Аборт как центральная проблема биоэтики

Точно так же обстоят дела и с человеческой жизнью. Люди, которые ничего не знают о науке, об оживлении материи, об информации, которую несет в себе ДНК, скажут: «Чтобы убедиться, что это человек, я должен подождать, пока он сам не скажет мне: «Я человек»». Но ждать пришлось бы лет семь, чтобы ребенок мог сказать сознательно: «Я человек». Другие люди увидят, что новорожденный ребенок внешне похож на них, только размером поменьше. Если же им дать возможность посмотреть на двухмесячный плод в утробе матери, то они и в нем смогут узнать человека. Всякий — даже человек без специальной подготовки, — при близком рассмотрении не спутал бы внутриутробных младенцев шимпанзе и человека. Генетики же, имея в наличии весь научно-технический аппарат, приходят к заключению, что «человек есть человек есть человек», т. е. человек с самого зачатия.

«На каждом этапе своего развития эмбрион сохраняет свою индивидуальность и свое человечество»[[27]], - делает вывод знаменитый французский генетик. В одной микроскопически маленькой клеточке зародыша уже заложено все будущее этого человека: его пол, группа крови (которая, кстати, может отличаться от материнской), цвет глаз и волос - все это в данной клеточке есть и в дальнейшем будет, только, развиваться и выявляться. Все, что необходимо для образования из этой клеточки взрослого человека - это пища, кислород и время.


§ 2. Эмбриональный период развития человека (первые 2 месяца)


К концу первых суток после оплодотворения начинается дробление. Питание зародыша осуществляется благодаря запасам желтка в яйцеклетке. В результате образуется многоклеточный зародыш с полостью внутри (бластула), который через пять суток попадает в матку.

На 7-е сутки после оплодотворения зародыш начинает внедряться в слизистую оболочку матки. (Процесс называется имплантация, продолжается 48 часов). Наружный слой зародыша начинает вырабатывать гормон под названием хориальный гонадотропин. Именно он сигнализирует организму матери: наступила беременность, нужно перестраиваться! Одновременно на 7-е сутки начинается процесс гаструляции (образование зародышевых листков), а также образование зародышевых оболочек, обеспечивающих необходимые условия для развития.

На 14-15-е сутки питание и снабжение зародыша кислородом начинает осуществляться непосредственно из крови матери, однако кровь ребенка не смешивается с кровью матери: обмен происходит через стенки кровеносных сосудов. Начинается образование пуповины и плаценты - детского места (3-я неделя), которое все девять месяцев будет обеспечивать ребенка кислородом, питанием и выводить ненужные для его организма вещества. Кроме того, плацента создает барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него. За гаструляцией следует дифференцировка зародышевых листков и процессы органогенеза (закладывается хорда - предтеча позвоночника; возникают первые кровеносные сосуды).

Некоторые эмбриологи[[28]] (например, Томас Шеннон и Аллан Уолтер) до этого времени (до 14 дня) рассматривают эмбрион человека как проэмбрион, считая, что до этого срока он сформирован клеточными слоями, представляющими собой зародышевые оболочки, материал, не участвующий в построении в дальнейшем собственно эмбриона. По их мнению, проэмбрион состоит преимущественно из недифференцированных клеток (бластомеров), каждая из которых, обладая свойством тотипотентности, способна развиться в полный человеческий индивид после получения дополнительной генетической информации от матери после имплантации.

Однако, существуют исследования, которые опровергают эти данные. Например, уже известный нам эмбриолог Ж. Лежен считает, что утверждение о недифференцированности бластомеров есть элементарное заблуждение, так как клеточная дифференциация происходит не случайным образом, а «записана» или «запрограммирована» в зародыше с самого его возникновения. Иными словами в одноклеточной зиготе вместе с наследственными данными ДНК существует некая уникальная «первичная формула», которая определяет и направляет дальнейший процесс внутриутробного развития эмбриона. «Нельзя сказать, что первая клетка – недифференцированная клетка. Следует сказать, что первая клетка знает как дифференцировать остальные»[[29]]. С этим мнением согласен и доктор биологических наук, профессор кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ Д. В. Попов. «Уже первые два бластомера отличаются друг от друга: один из них впоследствии даст все тело человека, второй обеспечит ребенку существование внутри матки – из него возникнут плацента, амнион, пуповина» - говорит он в своей статье «Эмбриология о начале человеческой жизни»[[30]]. Кроме того, нет никаких научных данных, которые бы свидетельствовали о том, что эмбрион после имплантации получает от матери какую-либо «дополнительную» генетическую информацию. Таким образом, делая вывод, можно утверждать, что сам термин «проэмбрион» должен быть, отвергнут как неправильный. А начало индивидуальной человеческой жизни связано не с «обособлением» и не с формированием первичной полоски (при всей ее важности для развития эмбриона), а с оплодотворения, когда «вписанный» в зиготу «код» или «программа» начинают полностью определять клеточное деление и обмен генетической информации.

21-й день - уже сформировалось и стало биться сердце, нагнетая кровь малыша через замкнутую кровеносную систему! Формируется головной и спинной мозг.

На 4-ой неделе формируются глазные впадины, появляются зачатки ручек и ножек. Начинаются закладка и развитие внутренних органов: кишечника, печени, почек, мочевыводящих путей. Совершенствуются, развиваются сердце и мозг.

