Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора

Научно обоснованный путь совершенствования этико-деонтологического воспитания медицинских ра­ботников открывает понимание разработанной со­ветской психологической школой роли мотивационно-потребностной сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его актив­ности и деятельности. Потребности человека разви­ваются в процессе общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совер­шенствованию производительных сил и производствен­ных отношений. Они отражают социально-истори­ческий опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д.

Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы у медицинских работ­ников.

Это значит, что такие необходимые им нравствен­ные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потреб­ность всеми своими поступками и повседневным по­ведением. Формирование указанных потребностей — дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило место человеческого фактора в социально-экономическом развитии страны на данном истори­ческом этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического воспитания и среди тех, кто сегодня работает в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь, социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия, привычки, новые представления и убеждения воспри­нимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются малорезультативными, а подчас дают обратный эф­фект.

Формирование деонтологических принципов и эти­ческих норм поведения у медицинских работников невозможно без воспитания соответствующих убеж­дений. Доказано, что убеждения, как отражение потребностей личности, не перенимаются, не заучи­ваются, а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной со­циально-значимой трудовой деятельности. При этом формирование убеждений, по сути, становится само­воспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и по содержанию, раскрывая психичес­кие особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у экстра-вертивных натур.

Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических принципов и убеждений в частности,— особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления об элементарных психологических ее основах. Прежде всего необходимо четко и конкретно поставить цель работы над собой — сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, со­циально и профессионально значимой нравственной потребностью.

Сделать это окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радости достигнутым. Значимым при этом будет и психологический эффект эмоционального подкреп­ления.

Этико-деонтологические убеждения, нравственный облик медика в повседневной работе находят выра­жение, прежде всего, через общение с пациентами, больными, близкими больных, коллегами, сослужив­цами.

Проблемы общения — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, вклю­чающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение — важ­ная психологическая категория со своими зависи­мостями.

Межличностное общение, чаще всего диалоговое, непременный компонент профессиональной медицин­ской деятельности. Оно во многом определяет те от­ношения, которые с самого начала складываются между врачом и его пациентом, способствуют уста­новлению так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое не­изгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина.

Важным аспектом психолого-педагогического со­держания является поведение провизора. Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу — эти и другие ка­чества всегда были присущи лучшей части отечествен­ных врачей.

Провизора нередко и по праву называют педагогом и воспитателем. Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как медицинская. Очевидно, эту специфику нужно учи­тывать, а культуру поведения формировать в до- и последипломный период становления провизора как спе­циалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная связь воспитания с обучени­ем в современных вузах при довольно низкой степени побуждения к самовоспитанию и самообразованию как студентов, так и провизоров. Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских работников, поскольку из их среды каждой эпохой выдвигались неординарные личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая мир лите­ратуры и искусства. И все же существующий метод подготовки врачей, экстенсивное развитие всей систе­мы здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе. Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся мо­лодежи через учебную дисциплину (предмет), мастер­ство педагогов и прежде всего клиницистов, не обрели еще должного уровня. Студенты медицинских вузов и аспиранты не владеют психологией, культурой обще­ния, хотя профессиональная деятельность провизора на­чинается именно с общения с пациентом. От искусства общения во многом зависят результаты лечения.

Общение мало знакомых людей вначале предпола­гает межличностное восприятие одного другим, в кото­ром проявляются как познавательные, так и эмоцио­нальные компоненты. Поскольку первое впечатление о человеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, то существенное значение имеет интерпретация другого отождествлением или сопостав­лением с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известных характеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация).

В  одних  случаях  общение  между  людьми  регла ментируется по форме и по содержанию социальными ролями и функциями — руководителя и подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым личными отношениями людей: их симпатиями, привя­занностями, уважением, дружбой и т. п.

При любом виде общения многое зависит от куль­туры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять и помочь другим, иные грубы, не­тактичны, стремятся отделаться от собеседника, отно­сятся  к  нему  неуважительно  и даже  оскорбительно.

Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты, мимика, интона­ции, система «контакта глазами» и т. д., но прежде всего и важнее — это речь.

Известно, что лечить надо не болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых индивидуальных осо­бенностях организма разных людей, но и в том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми.


Медицинский долг


Медицинский долг предусматривает квалифициро­ванное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмот­ренных нормами морально-этического и правового ре­гулирования медицинской деятельности. Это отра­жено в Конституции Украины, украинском законодатель­стве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах.

Это право обеспечивается бесплатной квалифи­цированной медицинской помощью, оказываемой го­сударственными учреждениями здравоохранения; рас­ширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, вклю­чая запрещение детского труда, не связанного с обу­чением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреж­дение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».

Право на охрану здоровья зафиксировано в Кон­ституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечис­ленные   выше   гарантии   права   на   охрану   здоровья всего населения. Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. ме­дицинскими работниками. Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, тре­бует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым вра­чом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и за­коном.

Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране су­ществует неразрывная связь между морально-этиче­ским и правовым регулированием деятельности ме­дицинских работников. Это связано с тем, что совет­ские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание ме­дицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное воспитание создает необходимую пред­посылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое — способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравствен­ные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна).

Неразрывная связь морально-этического и право­вого регулирования деятельности медицинских работ­ников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблю­дением правил врачебной этики и деонтологии.

Охрана здоровья населения явля­ется обязанностью не только медицинских работни­ков, но и всех государственных органов, предприя­тий, учреждений и организаций, при нали­чии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государ­ства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать