличием тех отраслей промышленности, которые подверглись наибольшему спаду в новых экономических условиях (текстильная, легкая, лесная отрасли промышленности, машиностроение).
Уровень безработицы в России достиг к концу января 1999 года рекордно
высокой отметки, составив 12,4 процента от численности экономически
активного населения (в декабре прошлого года - 11,8 процентов). Как
сообщили в Госкомстате, в январе 1999 года общая численность безработных в
России 8,956 млн. человек, половина из которых женщины. Но специалисты
считают, что безработица у нас, в основном, скрытая и реальный масштаб
превышает офицальные показатели во много раз.
Анализируя безработицу, следует заметить, что за общими цифрами скрывается тот факт, что ее издержки распределяются неодинаково. Так, например, она значительно выше среди молодежи, чем среди взрослых, уровень безработицы среди лиц некоренного населения тоже, как правило, более высокий. Разнится она и среди мужчин и женщин.
2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В соответствии с действующим в России законодательством, под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения : с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.
Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Так, различают: рынок труда молодежи.
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения. рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
Профессиональные рынки труда - это сегменты национального рынка труда, в которых работники объединены профессиональными интересами. Могут быть рынки труда учителей, врачей, шахтеров, научных работников,сельхозпроизводителей и др.
Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.
Под гибкими формами занятости понимаются: занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность
Существует две противоположных трактовки данного феномена: либо как неполной занятости, либо как формы скрытой безработицы. Некоторые авторы занимают промежуточную позицию, называя неполную занятость скрытой безработицей, но не соглашаясь с позицией тех, кто предлагает ее учитывать при определении фактического уровня безработицы.
занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
Помимо ранее рассмотренных видов занятости в государственном и
частном секторе экономики, новым явлением в сфере занятости населения
последних лет является деятельность в неформальном секторе экономики. Под
этим подразумевается экономическая деятельность граждан, которые не платят
налогов и которые трудятся в незарегистрированных хозяйственных структурах.
Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как
совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и
услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых
производителей. Многие из них используют труд членов семьи, несколько
наемных работников или учеников. Внутри неформально сектора можно выделить
следующие, наиболее известные разновидности профессиональной занятости:
частные уроки, медицинские услуги, строительные работы, ремонт бытовой
техники, пошив одежды, “челночный” бизнес, мелкая торговля.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ.
БИРЖА ТРУДА
Как отмечалось ранее, безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.
Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи. Однако изучение такого опыта необходимо, ибо всегда можно учесть различные подходы к решению этих проблем в других странах. Например, если во Франции правительство старается прежде всего обеспечить социальную помощь нуждающимся, то в США, Германии, Швейцарии основные силы уходят на создание рабочих мест, пусть и даже малооплачиваемых. В результате первая модель переполнена безработными, а во второй наблюдается снижение уровня безработицы, хотя и при огромной разнице в доходах работающего населения.
Так что же все-таки важнее для государства: дать средства для выживания или помочь найти работу? Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест)
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)
Регулируемый рынок труда формируется при условии наличия правовых основ поведения субъектов на рынке труда и развитости договорных отношений как коллективных, так и индивидуальных.
Организационный рынок труда - это высшая степень развития рыночных трудовых отношений. При этом, во-первых, государственная политика занятости рассматривается в качестве приоритетной составляющей экономической политики и тесно увязана с другими направлениями экономической, технической и социальной политики государства; во-вторых, предполагается обязательное наличие развитой системы специальных учреждений, обеспечивающих государственные гарантии по защите населения от безработицы и оказание необходимой социальной помощи.
Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за “активной политикой”, т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подходе просматривается не столько “корыстный подход” государства, сколько психологических маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.
Основными принципами государственной политики в области занятости
являются:
- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо
от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений,
национальности и социального положения в реализации права на труд;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в
развитии их способностей к производительному и творческому труду;
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями
экономической и социальной политики;
- участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых
коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за
выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами
государственного управления;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных
мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения,
включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую
деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных
трудовых норм.
Реализация государственной политики занятости населения
осуществляется по следующим основным направлениям: а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и
социальной защиты безработных;
Это деятельность государства распространяется не только на государственный
сектор экономики, но и на частный. б) создание условий со стороны государства для самозанятости
населения.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит
содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для
этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то
есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей,
предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для
желающих открыть свое дело и др. в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на
рыночные рельсы неизбежно порождают структурную безработицу, которая
характерна в переходный период для России. На рынке рабочей силы
складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров
старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров,
необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из
приоритетных направлений политики государства в области занятости является
обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени.
Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный
характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной
конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке
кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется
непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии (первый
год - около 1тыс.марок ежемесячно, а оставшиеся 2,5 года - 1400 марок). г) Поощрение территориальной мобильности рабочей силы.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и
материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место
жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей
силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости
должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена
со значительными материальными и моральными издержками, поэтому
рассчитывать на успех в борьбе с безработицей через переселение людей в
другие районы не приходится. Организованный же набор рабочей силы позволяет
решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим
эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в районах Дальнего
Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС). д) Регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие
передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из
стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее
законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в
страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных
ученых и специалистов уникальных процессов. е) Регулирование демографических процессов.
Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в
случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию.
Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных
способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке
рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики,
которую проводит государство в области демографических процессов.
Основные направления улучшения занятости и снижения безработицы (в том числе скрытой) путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы и предложение рабочей силы схематически изображены в Приложение № 1.
Реализация каждого направления и мероприятия требует создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне.