. на фоне этого образа представьте (напишите) русское и иностранное
слово
. произнесите несколько раз сначала русское, затем иностранное
слово, сравните звучание русского и иностранного слова
. увеличьте буквы иностранного слова, сделайте их объемными
. меняйте расположение слов относительно друг друга на воображаемом
экране
Также у некоторых людей отлично работает следующий способ: сформируйте
как можно ярче образ иностранного слова. Почувствуйте вкус, запах, цвет,
звук образа, прикоснитесь к нему и зафиксируйте свои ощущения. (Вариант
этого способа приводится ниже)
Если Вам в тексте встретилось новое слово очень полезно ответить на 4
вопроса:
1) какие синонимы слова Вы уже знаете (слова близкие по значению)
2) какие антонимы слова Вы знаете (слова противоположные по значению)
3) когда Вы употребляли это слово в разговоре последний раз, замените
мысленно в том разговоре слово на иностранное
4) в каких ситуациях Вы будете употреблять это слово (смоделировать
эти ситуации)
Отвечая на эти вопросы, Вы как бы «помогаете» мозгу определить место
слова в Вашей базе иностранных слов, что в дальнейшем облегчит нахождение в
базе нужного слова.
Далее перечисляются известные автору способы запоминания иностранных
слов. Заметьте, что место способа в списке никак «не говорит» об его
эффективности, попробуйте все описанные способы и выберите те из них,
которые будут наиболее эффективны именно для Вас.
? Способ установления связей с каким-нибудь русским словом, имеющим
созвучие с иностранным словом и с которым легко можно образовать близкую по
смыслу ассоциацию, например:
face – физиономия – лицо
call – колокольчик – звонить, звать
car – карета – машина
book – букинист – книга
boat – ботик – лодка
short – шорты (короткие брюки) - короткий
screw – крутить - винт
Подобрать подходящее слово возможно только к очень незначительному
количеству слов. И все же пусть этот способ будет в Вашей коллекции.
? Подобрать к иностранному слову созвучное русское слово и связать
русское и иностранное слово через придуманную ситуацию, представить
ситуацию в образах. Чем невероятней будет ситуация, тем лучше запомнится
слово. Например:
eagle (игл) – орел
представляем грозного красавца орла, и вот этот самый орел вышивает
огромной иглой свое изображение на флаге
dull – тупой, глупый
представляем глупого, тупого п’ингвина, который вместо того, чтобы прятать
свое жирное тело в утесах летит в даль
ditch – канава, ров, кювет
представьте дичь, которая теперь почему-то не хочет сидеть на деревьях и
летать, а забралась в канавы и кюветы, и охотиться теперь на нее нет
совершенно никакого интереса
braten (нем.) – жарить
представьте, что знакомые Вам братья, помешались на приготовление жареных
блюд, и целыми днями только и делают, что жарят и жарят и жарят.
bellen (нем) – лаять
представьте идеально белую собаку, которая громко лает
Усовершенствовать этот способ можно, представив себя в этой ситуации,
как можно реальней пережить ощущения. Например, как Вы пытаетесь вытащить
дичь из канавы, но проваливаетесь сами туда, пачкаетесь, промокаете. Или
как пытаетесь отнять иголку у орла (иголки орлам не игрушки!), а он вас
больно клюет. Боитесь пройти мимо лающей белой собаки. Здесь главное ярко
ощутить то, что Вы бы почувствовали в этой ситуации:
puddle (падл) – лужа
представьте, Вы упали в лужу и переживите все неприятные ощущения,
теперь слово
puddle Вы точно запомните
? Вариант этого способа – связать необычной ассоциацией два или три
слова, например:
horse (лошадь) – domain (владение, имение, территория)
представьте, что владельцем огромного имения (domain) со всей прилегающей
территорией (domain) по завещания рехнувшегося дедушки стала молодая лошадь
(horse), все наследники в панике и Вы один из них
Недостатком двух последних способов является то, что слова
запоминаются оторванными от реального, естественного контекста. Возникает
вероятность того, что в нужный момент эти слова естественно и автоматически
вспоминаться не будут. Поэтому составьте с этими словами несколько простых
фраз, фразы также можно взять из словаря или разговорника. Новые фразы
легко получить, немного изменив или дополнив первоначальные фразы.
Вспомните ситуации, когда Вы употребляли слово в разговоре, затем
смоделируйте ситуации, в которых Вы будете употреблять это слово.
? Способ установления родственных связей (нахождение общих корней) по
созвучию слов. Многие языки когда-то давно начали самостоятельно
развиваться от одного общего праязыка, т.е. имеют общий язык прародитель. В
современных языках сохранились корни слов, которые восходят к этому общему
языку-прародителю. Конечно, в разных современных языках корни эти могут
сильно отличаются по произношению и написанию, но все же иногда
родственность корней установить довольно легко. Ценность этого способа
заключается в том, что Вы слово как бы вспоминаете, а не заучиваете.
Правда, чувство родственности корней и даже вроде бы и совсем несхожих по
звучанию, приходит не сразу, с практикой. Применяя этот очень эффективный
способ, не принимайте во внимание научную обоснованность установленной
родственной связи, ведь Ваша цель легко запомнить слово, а не написать
диссертацию по этимологии. Попробуйте прочувствовать родственность ниже
приведенных английских и немецких слов:
die Tochter (нем.) – daughter (англ.) – дочь (т часто переходит в д)
die Liebe (нем.) – love (англ.) – любовь
der Helm (нем.) – helmet (англ.) – шлем, каска
die Frucht (нем.) – fruit (англ.) – фрукт, плод
die Sonne (нем.) – sun (англ.) – солнце
lang (нем.) – long (англ.) –длинный
lehnen (нем.) – lean (англ.) – наклоняться, прислоняться
das Wasser (нем.) – water (англ.) - вода
die Locke (нем.) – lock (англ.) - локон
feature (англ.) – черта
der Teil (нем.) – часть, die Feige – фига, инжир
? Также, чтобы слово лучше запомнилось можно написать в иностранном и
русском слове одинаковые согласные (если такие конечно есть) значительно
крупнее, чем остальные буквы, и другим цветом. Например:
говорить сидеть бушевать drill damage
cut
sagen sitzen toben сверло повреждение
резать
Затем несколько раз произнести эту пару слов, концентрируя внимание на
выделенных буквах.
? Соединение слова и его значения. В современной лингвистике
существует интересная теория, что каждый звук имеет свое значение, т.е.
слова вовсе не случайно прикреплены к вещам, и форма, звучание слова имеет
непосредственную связь с предметом, явлением, которое оно означает. Люди
просто-напросто разучились распознавать эту связь. Так, сама форма и
звучание слова указывает на характеристики обозначаемого предмета: его
форму, цвет, звук, другие ощущения от предмета.
Возьмите какое-нибудь незнакомое иностранное слово, свяжите все ощущения от
слова (цвет, запах, движение, ощущения от прикосновения, перемещения,
размер, степень приятности) с обозначаемым предметом. Если это проделывать
с каждым словом, то вскоре запоминать слова Вы будете легко и
автоматически. Применяя этот способ можно добиться просто поразительных
результатов.
? Очень эффективно учить слова по темам. Этим способом можно быстро
выучить большое количество слов. Возьмем какую-нибудь тему, например,
«город». Представим, нарисуем в воображении, что есть в нашем городе:
улицы, площадь, ресторан, магазин, школа, гостиница, набережная, река,
мост, дорога, машина, автобус, светофор и т.д. Каждый элемент нужно
представлять как можно отчетливей, можно представлять не настоящие школу,
площадь, мост, а такие, какие они бывают в мультфильмах или просто
выдумывать. Главное четко увидеть, услышать, почувствовать предмет и
назвать его иностранным словом, без какого-либо вмешательства русского
слова. Затем можно каждый элемент сделать отдельной темой:
магазин: продавец – прилавок – покупатель – деньги – чек –
товар и т.д.
школа: ученик – учитель – парта – доска – тетрадь – ручка –
карандаш и т.д.
Для запоминания глаголов можно представить стадион, на котором: (быстро)
бегают, ходят, плавают, (высоко) прыгают, толкают, (громко) кричат, бьют,
дерутся, свистят и т.д. Также отчетливо представьте и ярко переживите все
ощущения, связанные с этими действиями.
? Если нужно выучить 10-20 слов, которые не объединяются в одну общую
тему, придумайте какой-нибудь необычный яркий рассказ, в котором все слова
были бы последовательно связаны и являлись в рассказе связующими
элементами, т.е. объедините их в смысловую цепочку. Чем необычней будет
рассказ, и чем ярче вы его представите, тем лучше запомнятся слова.
Например, нужно запомнить следующие слова: чашка, дерево, мост, машина,
книга, веник, яблоко, окно, пианино, луна (берем, конечно, иностранные
слова). Придумываем, например такой, рассказ:
в огромной чайной чашке
растет громадное дерево
на дереве мост
по мосту ездит с большой скоростью машина
из выхлопной трубы машины на землю падает книга
из книги сделали веник
на венике выросло огромное яблоко
на яблоке окно
в окне можно увидеть пианино,
на котором играет луна
Рассказ лучше через какое-то время (через 1 день, потом через 2-3)