Виды эстетической деятельности

Но еще одно требование стояло перед ремесленником. Он создавал сам, сам владел технологией, сам ее понимал, все ее тонкости понимал и понимающе доводил предмет. Это так. И в то же время он должен был подчинить всю эту технологию обычаям, обрядам, вкусам, человеческим потребностям своей эпохи. Он должен был хорошо чувствовать жизнь создаваемого им продукта в человеческом мире. Создавать ту модель, которая была бы приемлема человеком сословия. Более того, он должен был сам диктовать эту потребность, вкусовую потребность. Чувствовать как мастер эту потребность лучше, чем сам потребитель. Исходя из условий жизни. Социальной, классовой. Он должен был лучше короля знать, какая одежда ему полагается как королю. Не говоря уж о женских украшениях. Не сама же женщина изобретает и форму этих украшений, и технологию их изготовления.

Ремесленный труд не нужно идеализировать. Да, это был не во всем совершенный труд. Ремесленник формировался долго и сложно. Он должен был долгие годы проходить этап подмастерья, чтоб получить право самостоятельной работы. Он овладевал теми штампами, теми обязательными рецептами, которые складывались из века в век в том или ином виде производства. В этом смысле он был консервативен. Но он был осмысленным. И требовал высокого и сознательного мастерства. Приспособленного очень и очень к сословным вкусам, к сложному классовому разделению общества. Ко всему богатству смыслового взаимодействия людей того общества. И потому ремесленный труд требовал всестороннего и высокого развития человека производителя. Ремесленником был Рублев. Которого мы находим сегодня великим живописцем своего времени. Ремесленником был Микеланджело. Ремесленником был Страдивари. Естественно, что те ремесленники, которые шили одежду, тачали обувь, ковали панцири, кольчуги, мечи, щиты, нами сегодня воспринимаются не совсем как художники. Как мастера прикладного искусства. Но тогда, в те времена, все они осознавали себя примерно одинаково. Как мастера осознают себя.

Если вспомнить фильм “Путь к Минотавру”, то там есть эпизод, когда ученик приходит к мастеру и говорит, что он измерил все углы той скрипки, которую создал Мастер. И теперь он знает путь к совершенству. На что Мастер говорит своему ученику, что все это глупость, что он может создать внешне точную копию скрипки, но этот инструмент не будет звучать. И что он не может передать своему ученику мастерства изготовления скрипки, не может передать свой опыт в виде углов, которые нужно соблюдать. Не углы важны, а звучание. А это достигается каждый раз непроторенными путями. В каждом экземпляре. Этот эпизод характерен и для нас здесь показателен. Мы должны здесь подчеркнуть тот момент, который очень характерен для труда ремесленника. Он создает звучание. И для этого он очень тонко должен чувствовать духовные запросы человека своего времени. А может быть и человека во все времена. Это ремесленники создали звучание, которым воспользовались музыканты, гениальные композиторы. Это они, ремесленники, породили Никколо Паганини.

Таким образом, ремесленный труд ставит человека в такие условия, когда он вынужден всесторонне развивать свои духовные способности. Он вынужден быть всесторонне развитым человеком. Вспомним, что человек присваивает себе свою человеческую природу чувственно. Что гений - это удачное сочетание способностей души, которому никто научить не может. А потому человек, поставленный в объективные условия необходимости всестороннего развития, будет развиваться всесторонне. Сам того не подозревая. А вот человек может понимать, что ему необходимо всестороннее развитие. А быть всесторонне развитым не сможет. Ибо внешние условия его к этому не вынуждают.

Постижение законов природы человека не означает, что мы сможем прямо и умно формировать свою природу рациональным образом. Оно означает, что мы начинаем понимать те условия, при которых она приобретает те или иные качества. И в том, что мы можем создавать условия всестороннего самоформирования индивидов.

Естественно и то, что деятельность современного архитектора в очень большой степени соответствует условиям ремесленного труда. К нему действительность предъявляет те же требования, что и к ремесленнику. Но вот каковы условия его самоформирования? Сам ли он решает, каким быть его творению? Сам ли он решает, какой звук нужен в человеческом мире, чтоб человек состоялся как человек? Даст ли он такой продукт, который вызовет такое же бурное развитие человеческого субъективного мира, какое вызвал звук, извлеченный Страдивари из небытия?

Гегель ввел в философию термин отчуждение. В системе его взглядов этот термин означает то, что Абсолютный Дух как некая нематериальная логическая всеобщность мира при своем материальном, предметном воплощении проявляет себя частично, неполно, не абсолютно. Конечно, абстракция Абсолютный дух не совсем корректна, хотя, если иметь ввиду сознание общества как нечто общее, как интегративное качество всех людей, как то, что есть в каждом только благодаря тому, что есть единое поле совместного осуществления сознания, то в этой абстракции есть некоторый реальный смысл. К тому же Гегель рационализировал субъекта, у него понятийное довлеет в духовном мире и его абсолюта, и человека. Потому и категория отчуждение не совсем точно схватывает суть происходящего в реальности.

К.Маркс принял эту категорию и даже пишет, что гениальность Гегеля в том, что он понял опредмечивание как распредмечивание. Да, человек распредмечивает свою объективную человеческую действительность постольку, поскольку он опредмечивает самого себя. И этим сказано очень много. Он в процессе собственного осуществления действительности, т.е. в процессе деятельного проявления своих субъективных способностей, овладевает параметрами своей собственной субъективности. Иными словами, каковы параметры его деятельности, таковы параметры его личности. Если его деятельность ущербна, если в ней чего-то не хватает, то и личность его будет ущербна. Он будет частичным человеком. У него не выработаются те личностные качества, которые необходимы свободному человеку. А свобода - это закон человеческой природы. Вспомним Канта. Он говорит о трех природах, каждая из которых осуществляется в собственных законах. И вот третью природу, природу человека, по Канту, определяет закон свободы, или, что тоже самое, каузальность цели. Так вот закон свободы. Человек тогда свободен, когда он полностью самостоятельно решает все проблемы. Каждому понятно, что такой самостоятельности нет и у царей. Но таков объективный закон природы человека. Ибо сущностная целевая деятельность делает каждого из нас способными на эту свободу, на это самостоятельное решение всех проблем. Никто не сказал Пушкину: “Будь Пушкиным!” Таких примеров самоопределения бесконечное множество. Но социальное разделение труда и формирующийся в эксплуататорском обществе образ жизни создают такие объективные условия, когда индивид изначально, от рождения лишен самостоятельности. Он изначально чувственно формируется как частичный человек.

Свобода предполагает развитие всех способностей личности. Всестороннего и богатого ее развития. Тогда индивид может свободно находить себе цели в этом совместном осуществлении нашей действительности. Но намеренно сделать это невозможно. Необходимы объективные условия, которые требуют от личности ее всестороннего и богатого человеческого развития. Не только как специалиста, как человека профессии, но и личности. В этом смысле личность Джордано Бруно удивительна. Мог отказаться от своих слов и жить. И мы бы его сегодня оправдали. Оправдываем же мы Галилея. Который перед судом инквизиции отказался. Удивительно здесь вот что. Даже не мнение потомков руководило Бруно. А чувство сопричастности вечности и истинности. Высочайшие нормы нравственности в соизмеренности их вечностью.

Объективный ход истории определяется также и вот этим законом субъекта, законом свободы. Ибо тогда общество будет иметь все, когда будут свободные личности. Такие личности чувствуют потребности эпохи очень чутко и работают на решение проблем человечества жадно и гениально. Как Маркс. Как Пушкин. Как Тукай.

Деэстетизация и отчуждение - однопорядковые категории. Эстетическое сопричастно всестороннему развитию человеческих индивидов. Эстетический идеал - идеал человека. Чувственное представление о том, каким может и должен быть человек. Но объективные условия могут не требовать полноценного и всестороннего развития человеческой личности. Возникает противоречие между природой человека и общественным укладом.

И как любое противоречие оно разрешается в борьбе, когда стороны противоречия друг без друга не существуют, взаимопроникают, взаимообогащают друг друга и в то же самое время отрицают друг друга. Общественное разделение труда приводит к развитию человека и человечества. В своей деятельности человек глубже проникает в тайны природы, ибо уже само общественное разделение труда основано на овладении тайнами земледелия, скотоводства, ремесленничества, тайнами умственного труда. Но это же приводит к тому, что умственное, духовное развитие становится уделом немногих, только свободных. Раб низводится до такого состояния, что он сражается на арене цирка и убивает себе подобных, на поле он рабочая скотинка. Человеческие способности распределяются между сословиями, различными видами деятельности. А в Средние века еще и религия доводит духовное состояние народа до идиотизма.

Возникновение промышленного производства отчуждает рабочего от производимого им продукта. И продукт не принадлежит ему, и он сам не принадлежит себе. Он у себя оказывается только дома и в грубых физических потребностях. На производстве и во всей системе общественных производственных отношений он нужен только как частичный человек. Он лишен самостоятельности, а потому он чувственно формируется именно в этих условиях. Многие личностные качества оказываются приспособленными к этой частичности.

Мы все мыслим о людях через абстракцию “человек”. Гегель по этому поводу в статье “Кто мыслит абстрактно?” замечает, что абстрактно мыслит торговка зеленью на базаре. Она определяет вещи по одной категории. Скажем, везут преступника. Он для нее преступник и более ничего. А для философа он человек, который в силу конкретных условий жизни был вынужден совершить то, что мы называем преступлением. Иными словами, философ мыслит конкретно, потому что он берет явление в его многообразной обусловленности. То же самое необходимо относить и к понятию человек. Нет шаблона человек. И даже можно говорить, что о некоторых людях надо бы говорить, что они не полностью присвоили себе природу человека, что она у них ущербна. Связь природы человека в каждом из нас с внешними условиями, в которых мы овладеваем своими человеческими качествами, очень тесная. Главное, что требуют от нас внешние условия. Эти требования выявляет наш собственный “персональный компьютер”. И он интуитивно вырабатывает сам программы собственной деятельности. В этом все дело. Невозможно остановить работу мозга по подстройке к существующим условиям жизни. Никакие сознательные усилия здесь не помогут. Надо создавать такие условия, при которых он будет развиваться полноценно. А вот каково полноценное развитие человека как человека в общем виде представить можно. Потому что мы знаем закон. Природа человека осуществляется в законах свободы или в каузальности цели. Это общее, присущее человеку во все эпохи. Отсюда мы можем видеть противоречие между этой стержневой линией в осуществлении природы человека в исторически конкретных индивидах и исторически конкретной исторической общностью людей, которая создает те или иные объективные условия реализации природы человека. Эстетическое сознание является представительством стержневой линией в осуществлении природы человека. Оно есть продукт деятельности целостного сознания и оно является проявлением интуитивного стремления к полноте и богатству собственного развития человека. И продукты деятельности эстетического сознания формируют чувственное стремление к этому развитию. К подлинно человеческому осуществлению себя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать