Субстанционалистский же подход, признавая человека личностью с самого зачатия и наделяя его на этом основании всеми правами человека, таким образом, является единственным подходом, соответствующим здравому смыслу.
Заключение
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что человек является человеком с самого своего зачатия, а аборт представляет собой убийство. Сегодня к этому решению пришли как ученые, так и философы.
Но вот что интересно, в рамках религиозной этики (этики христианства, буддизма, ислама, иудаизма) вопрос об абортах никогда не стоял, а эмбрион всегда считался полноценным ребенком. И эта точка зрения на данный вопрос нашла свое отражение в мировых культурах как в западной (христианской), так и в восточной (буддийской или исламской).
До XX века традиционная (государственная) мораль опиралась на религиозные представления народа. Но потом произошла резкая секуляризация общественного сознания. Религиозные догматы утратили свою авторитетность в глазах людей. Теперь только научные и философские знания могли претендовать на звание истинных. Но знания об эмбрионе в начале века были минимальными. В то время наука еще ничего не могла сказать о том, когда начинается человеческая жизнь. И потому начинают пропагандироваться лозунги типа «эмбрион – это часть тела матери», «плод не является человеком», и аборты перестают считаться чем-то предосудительным.
Сегодня наука пришла к тому, о чем религия знала всегда: аборты – убийство. Философские искания также признали в эмбрионе человека. Более того, философский здравый смысл предупреждает, что подобное отношение к детям может привести не только к падению достоинства человеческой личности, но и к массовому уничтожению огромного количества людей.
Пришло время прекратить эту войну против наших детей. Пора прислушаться хотя бы к голосу науки и здравого смысла, если уж голос Церкви теперь не является для нас авторитетом.
Список используемой литературы
1. Библия. – М.: изд-е Московской Патриархии, 1992. – 1372 с.
2. Биоэтический словарь: Учеб. пособие / Сост. В. А. Киселев.- 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: УГМА. 2006. – 152 с.
3. Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др.: [Электронный ресурс]. – (www.auditorium.ru/books/928/).
4. Григорий Богослов, свт. Слово 33, против ариан и о самом себе. [Электронный ресурс]
5. Давыденков О., иер. Традиционная христология «нехалкидонитов». – М., 1997. – стр. 19, 27.
6. Джонсон Т. Почему жизнь человека имеет ценность: [Электронный ресурс]. – (#"#">#"#">#"#">#"#_ftn45" name="_ftnref45" title="">[45]]
И в заключение хотелось бы привести высказывания некоторых известных ученых относительно начала человеческой жизни.
В 1981 году Сенат США принял «Билль о человеческой жизни». Вот цитата из официального доклада в Сенате:
«Врачи, биологи и другие ученые согласны в том, что зачатие знаменует собой начало жизни человеческого существа - существа, которое живет и является членом человеческого вида. По этому вопросу существует подавляющее согласие в бесчисленных медицинских, биологических и научных трудах».
На 9-10 страницах доклада приводятся цитаты выдающихся авторитетов, которые лично свидетельствуют:
· Профессор Ж. Лежен, Париж, открывший хромосомную структуру синдрома Дауна: «Каждая личность имеет очень точное начало - зачатие.»
· Профессор В. Бауэс, Университет в Колорадо: «Начало человеческой жизни - во время зачатия».
· Профессор Х. Гордон, клиника Майо: «Это установленный факт, что человеческая жизнь начинается во время зачатия».
· Профессор М. Мэтьюз-Рос, Гарвардский Университет: «Научно правильно говорить, что индивидуальная человеческая жизнь начинается в момент зачатия».
Первый Международный Симпозиум по Аборту заключил:
«Изменения, происходящие между имплантацией, шестинедельным эмбрионом, шестимесячным плодом, недельным ребенком или зрелым взрослым, - являются всего лишь ступенями развития и созревания.
Большинство в нашей группе не могло найти ни одного момента во времени между соединением сперматозоида и яйцеклетки, или, по крайней мере, стадией бластоцита (имплантации), и рождением младенца - момента, о котором мы могли бы сказать, что это не человеческая жизнь».
Известный профессор Н. Лурос говорил: "Аборт есть преднамеренное убийство".
Двадцать лет назад Американский Сенат обсуждал вопрос о снятии наказаний за совершение абортов. Мнение 7 из 8 крупнейших специалистов в области медицины и биологии было однозначным: «Жизнь в эмбрионе начинается с момента зачатия».
После скрупулезных исследований доктор Натансон заявил, что эмбрион - сформировавшееся человеческое существо со своими характеристиками, и это научная истина, а не вопрос веры.
Исследователь А. Серра, суммируя законы генетики и эмбриологии, выводит, что плод с момента зачатия обладает собственной детерминированной биологической реальностью; это – полностью человеческий индивидуум в развитии, который автономно, шаг за шагом, непрерывно созидает собственную форму, выполняя, в соответствии с заложенными в него планом, проект, намеченный в его собственном геноме[[46]].
Доктор Т. W. Sadler в Langman's Medical Embryology заявляет: Развитие человека начинается с оплодотворения.
Доктор Raymond F. Gasser в <Происхождение человеческой жизни. Биологические перспективы> (Beginning of Individual Human Life from a Biological Perspective) утверждает: Единственная в своем роде, уникальная жизнь каждого человеческого существа... его или ее, начинается в виде одной клетки.
Leslie Arey в <Эволюционной анатомии> (Developmental Anatomy) пишет: Оплодотворение: формирование, созревание и встреча мужской и женской половой клетки, все предшествует их фактическому слиянию в одну большую клетку, или зиготу, которая определяется как зарождение нового человека.
Bradley M. Patten в <Эмбриологии человека> (Human Embryology) утверждает: Когда сперма и яйцеклетка сталкиваются с друг другом, объединяется и содержащаяся в них информация, тогда окончательно определяется личностное и физическое строение нового индивидуума.
Эту же точку зрения разделяют ведущие эмбриологи России заведующий кафедрой эмбриологии биофака Московского Государственного Университета профессор, доктор биологических наук В. А. Голиченков и профессор кафедры эмбриологии, доктор биологических наук Д. В. Попов.
[1] Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др.: [Электронный ресурс]. - (www.auditorium.ru/books/928/)
[2] Хен Ю. В. Ценность жизни как проблема прикладной этики // Жизнь как ценность. Сборник. Ч. 9.: [Электронный ресурс]. - (#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 12-16 августа 2000. – С. 62.
[4] Биоэтический словарь: Учебное пособие / Сост. В. А. Киселев. – Екатеринбург: УГМА. 2006. – С. 14.
[5] Там же.
[6] См. подробнее об этом: Епифаний (Феодоропулос), архим. Церковь о добрачных связях и абортах. – М.: Русский Хронограф, 2004. – 128 с.
[7] См.: Д. В. Новиков. Христианская антропология (Опубликовано в журнале «Человек», №№ 5, 6 2000, № 1 2001).
[8]См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. – М., 1992. – С. 62.
[9] Давыденков О., иер. Традиционная христология «нехалкидонитов». – М., 1997. – С. 19, 27.
[10] См.: Свт. Григорий Богослов. Слово 33, против ариан и о самом себе. [Электронный ресурс]
[11] Лосский В. Н. Догматическое богословие. – М., 1991. – С. 215.
[12] См. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Ч. 2. [Электронный ресурс]
[13] Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. – М., 1994. – С. 5.
[14] Цит. по: Программа по биоэтике. Общий курс. Тема 4: Морально-этические проблемы «статуса эмбриона» / И. В. Силуянова, В. И. Сабурова, К. А. Чернега и др.: [Электронный ресурс]. - (#"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – С. 8.
[16] Там же.
[17] Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др.: [Электронный ресурс] – (www.auditorium.ru/books/928/).
[18] Там же.
[19] См. Силуянова И. В. Этические проблемы искусственного прерывания беременности. [Электронный ресурс] // #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Честертон К.Г. Удивительное убежище. Соч. Т. 3. – М., 1994. – С. 211.
[21] Каледа Глеб, прот. Записки рядового // Альфа и Омега. №1(31), М, 2002. - С. 295-296.
[22] Николаева О. Жертвы заклания: [Электронный ресурс]. - (#"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23]Ж. Лежен открыл причину болезни Дауна, был пионером таких фундаментальных направлений генетики, как математическая генетика, влияние ионизирующей радиации на геном, преждевременное старение, раковые линии, клональная эволюция. Жером Лежен был первым заведующим кафедрой фундаментальной генетики во Франции, членом многих академий, обладателем большого количества научных наград.
[24]Натансон - величайший эксперт в области абортов и защиты зачатой жизни, всемирно известный профессор, специалист в области гинекологии, акушерства и биоэтики. В 60-е годы он был вождём известного американского проабортного движения, основателем “Народное Объединение в Пользу Ликвидации Запрета Абортов”, которое в течение пяти лет привело к легализации в 1973 году во всех Соединённых Штатах абортов по желанию. Др. Натансон создал самую крупную в мире абортную клинику в Нью-Йорке и два года был её директором. Сегодня он с огромным сожалением признаётся в совершении 75 тыс. абортов.
[25] Лежен Ж., проф. Человек есть Человек есть Человек! / Пер. с англ. А. Ховард // Доклад на конференции «Человек, религия и культура», Таллинн, 29 мая 1993: [Электронный ресурс]. - (#"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Там же.
[27] Там же.
[28] См. Курило Л. Ф. Развитие эмбриона человека и некоторые морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции: [Электронный ресурс]. - (#"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] Развитие будущего ребенка: [Электронный ресурс]. – (#"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] Попов Д. В. Эмбриология о начале человеческой жизни: [Электронный ресурс]. - (#"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31] Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др.: [Электронный ресурс]. – (www.auditorium.ru/books/928/).
[32] В частности, Коновалова Л. В. Прикладная этика (по материалам западной литературы). – Вып. 1. Биоэтика и экоэтика: [Электронный ресурс]. – (#"#_ftnref33" name="_ftn33" title="">[33] Брюс А. Литтл. Проблемы современной медицины. Лекция 1: Личностность: приобретенная или свойственная: [Электронный ресурс]. - (#"#_ftnref34" name="_ftn34" title="">[34] Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 381 с. [Электронный ресурс]
[35] Жак Судо. Аборт: [Электронный ресурс]. – (#"#_ftnref36" name="_ftn36" title="">[36] Лега В. П. Основное богословие. Курс лекция в ПСТБИ 1999-2000 уч. год: [Электронный ресурс].
[37] См. Орлова Н. Х. Эктогенез и проблемы биоэтики: [Электронный ресурс]. –
(#"#_ftnref38" name="_ftn38" title="">[38] Джонсон Т. Почему жизнь человека имеет ценность: [Электронный ресурс]. - (#"#_ftnref39" name="_ftn39" title="">[39] Программа по биоэтике. Общий курс. Тема 4. Морально-этические проблемы «статуса эмбриона» / И. В. Силуянова, В. И. Сабурова, К. А. Чернега и др.: [Электронный ресурс]. - (#"#_ftnref40" name="_ftn40" title="">[40] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд., Т. 1. — С. 242.
[41] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 176.
[42] Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и. доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 486.
[43] Крифт П. Становление человеческой личности начинаетс\ с зачатия: [Электронный ресурс]. - (#"#_ftnref44" name="_ftn44" title="">[44]Боэций. Утешение философией // Цит. по Орлова Н. Х. Эктогенез и проблемы биоэтики: [Электронный ресурс]. – (#"#_ftnref45" name="_ftn45" title="">[45] Материалы взяты с сайтов #"#">#"#_ftnref46" name="_ftn46" title="">[46] Serra A. Lo stato biologico dell’embrione umano. Milano, 1990. P. 130 // Цит. по Закаридзе А. Т. Проблема аборта в свете антропологической философии.