На 6-ой неделе продолжают расти ручки и ножки, только пальчиков на них пока нет. Образовался важнейший орган иммунной системы - вилочковая железа (тимус). Она имеет размеры большие, чем все эндокринные железы, вместе взятые. Ее роль на этот момент не выяснена досконально, однако, ученые свидетельствуют о чрезвычайной важности тимуса для развития плода: по-видимому, вилочковая железа сама осуществляет иммунологический надзор за развивающимися клетками ребенка или же принимает в этом процессе активное участие. Уже зафиксированы первые мозговые импульсы.

На 7-ой неделе совершенствуется строение сердца: формируются перегородки, крупные сосуды, сердце становится четырехкамерным. В печени уже появились желчные протоки, бурными темпами идет развитие эндокринных желез. Растет, развивается мозг. Эмбрион двигается, но пока слишком мал, чтобы мать эти движения почувствовала.

На 8-ой неделе интенсивнейший процесс развития внешних и внутренних органов, особенно половых. Под влиянием генов Y-хромосомы у мальчиков формируются мужские гонады (яички) и начинают вырабатывать тестостерон - мужской половой гормон. У девочек наружные половые органы пока не изменены. К концу 8-й недели завершается зародышевый период развития: все основные структуры и системы органов дифференцированы (рост к концу второго месяца - 3 см).


§ 3. Плодный или фетальный период развития человека (с 3 месяца до рождения)


Продолжают развиваться внутренние органы, особенно интенсивно печень, что очень важно, так как до 20-й недели именно печень - основной кроветворный орган ребенка. Идет активный рост мышц на ручках и ножках, связочного аппарата. Движения пока хаотичны: основной их координатор - мозжечок еще не созрел.

На 10-ой неделе завершилось развитие глаз, но они еще закрыты крохотными веками. Нос, уши, губы доведены природой до человеческого "стандарта". Самое главное - завершилось формирование рта и всего кишечного тракта: удлиняется, закручивается в петли кишечник, "оформляется" прямая кишка. Уже возможен акт глотания у плода. Сформированы оба полушария головного мозга, начинает развиваться мозжечок. Скоро ребенок будет двигаться не хаотично, а плавно, реагируя на движения матери и внешние шумы.

На 11-ой неделе продолжается окостенение скелета. Начинает формироваться голосообразующий аппарат. Но голосовые связки пока не в состоянии вибрировать: слишком нежны! Формируются лимфоузлы.

К концу 12-й недели заканчивается образование плаценты, и сердце плода бьется с частотой 130-150 ударов в минуту (рост - 9 см). К концу третьего месяца внутриутробной жизни ребенок двигает ручками и ножками, сжимает кулачки, поворачивает головку, открывает рот, глотает, даже пробует сосать свой собственный пальчик. Под микроскопом можно рассмотреть отпечатки пальцев. К одиннадцати-двенадцати неделям он, как правило, уже активно дышит в околоплодных водах, что продолжается до того момента, когда ему самому предстоит вдохнуть воздух. Он не захлебывается, вдыхая жидкость, так как получает необходимое количество кислорода через пуповину. Однако, окончательное формирование дыхательной системы происходит лишь к 20 неделе.

Вкусовые ощущения у ребенка формируются на 13-15 неделе беременности. В последующие недели беременности продолжается дальнейшее развитие систем органов. Через 17 недель после зачатия ультразвуковая техника дает возможность записать быстрые движения глаз (БГД), а это является признаком активных сновидений у новорожденного.

У плода также как у взрослого за шесть-десять секунд до того, как он начинает двигаться, учащается частота пульса, что свидетельствует о мыслительной активности. Известно, что нерожденный ребенок — человеческое существо, которое с шести месяцев (а возможно, и раньше) ведет активную эмоциональную жизнь, что также свидетельствует о наличии у него мыслительной способности.

В четыре с половиной месяца очень яркий свет, направленный на живот матери, вызывает медленное движение руки ребенка, которой он прикрывает глаза, а громкая музыка заставляет его прикрыть уши.

Чувствует ли плод боль? Первая, поддающаяся обнаружению реакция головного мозга в ответ на болевые раздражители регистрируется в таламусе плода в период между девятой и десятой неделями беременности. Чувствительный лицевой нерв (тройничный) обладает всеми своими составными частями уже у четырехнедельного эмбриона... В семь недель он отдергивает или отворачивает свою голову от болевого стимула так же, как и на всех последующих стадиях жизни. К тринадцати неделям органическая реакция на болевые раздражители происходит на всех уровнях нервной системы от болевых рецепторов до таламуса в головном мозге. Следовательно, с этого момента реакция плода на боль — это нечто большее, чем рефлекторный ответ. Это интегрированная физиологическая попытка уклониться от болевого стимула. Здесь важно сказать, что для чувствительности боли кора головного мозга не нужна, т. к. и полное удаление коры головного мозга не устраняет чувства боли. Эти данные были получены путем изучения фактических реакций плода, в частности с помощью фильма «Безмолвный крик», представляющего собой снятый на пленку аборт 12-месячного малыша. Позже было отснято еще несколько подобных фильмов («Беззвучный крик», снятый японскими медиками; «Затмение разума» - второй фильм Натансона), подтверждающих данные, полученные в первом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать