Научно обоснованный путь совершенствования этико-деонтологического воспитания медицинских работников открывает понимание разработанной советской психологической школой роли мотивационно-потребностной сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его активности и деятельности. Потребности человека развиваются в процессе общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совершенствованию производительных сил и производственных отношений. Они отражают социально-исторический опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д.
Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы у медицинских работников.
Это значит, что такие необходимые им нравственные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потребность всеми своими поступками и повседневным поведением. Формирование указанных потребностей — дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило место человеческого фактора в социально-экономическом развитии страны на данном историческом этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического воспитания и среди тех, кто сегодня работает в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь, социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия, привычки, новые представления и убеждения воспринимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются малорезультативными, а подчас дают обратный эффект.
Формирование деонтологических принципов и этических норм поведения у медицинских работников невозможно без воспитания соответствующих убеждений. Доказано, что убеждения, как отражение потребностей личности, не перенимаются, не заучиваются, а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной социально-значимой трудовой деятельности. При этом формирование убеждений, по сути, становится самовоспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и по содержанию, раскрывая психические особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у экстра-вертивных натур.
Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических принципов и убеждений в частности,— особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления об элементарных психологических ее основах. Прежде всего необходимо четко и конкретно поставить цель работы над собой — сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, социально и профессионально значимой нравственной потребностью.
Сделать это окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радости достигнутым. Значимым при этом будет и психологический эффект эмоционального подкрепления.
Этико-деонтологические убеждения, нравственный облик медика в повседневной работе находят выражение, прежде всего, через общение с пациентами, больными, близкими больных, коллегами, сослуживцами.
Проблемы общения — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение — важная психологическая категория со своими зависимостями.
Межличностное общение, чаще всего диалоговое, непременный компонент профессиональной медицинской деятельности. Оно во многом определяет те отношения, которые с самого начала складываются между врачом и его пациентом, способствуют установлению так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое неизгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина.
Важным аспектом психолого-педагогического содержания является поведение провизора. Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу — эти и другие качества всегда были присущи лучшей части отечественных врачей.
Провизора нередко и по праву называют педагогом и воспитателем. Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как медицинская. Очевидно, эту специфику нужно учитывать, а культуру поведения формировать в до- и последипломный период становления провизора как специалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная связь воспитания с обучением в современных вузах при довольно низкой степени побуждения к самовоспитанию и самообразованию как студентов, так и провизоров. Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских работников, поскольку из их среды каждой эпохой выдвигались неординарные личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая мир литературы и искусства. И все же существующий метод подготовки врачей, экстенсивное развитие всей системы здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе. Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся молодежи через учебную дисциплину (предмет), мастерство педагогов и прежде всего клиницистов, не обрели еще должного уровня. Студенты медицинских вузов и аспиранты не владеют психологией, культурой общения, хотя профессиональная деятельность провизора начинается именно с общения с пациентом. От искусства общения во многом зависят результаты лечения.
Общение мало знакомых людей вначале предполагает межличностное восприятие одного другим, в котором проявляются как познавательные, так и эмоциональные компоненты. Поскольку первое впечатление о человеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, то существенное значение имеет интерпретация другого отождествлением или сопоставлением с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известных характеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация).
В одних случаях общение между людьми регла ментируется по форме и по содержанию социальными ролями и функциями — руководителя и подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым личными отношениями людей: их симпатиями, привязанностями, уважением, дружбой и т. п.
При любом виде общения многое зависит от культуры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять и помочь другим, иные грубы, нетактичны, стремятся отделаться от собеседника, относятся к нему неуважительно и даже оскорбительно.
Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты, мимика, интонации, система «контакта глазами» и т. д., но прежде всего и важнее — это речь.
Известно, что лечить надо не болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых индивидуальных особенностях организма разных людей, но и в том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми.
Медицинский долг
Медицинский долг предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности. Это отражено в Конституции Украины, украинском законодательстве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».
Право на охрану здоровья зафиксировано в Конституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечисленные выше гарантии права на охрану здоровья всего населения. Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. медицинскими работниками. Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, требует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым врачом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и законом.
Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране существует неразрывная связь между морально-этическим и правовым регулированием деятельности медицинских работников. Это связано с тем, что советские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание медицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное воспитание создает необходимую предпосылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое — способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравственные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна).
Неразрывная связь морально-этического и правового регулирования деятельности медицинских работников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблюдением правил врачебной этики и деонтологии.
Охрана здоровья населения является обязанностью не только медицинских работников, но и всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, при наличии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государства.