Экономические отношения между Россией и Казахстаном

в общем количестве Казахского импорта с 36,7% в 1999 г. до 45,4% в 2001 г.

В группах импортируемых продуктов потребления наблюдались незначительные

изменения. Таким образом, объемы импорта были уменьшены.

Анализ экспорта и импорта показывает, что в структуре импорта по

отношению к экспорту нет преобладания среди отдельных потребительских

групп, в то же время растет удельный вес продуктов питания, и продуктов

переработки готовых изделий.

Из 89 регионов РФ, 72 имеют торговые экономические связи с

Республикой Казахстан.

Характерная черта транспортно-географических межрегиональных связей

регионов России с Казахстаном – это управление взаимной товароперевозкой,

главным образом, с Урала, Западной и Восточной Сибирью, а также с Москвой и

Московской областью.

Важное место в российско-казахских отношениях занимает пограничное

сотрудничество, на чью долю приходится 71,5% общего оборота товаров

потребления. В экспорте многих пограничных объектов Федерации значительный

объем приходится на продукцию нефтехимического производства.

Значительный опыт взаимно экономического сотрудничества с

пограничными районами Казахстана сосредоточились в Оренбургской области, а

также Павлодарский регион Казахстана, с граничащими с Россией регионами.

Сейчас 18% Оренбургского экспорта и больше чем 40% импорта приходится на

Казахстан.

В общем, перед Казахстаном при взаимной торговле с Россией встает

серия перспективных задач, чье решение, несомненно, повлияет на

общеэкономическую ситуацию в стране.

Одна из важных задач – это изменение торгового баланса Казахстана и

РФ от негативного к позитивному. К тому же, желательно постепенное

изменение структуры оборота товаров потребления в выгодном для Республики

Казахстан направлении.

Исходя из интересов обоих государств, целесообразно в ближайшей

перспективе обозначить комплекс мер по укреплению связей граничащих

регионов. Необходимость создания общих законных правил развития граничащих

регионов сомнения не вызывает. На наш взгляд, необходимо ускорить развитие

определенных законов. Среди них: Законы о государственной поддержке

социально - экономического развития соседних территорий Республики

Казахстан, о свободных экономических регионах (областях), о соседней

торговле.

Явное присутствие потенциала и взаимно выгодных возможностей России и

Казахстана также полезно для оптимальных форм специализации, плотности

индустриальных и финансовых столиц, эффективных финансовых аппаратов,

структуры оптимальных товаров потребления, финансовых и транспортных

направлений. В связи с этим особая срочность в развитии Казахско -

Российских отношений была достигнута с проблемами в синхронизации

законодательного и нормативной основ стран.

Не менее важно то, что скоординированная рыночная стратегия

Казахстана и России представлена на международных рынках, где вполне

возможно охранение и усиление общих позиций. Приоритетное направление

изображает усовершенствование организационных форм деятельности Казахских и

Российских поставщиков на мировые рынки. Они могут стать картелью

соглашения.

3. Сотрудничество в газо - нефтяной и энергетических сферах.

Рассмотренное направление сотрудничества между двумя странами – одно из

перспективных. Структура Казахского экспорта нефти в страны в 2001 году

характеризуется снижением доли доставки в страны СНГ (17%) и расширением

географии экспорта нефти в города зарубежных стран.

Показатели экспорта нефти в 2001 году значительно уменьшились

сравнительно с 2000 годом. Параллельно с экспортом Казахстан реализует

импорт нефти. И 98 % всего объема импортируемой нефти необходимы РФ.

Казахстан более чем на 50% зависит от России в отношении доставки

неочищенной нефти на очистительные заводы в Чимкенте и Павлодаре, которые

получают Западно-Сибирскую нефть по трубопроводу из Омска. Павлодарский

очистительный завод на 100% зависти от Западно-Сибирской нефти.

Эта технологическая зависимость от России впадает в основные проблемы

Павлодарского очистительного завода: оборот продукции рассчитывается на

расход Западно-Сибирской нефти с низким содержанием серы и парафина.

Перспектива производства казахской нефти усложнен соседством с Российскими

заводами-конкурентами, Омским, Уфимским, Волгоградским перерабатывающими

заводами, они установили доступ к неочищенной нефти, к тому же по

сниженным ценам.

Сотрудничество в нефтегазовой отрасли также объясняется развитием

Казахских вкладов. Россия в проекте потребителей природных богатств на

территории Республики Казахстан занимает 4-е место.

Большой интерес в отношении Казахстана выражен в большой нефтяной

Российской компании «Юкос», который получил долю для развития в России и на

территории Казахстана.

С 2000 года электро - энерго система Казахстана работает в

соответствующих условиях с европейским экономическим сообществом России и

энергосистемой стран Центральной Азии.

Параллельная работа электро - энерго систем значительно повысила

качество электроэнергии и надежность электроснабжения потребителя

Казахстана, Центральной Азии и РФ, а также позволила оперативно реализовать

излишки электричества и передачу электроэнергии, это более рациональное

использование энергосилы электростанций.

Электро - энерго система Казахстана, Российская Академия Наук и

Европейское Экономическое Сообщество России призваны обеспечить

безопасность друг друга в случае аварий.

В общем, сотрудничество Казахстана с Россией в топливно-

энергетической сфере имеет заметные перспективы.

Главный фактор развития энергорынка – это углубление сотрудничества в

области научных исследований и развитии продвинутых технологий в

производстве электро, энерго технического оборудования. Сейчас все виды

оборудования для электростанций производятся в России. В связи с распадом

Советских экономических связей между производителями и потребителями

коммунальных услуг, оборудование значительно ухудшилось, это негативно

отразилось на показателе пригодности продукта электрокомплексов страны. В

этом вопросе целесообразно исключить конкретные меры на уровне государства.

4. Сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций.

Сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций – одна из самых

перспективных областей развития двухсторонних отношений между Казахстаном и

Россией. Оба государства в связи с развитием транспортного сотрудничества

имеют стратегическую ценность друг для друга, так как, являясь частью

широкой национальной транспортной сети, занимают определенную

географическую позицию.

Казахстан и Россия тесно связаны транспортными коммуникациями. В

связи с этим Казахстан чутко реагирует на любые изменения в тарифах на

стоимость перевозок на территории России.

Один из ключевых здесь вопросов – это транспортировка нефти и газа

через территорию России. В совокупности, транспортировка Каспийской нефти и

нефти в целом – одна из главных сторон Российско-Казахстанского

сотрудничества.

В период с 1995 по 1999 г. Россия дала Казахстану такую квоту,

которая не позволяла Казахстанским экспортерам использовать трубопровод

Атырау – Самара на видимых ваттах, заряженных почти на 100%. Было подписано

соглашение по увеличению квоты на транзит нефти в дальние зарубежные страны

сначала до 5 млн тонн (23 декабря 1998г.), а затем до 7,5 млн тонн (25

февраля 1999г.). это решение положило начало проекту по реконструкции и

модернизации трубопровода Атырау – Самара для увеличения объема

проходимости сначала до 12 млн тонн, потом до 15 млн тонн.

Этот проект, составленный транспортными компаниями обеих стран,

Российским «Трансойл» и Казахским «Казахойл» выгоден для обеих сторон. Для

«Трансойл» транспортировка Казахстанской нефти по трубопроводу, для

полного использования которого не достаточно 20 млн тонн, приносит

дополнительную выгоду. Для Казахстана увеличение объема проходимости

трубопровода Атырау – Самара и экспорт нефти через Россию открывает

перспективный рынок продажи, которой является Европа. По системе

нефтепровода «Дружба» Казахстанская нефть может поступать в Германию,

Польшу, Венгрию, Словению, Чехию и Словакию, где существует устойчивая

необходимость в нефти. По прогнозам экспертов, к 2010 году Центральная и

Восточная Европа будет импортировать около 80 млн тонн нефти в год. Сейчас

более, чем половина объемов импортируемой нефти в этом регионе обеспечивает

доставку в страны СНГ, главным образом, из России (51%). Увеличив

экспортные возможности в этом направлении, Казахстан может стать одним из

крупнейших поставщиков сырья в европейские страны.

Совместными усилиями Казахстан и Россия привели в действие Каспийский

трубопровод Консорциум (КТК). Общая протяженность трубопровода составляет

1580 км, основной объем проходимости 28 млн тонн в год. Таким образом для

достижения максимального объема 67 млн тонн нефти в год, необходимо только

увеличить возможности добывающих станций.

В течение ближайших 40 лет КТК будет являться устойчивым источником

доходов для акционеров, а также для России и Казахстана. Согласно оценке в

течение периода ремонта трубопровода в федеральном и региональном бюджетах

России прибавится примерно 23,3 биллиона долларов США дохода, Казахстан

получит примерно 8,2 биллионов долларов.

Развитие транспортного сотрудничества с РФ – это самое актуальное для

Казахстана на сегодняшний день со структурой постройки регионального и

трансконтинентального транзита.

Региональный транзит РФ – одна из основных стран формирования и

распределения веса транзита, на его долю приходится 26% формирования и 20%

распределения веса от общего числа всех транзитных транспортировок.

Трансконтинентальный транзит.

В общем, транзитные течения в направлениях Северо-востока и Восточно-

Азиатской Европы оцениваются примерно в 330-400 биллионов долларов. Таким

образом, до 20% этих течений могут проходить через регионы России и

Казахстана.

Беря во внимание общий размер оборота товаров потребления, железные

дороги континента Евразии, а главным образом, Казахстана и России, имеют

реальный потенциал для ориентировки трансконтинентального трафика товара с

моря на железнодорожные маршруты.

LIST OF USED SOURSES

1. Mansurov. T. “Relationship between Kazakhstan and Russia”, 1998.

2. Esengalin. N. “ External Economy” 1999.

3. National Agency of Statistics “Semiannually Report”2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать