Общие вопросы методики преподавания физики
p>Урок контроля и учета знаний:
Формы проведения:
1. Индивидуальный опрос (один у доски)
2. Фронтальный (все сразу)
3. Рефераты
4. Решение задач
5. Используются тесты и раздаточный материал
Специальные виды урока контроля и учета знаний:
1. Письменные и контрольные работы

2. Контрольные и лабораторные работы – это 1) проведенная работа без инструкции (для слабых учащихся)

2) с измененным заданием (ученики это делали, но нужно определить что-то другое).
3. Зачеты (по большому разделу)

Структура работы:
1. Вступительный инструктаж
2. Выполнение работы
3. Итог (общие и индивидуальные ошибки)

Комбинированный урок: (чаще всего проводится)
- пик внимания учеников приходится на первые 25-30 мин.
Структура:
1. проверка д/з и повторение пройденного
2. изложение нового материала
3. упражнения и проверка усвоения нового материала
4. домашнее задание

Система учебных занятий:
Активность учащихся зависит от чередования видов учебной деятельности. В систему входят: зачеты, семинары, учебные конференции, уроки повторения и обобщения материала, лабораторные практикуму, факультативы, экзамены.

ТЕМА6: Методика и техника школьного физического эксперимента.

6.1 Учебный физический эксперимент, его структура и задача.
Учебный эксперимент – это воспроизведение физического явления на уроке с помощью специальных приборов в условиях наиболее доступных для его проведения. Это отражение научного метода познания.

Цели:

1. служит источником знания
2. является методом обучения
3. это вид наглядности.
Классификация по организационному признаку:
1. демонстрационные опыты (эксперименты). (обязательные в программе: опыты

Кулона, Столетова (фотоэффект), опыты Герца, Максвелла, весы Камидеша)
2. Фронтальные лабораторные работы, опыты, наблюдения.
3. Физический практикум
4. Внеклассные опыты и наблюдения
. Количественные и качественные
. Экспериментальные задачи
. Творческие задания

6.2 Демонстрационный эксперимент и дидактические требования к нему.

Методика и техника подготовки и проведения демонстрационных опытов.
Демонстрация – это показ учителем физических явлений и связи между ними.
Цель:
Создание физических представлений, физических понятий, проиллюстрировать явления и приучить учащихся искать источник знания в явлениях физического мира и опытах.
Требования:
1. Темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации
2. Должны быть на каждом уроке.
3. Должны логически соединять предшествующие опыты с последующими. Для этого можно использовать одну и туже установку, но проводить измерения в ней.
4. Не должен загромождать урок
5. Должна присутствовать новизна и заинтересованность.
Перед демонстрацией можно уяснить проведение ее с помощью схемы на доске. В некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить с помощью эксперимента. Установка должна быть простой, на столе не должно быть лишних предметов, лучше использовать в вертикальной плоскости, использовать экраны
(для темных предметов светлый, для светлых - темный), использовать подсветки, использовать индикаторы. Эксперимент готовить заранее, он должен быть убедительным. Требования техники безопасности, запрещается работать с ртутью, радиоактивными элементами, правила пожарной безопасности, сосуды
Дюара.

6.3 Фронтальные лабораторные работы и опыты.
Для фронтальных лабораторных работ:
1. Все работы выполняется на однотипном оборудовании и всеми учащимися, непродолжительные (10-45 мин).
2. В конце урока обязательное коллективное обсуждение результатов.
На первой ступени: проверка физических закономерностей (например, параллельное соединение), знакомят с методами измерений, тренируют по составлению простейших схем.
На второй ступени: определение физических констант, закономерностей, физических величин.
Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического явления), количественные (измерение какой-то величины), кратковременные или рассчитанные на один урок, творческие задания.
Классификация по дидактическим целям:
1. Наблюдение и изучение физических явлений
2. Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним.
3. Знакомство с устройством и принципом действия некоторых приборов.
4. Проверка физических закономерностей (закон Бойля - Мариота)
5. Определение физических констант (g, Ридберга, больцмана)
Схема проведения лабораторной работы:
1. Вступительная беседа
2. Проведение эксперимента
3. Обработка результатов
4. Выводы
На вступительной беседе должно оговариваться: если есть приборы, то как их использовать, объяснить шкалу измерений, техника безопасности, как оформить работу, класс разделить на бригады, применять дифференцированный подход т.е. если в классе есть передовики, то для того чтобы они не мешали им нужно выдать дополнительное задание, при этом в начале нужно оговорить что будет более высокая оценка за дополнительное задание.
Инструкция (есть ход выполнения работы)
Отчет (нет хода, должны быть таблицы, графики, выводы, вычисление погрешности (средняя и относительная), учитель заранее должен знать какая погрешность должна получится).
Критерии оценки:
1. Степень самостоятельности (по наблюдению)
2. Грамотность оформления

Для фронтальных опытов:
Отличаются от фронтальных лабораторных работ кратковременностью (3-10 мин), выполняются на простом оборудовании, выполняется одно практическое действие
(наблюдение или измерение), вывод увязать с изложением материала.

6.4 Физический практикум.
Отличие:
Большая самостоятельность (длительность 1-2 урока), более сложное оборудование, обработка результатов более объемная (систематическая ошибка приборов, оценка полученного результата). Перед физическим практикумом вводная беседа включает:
1. Задачу практикума
2. Его содержание
3. График выполнения
4. Анализ каждой работы и правила ее выполнения
5. Правила пользования измерительными приборами
6. Анализ
7. Форма отчета и время сдачи
8. Требования к допуску
Задача учителя:
1. Воспитывать самостоятельность
2. Развивать и закреплять практические навыки
3. Помогать отстающим
4. Давать дополнительные задания
5. Оценивать результаты работы
В отчете у школьников должны быть ответы на контрольные вопросы.
Д/з физический кабинет.

Тема 7 : Контроль знаний и умений учащихся по физике.

7.1 Методы и формы контроля.
Проверка знаний позволяет выяснить уровень усвоения материала и на основе этого управлять учебным процессом совершенствуя методы и формы работы учащихся. Проверка знаний является связующим звеном между учителем и учащимися.
Функции проверки :

1. Ориентирующая

2. Обучающая

3. Диагностирующая

4. Контролирующая

5. Развивающая

6. Воспитательная
Методы проверки:

1. Устный

2. Письменный

3. Графический

4. Практический
Виды проверки:
По объему:
1. Текущие
2. Итоговые
По количеству учащихся:

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Классная

4. Массовая
Формы проверки:

1. Устный опрос

2. Контрольная письменная работа

3. Контрольная лабораторная практическая работа

4. Зачет и диспуты

5. Решение задач

6. Физический диктант
Ориентирующая функция проверки ориентирует преподавателя на слабые и сильные стороны усвоения материала. Передовые учителя при изложении нового материала обязательно задают вопросы цель которых выделить главное в изучаемом материале. Сам процесс проверки помогает учащимся выделить главное в изучаемом, а учителю определить степень усвоения этого главного.

Обучающая функция. Самая главная функция проверки. Проверка помогает уточнить и закрепить знания выполнения проверочных заданий. Способствует формированию знаний до более высокого уровня. Формирует умение самостоятельности и работы с книгами.
Контролирующая. Для контрольных работ и самостоятельных работ она является главной.
Диагностирующая. Устанавливает причины успехов и неудач учащихся.
Проводятся специальные диагностирующие работы, которые определяют уровень усвоения знаний (их 4 уровня).

Развивающая функция. Проверка определяет способности студента распоряжаться объемом своих знаний и умением строить собственный алгоритм решения задач.
Воспитательная функция. Приучает учащихся к отчетности, дисциплинирует их, прививает чувство ответственности, необходимости систематических занятий.

7.2 Методы текущих и итоговых проверок и выполняемые ими функции.
Методы:
1. Устный
2. Письменный
3. Графический (умение строить и читать графики)
4. Практический (умение проводить эксперименты)

Чаще используется устный, индивидуальный или фронтальный опрос и решение задач.
Виды деятельности при текущем опросе:

1. Устное изложение

2. Решение качественных и расчетных задач

3. Выполнение практических работ (лабы, опыты, экспериментальные задачи)

4. Построение и чтение графиков, решение задач с помощью графиков

5. Физические диктанты

6. Работы с дидактическим материалом
Главное в текущей проверке – не контроль знаний, а выявление знаний и не знаний. Текущая проверка имеет ориентирующую функцию, обучающую, воспитательную, развивающую, диагностирующую.
Контрольная функция является вспомогательной. Воспитательное значение имеет выставляемая учителем оценка, она должна быть объективной. Нельзя снижать оценку за плохое поведение.
Итоговая проверка проводится по теме, разделу, за четверть, полугодие.
Основная функция контролирующая.
Любая проверка носит обязательно и обучающую функцию, так как помогает повторить, закрепить, привести знания в систему. Чаще проверяется в виде письменных, контрольных работ (расчетные и качественные задачи, тесты, контрольные и лабораторные работы), в старших классах: зачеты, диспуты, дискуссии. При проверке контрольной работы учитывается способ решения задач, выявляют типичные ошибки и затруднения. Недостаток контрольной: охватывают небольшой объем материала.
Качественные задачи предполагают не громоздкие ответы, а также не должно быть ответов типа «да» и «нет». Они должны содержать не более трех-пяти предложенных или четырех логических шагов для объяснения.
Физический диктант: знание формул, формулировок законов, определений понятий, усвоение и правильное понимание физических терминов, символических обозначений, знания систем единиц и единиц измерения физических величин.
Доклады способствуют умению работ с литературой, выделять главное, обобщать, обосновывать, систематизировать и делать выводы.
Экспериментальные задачи и контрольные, лабораторные работы проверяют наличие экспериментальных умений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать