Общие вопросы методики преподавания физики
p> 10.2 Самостоятельная работа с учебником

Умения которым нужно обучать:
1. Выделять главное в прочитанном
2. Разбираться в выводах математических формул
3. Пользоваться таблицами, графиками, схемами, рисунками
4. Составлять план-конспект прочитанного
5. Уметь пересказывать
6. Пользоваться оглавлением, предметным и именным указателем
7. Работать с каталогом

Этап 1. Решает задачи:
1. Умение вчитываться в текст
2. Находить ответы на контрольные вопросы
3. Получать информацию из рисунков, графиков и таблиц
4. Пользоваться каталогом
Текст содержит описание либо какого-то явления, либо устройство какого-то прибора. Контрольные вопросы помогают более осознанному усвоению и служит опорными пунктами.
Этап 2.
1. Умение выделять главное в прочитанном, с помощью планов обобщенного характера, которые служат алгоритмом усвоения прочитанного

Пример плана:

I. О физическом явлении
1. Признаки по которым обнаруживают явление
2. Условие при котором оно выполняется
3. Сущность явления и его объяснение современной наукой
4. Использование явления на практике
5. Способы предупреждения вредного воздействия явлений
II. О физической величине
1. Какое свойство или явление она описывает
2. Определение физической величины
3. Единицы измерения
4. Формула, выражающая связь с другими величинами
5. Способы измерения величины
III. О физическом законе
1. Связь между какими величинами устанавливают закон
2. Формулировка закона
3. Математическое выражение
4. Опыты подтверждающие закон
5. Объяснение закона с точки зрения современного представления
6. Применение закона на практике
7. Границы применения

Этап 3.
1. Умение работать с комбинированным текстом.

Этап 4.
2. Умение писать рефераты, доклады, сообщения.

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ В 7-М КЛАССЕ

ТЕМА 11: Вводный урок.

Что нужно на вводном уроке?
1. Какие явления изучает физика.
2. Как она возникла
3. Ее значение для понимания явлений природы и жизни человека

1. На примерах, опытах показать, что изучает физика. А это явления

(электрические, тепловые, оптические…).
Нужно наращивать интерес постепенно, или же по синусоиде.
Цель любой демонстрации: не просто показать, а показать причину и следствие демонстрации.
2. С древних времен люди сталкивались с явлениями. Гром, солнце… - объясняли присутствием Богов. С развитием того, как физика появлялась как наука начались попытки объяснить явления.
Физика – наука о природе: «фиозис» с греческого.
Есть тела, которыми занимается физика и они называются физическими.
Свойство тел – изменение (вода испаряется, машина двигается…). Изменение тел называется физическими явлениями.
Каждое тело имеет свойства и задача физика изучить эти свойства. Физика изучает эти свойства.
Некие металлические руды притягивают другие металлы. Подвесим магнит на нитку – компас, который используется в мореплавании.
Лампочку открыл Эдисон за рубежом, в России – Лодыгин. Для этого нужно было сделать десятки опытов.
3. Роль физики.
Гладить смотреть TV – все благодаря физике. (электрические, тепловые, звуковые явления…-летит самолет)
Методы использующиеся в физике:
. Наблюдение
. Опыты (демонстрируем)
. Эксперимент (изучаем количественные закономерности)
Количественная мера (характеристика) тела – физическая величина (V, F, l,
().
Чтобы определить физическую величину, ее нужно измерить. Дети должны знать измерительные приборы, диапазон измерения, цену деления.
- Берем линейку :
Нужно от большего значения отнять меньшее и разделить на количество делений, которое находится между этими цифрами.
- измерьте карандаш (здесь присутствует ошибка Паралакса, т.е. неправильное расположение взгляда). Для закрепления задайте что-либо измерить.
- Задание домой: измерить страничку книги, найти метод измерения диаметра бутылки, измерить цену деления градусника, барометра, часов и т.д.

ТЕМА 12: первоначальные сведения о строении вещества.

Урок1. Строение вещества. Молекулы.

Все разделы физики используют то, что вещество состоит из отдельных молекул.
Задача: Подвести учеников к пониманию о дискретном строении вещества.
1. Представление древних атомистов:
- все тела состоят из отдельных частиц
- между частицами имеются промежутки
- все частицы находятся в непрерывном движении подвести детей к тому, что тела состоят из мельчайших частичек, и наоборот.


Чтобы познакомить с явлением, дети должны знать значение этого слова.
Молекула – “moles” и “cula” – массочка.
“moles”- масса, а “cula”-уменьшительный суффикс.
Атом –с греческого – неделимый.
Вещества бывают простыми и сложными. Простые состоят из одинаковых атомов, а сложные из нескольких атомов. Н2О-сложное вещество.
Пример: вещество состоит из мельчайших частиц. Как доказать? Поставим такой опыт – стакан с водой + сахар-рафинад=сладкую воду. Это объясняет то, что вещество состоит из мельчайших частиц.
Измерили размеры атома – 10-8см. (записать на доске обязательно). Нужно сравнить яблоко с землей для того, чтобы показать детям размер атома.
Диаметр волосинки порядка 0,05 мм, т.е. размер атома в несколько млн раз меньше, чем размер волосинки.
Вопрос: как молекулы расположены между собой?
Опыт- 0,5 стакана воды + 0,5 стакана спирта, сливаем в стакан и получаем меньший объем, чем объем двух стаканов. Подводим к тому, что между молекулами есть промежутки, поэтому несоответствие объема.
С газами – духи.
С твердыми телами – штатив + шарик или стальной цилиндр + масло = при маленьком давлении ничего, при больших давлениях на стенках цилиндра появляются капельки масла.

Урок 2. Движение молекул. Диффузия.

Задача урока: движение – есть неотъемлемое свойство материи.
Когда говорим о диффузии, то приводим примеры:
- распространение газов
- чернило + вода
Именно диффузия – экспериментальное обоснование движения молекул. Тогда можно показать опыт: весы, колба Петри, уравновешиваем, в эту чашу капаем несколько капель эфира, получаем отклонение весов, но через определенное время они уравновесятся и в колбе ничего не будет. Испарение – пример диффузии.
Есть стекло и на него кладут лед, поливают воском, в результате воск меняет цвет через определенное время.
Значение диффузии:
- в консервных заводах используют явление диффузии
- питание растения благодаря диффузии состав воздуха у поверхности атмосферы однороден – свойство диффузии.
Для того, чтобы стальные поверхности уплотнить, то их покрывают углеродом
(цементация).
Вывод: молекулы и атомы любого вещества находятся в непрерывном движении, это подтверждает явление диффузии в газах, жидкостях, твердых телах.
Двигаются ли молекулы одинаково в разных телах?
[pic], почему скорости различны? – массы разные.
Ребята, так почему же если скорость 2000м/с , то например запах духов доходит медленно скажем до последней парты? Потому, что при движении молекулы сталкиваются и направленного движения нет.
Опыт: модель броуновского движения.
Домашнее задание: проделать опыт: 2 стакана,
______________________________________________
____________________________________________________________________________
___________
Цель домашнего задания: подготовка к следующему уроку.

Урок 3. Давление молекул и температура тела.

Расскажите, что вы получили?
Обобщаем и анализируем. Из опыта следует, что температура тела влияет на движение молекул.
Вывод: чем выше температура тела, тем быстрее происходит диффузия.
Опыт: горячая вода/холодная + кусочек сахара.

Урок 4. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул (атомов).

Если все тела состоят из молекул, в них есть промежутки, и они двигаются, то почему оно не рассыпается.
Опыт: весы с 2 чашами, к первой прикрепляем стеклянную пластинку на нитке.
Подводим сосуд с водой, чтобы вода соприкасалась с пластинкой. Сколько гирек нужно положить, чтобы оторвать пластинку? Значит мы прикладываем силу.
Приводим к тому, что есть силы притягивания. Размеры атома - расстояние при котором начинается притягивание.
Примеры:
1. клей
2. присос
3. окраска ткани
4. сварка, спайка
Нужно показать, что молекулы не только притягиваются, но и отталкиваются.
Опыт: есть вода в стакане. Ее легко сжимать? – нет. Значит есть сила отталкивания.
На глубине 8 км в океане сжатие воды на 4%.
Если расстояние больше 10-8, то молекулы не взаимодействуют друг с другом.

ТЕМА 13: Формирование понятия физическая величина в средней школе.

Физическая величина – это характеристика определенных свойств объекта
(тело, система тел, состояние процессов, и явлений) в качественном соотношении одинаковые для всех объектов, а в количественном индивидуальны для каждого объекта.
Например, физическая величина ускорение характеризует быстроту изменения скорости со временем и это ее качественная характеристика одинакова для всех объектов. Однако для различных тел ее количественное отношение различно. (если ускоряется поезд и самолет, то их ускорение различны).
Термин «величина» применяется к характеристикам и свойствам в том случае, если их можно количественно определить, т.е. измерить. Такие характеристики, как цвет, запах, вкус в настоящее время не подлежат измерению, поэтому их нельзя назвать величинами, а только характеристиками или свойствами. ГОСТ не рекомендует использовать словосочетание : величина скорости, сила по величине и направлению, величина давления; слово
«величина» в этих словосочетаниях лишнее, т.к. скорость, сила и давление есть величинами. Вместо термина физическая величина можно использовать термин величина только в том случае, если из контекста следует, что речь идет о физической величине, а не о математической. Можно использовать термин размер величины и значение физической величины.
Единица физической величины – это физическая величина, фиксированная по размеру и принятая в качестве основы для количественной оценки конкретной физической величины.
Значение физической величины – это количественное содержание в объекте конкретной физической величины, выраженное в виде некоторого числа принятых для нее единиц.
Например: l=2м
2м – значение физической величины
2 – числовое значение физической величины м – единица физической величины
Иногда для определения физической величины используют термин –
«называется». Например: Электроемкость проводника называется величина равная отношению заряда сообщенному проводнику к его потенциалу.
Т.к. определение физической величины должно полностью раскрывать понятие о физической величине, то лучше давать такое определение: Электроемкость – это физическая величина, которая характеризует электрические свойства проводника, она измеряется отношением заряда q, сообщенному проводнику к его потенциалу (.
Законы физики устанавливают количественные соотношения между физическими величинами, поэтому нужно уметь измерять физические величины.
Измерить физическую величину (например скорость) – это значит сравнить ее с величиной того же вида (скоростью) принятой за единицу.
Существуют основные системы единиц, которые отличаются выбором основных единиц. Те системы единиц, у которых в качестве основных выбраны единицы длины, массы и времени называются абсолютными. В качестве основной системы единиц ГОСТом выбрана международная система единиц: СИ.
Основные единицы:
- единица длины – метр (м)
- единица массы – килограмм (кг)
- единица времени – секунда (с)
- единица силы тока – ампер (А)
- единица количества вещества – моль (моль) кроме основных есть еще производные единицы : м/с, В; и дополнительные: единица плоского угла – радиан, единица телесного угла – стерадиан (ср). размерность физической величины – это соотношение, показывающее как изменяется единица какой то величины при изменении основной величины.
Размерность физической величины: [(], в ГОСТах – dim (.
Для размерностей основных величин используют такие обозначения:
- размерность длины – L
- размерность массы – М
- размерность времени – Т
- размерность термодинамической температуры – (
- размерность силы тока - (
[l]=L размерность длины – l
[m]=M
[t]=T проверка размерности, например: [pic]. [pic] – это формула размерности.
[pic] [pic]
Основные элементы рассказа ученикам о физической величине:
1. название величины
2. какое тело или явление описывает
3. условное обозначание величины ([pic])
4. основное определяющее уравнение [pic] [pic]
5. физический смысл определяющего уравнения [pic] значение напряжения численно равно напряжению на проводнике при силе тока в 1А.

[pic] - значение скорости численно равно пути, которое проходит тело за единицу времени.
6. Название единицы величины:

1. Ом – единица сопротивления. (ГОСТы не разрешают использовать термин

«единица измерения»)
7. Условное обозначение единицы величины: Ом, м, Н.
8. Определение единицы величины.
9. Прибор для прямого измерения единицы величины.
10. Примеры значения величины которые встречаются в природе или технике.
[pic]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать