История развития китайской письменности

были достаточно условными изображениям

предметов и потому назывались вэнь "изображение, орнамент". В дальнейшем

стали создаваться более сложные знаки, состоящие из нескольких таких

рисунков. Эти сложные знаки получили название цзы. В предисловии к словарю

"Шовэнь цзецзы" говорится, что "придворный историограф императора Хуан Ди

по имени Цан Цзе первым создал письмо на дощечках". Там же приводится,

скорее всего, ложная этимология слова цзы "письменный знак" от

слова цзы "рожденный", т. е. "производный" от нескольких знаков.

Существует и другой традиционный взгляд на начальную точку истории

китайской письменности, также основанный на мифологическом представлением о

начале достоверной истории Китая. Согласно традиционной исторической

концепции император Хуан Ди был реальным историческим лицом и правил Китаем

в XXVI в. до н. э. В это же время при его дворе служил историограф Цан Цзе.

Соответственно изобретение китайского письма тоже относится к этому

времени. Сторонники такого взгляда на историю китайской письменности

считают что она существовала еще до Цан Цзе, который выступил не столько

как создатель новой, сколько реформатор уже существовавшей иероглифической

письменности. В защиту такого взгляда на историю китайской письменности

обычно приводятся косвенные соображения, однако, прямые свидетельства,

указывающие на существование письма в ту отдаленную историческую эпоху, до

сих пор отсутствуют.

По данным археологии ранняя история китайской письменности начинается с

насечек на керамических сосудах, бнаруженных на раскопках всех

неолитических культур Китая. Обычным местом на неолитической керамике,где

находятся насечки, является веничик или днище сосуда.

Насечки на керамике неолитических культур были элементарны по форме. По

технике исполнения они представляли собой черты сложной формы, нанесенные

заостренным предметом на необожженные керамические изделия. Однако иногда

встречаются насечки, сделанные по обожженным изделиям. Их форма варьирует

от одной неолитической культуры к другой и только небольшое число простых

знаков оказались общими для нескольких культур одновременно.

Историки китайского письма склонны рассматривать эти насечки как его

древнейшие знаки. Если дело обстоит действительно так, то с наибольшей

вероятностью можно подозревать, что они представляют собой древнейшие формы

знаков для числительных. Различия графической формы и их состава в наборах

знаков каждой неолитической культуры в отдельности означает, что все они

обладали собственной письменностью. Ограниченность числа знаков позволила

некоторым исследователям предполагать, что неолитическая письменность была

алфавитной. Особое место в ряду насечек, принадлежащих разным неолитическим

культурам, принадлежит насечкам культуры Давэнькоу, провинция Шаньдун. По

результатам радиоуглеродного анализа стоянки этой культуры датируются

третьим и даже пятым тысячелетием до н. э. Знаки на керамике культуры

Давэнькоу отличаются большей сложностью по сравнению со знаками других как

синхронных, так и более поздних неолитических культур. По своим графическим

признакам они представляют собой рисунки вполне сходные с изображаемым

предметом. Такое сходство позволяет предполагать, что именно они были

наиболее ранними пиктограммами китайского письма. Отсюда же был сделан

вывод, что китайская письменность имеет истоки, относящиеся не к середине

второго, а к середине пятого тысячелетия до н.э.

Археологические исследования более поздних эпох истории материальной

культуры Китая показали, что в начале второго тысячелетия до н.э. на

керамике можно увидеть не одиночные знаки, а группы знаков, которые по

своей графике напоминают знаки на иньских костях и панцирях. Так, на

стоянке Учэн, провинн Цзянси, которая датируется началом второго

тысячелетия до н.э. была обнаружена керамика с насечками, расположенными

группами по 5-7 знаков. В отдельных случаях число насечек может достигать

двенадцати. Такие группы знаков вполне могут рассматриваться как надписи.

По своей графике насечки сходны со знаками иньского письма, но

идентифицировать их со знакам иньского или современного китайского письма

не удается. Эти знаки можно считать предшественниками иньского письма или

его локальными формами. Ни одна из предполагаемых надписей не прочитана. Их

исследование является задачей будущих поколений китайских палеографов.

Насечки на керамике продолжали существовать также и после изобретения

письменности. Они остаются одним из характерных признаков керамики более

поздних Исторических периодов Чуньцю (722 - 481 гг. до н.э.) и Чжаньго (481

- 250 гг. до н.э.). Технические различия между насечками и иероглифами

особенно хорошо заметны на керамике из Байцзячжуана и Чжэнчжоу. Здесь на

керамике из культурного слоя эпохи Чжаньго были обнаружены как насечки, так

и надписи, сделанные иероглифами. При этом существенно, что насечки были

выполнены вручную, а иероглифические надписи выполнены штампом. Различие в

технике вполне объяснимо: гончары вряд ли были достаточно грамотны для

того, чтобы делать надпись на каждом сосуде в отдельности, поэтому для

орнаментальных надписей они пользовались готовым штампом, а для своих

технологических целей - насечками, смысл которых был понятен им, но не был

существенен для пользователей керамикой. Возможно, какая-то часть

пользователей керамикой могла их прочесть.

На керамике иньского периода различие между насечками и иероглифами не

было столь отчетливо. В Сяотуне и Дасыкуне, где было найдено большинство

иньских гадательных костей, с самого начала раскопок постоянно попадались

керамические сосуды с надписями. Знаки на этих надписях можно

идентифицировать со знаками иньского письма, но тем не менее в целом их

прочесть не удается. Некоторые исследователи полагают, что в этих поздних

надписях знаки иньского письма смешаны с насечками, но причина смешения

остается неясной. Такое же смешанное письмо, состоящее из иньских

иероглифов и насечек, встречается при раскопках далеко за пределами иньской

столицы на периферии империи Инь, а, может быть, и за ее пределами. В

культурном слое Мацяо IV неподалеку от Шанхая, который хронологически

соответствует среднему и позднему периоду Инь на Центральной Равни-

не, была обнаружена керамика со знаками-насечками и

настоящими знаками иньской иероглифической письменности.

Даже изложенные здесь немногочисленные описания насечек, найденных на

керамике в раскопках неолитических культур, иньского и раннего чжоуского

времени, свидетельствуют о длительной эволюции китайского письма от

простейших графических изображений, не связанных посредственно с языком, к

знакам, передающим лингвистические единицы. Как известно, потребность в

письменности возникает на том уровне развития цивилизации, когда требуется

устойчивая коммуникация в обществе как во| времени, так и в пространстве.

Для обеспечения устойчивой коммуникации в пространстве требовалось

изобретение способа передачи, а для обеспечения ее во времени изобретение

способа хранения информации. В обоих случаях это могло сделать только

письмо.

Для создания письменности требуются как графические, так и технические

условия. Материал, на который наносились знаки разного назначения, должен

обладать такой поверхностью, которая соответствовала бы возможностям

избранного орудия письма. Как и во всех остальных центрах цивилизации

первым орудием письма в Китае был заостренный предмет, пригодный для

нанесения тонких линий. Соответственно, материал для письма должен был

обладать мягкой поверхностью. Как известно, гончарное производство в Китае

достигло высокой степени совершенства, китайские гончары располагали

разными способами нанесения орнамента и, вообще, любого изображения на

сырые и обожженные изделия. Поэтому сырая или обожженная глина была вполне

доступным материалом для письма. Однако самым древним дошедшим до наших

дней материалом являются лопаточные кости крупных млекопитающих и панцири

черепах. Для придания процарапанным линиям большей контрастности

использовался черный краситель, который заполнял процарапанную бороздку.

Существующие надписи на гадательных костях по большей части нацарапаны на

поверхности костяного панциря и лишь часть из них нанесена тушью или иным

подобным образом, все основные элементы техники письма - предмет, служащий

поверхностью для письма, орудия для нанесения письменных знаков, краситель

для более четкого их выделения на поверхности - уже присутствовали в

технике иньского письма.

Археологи, занимающиеся китайской керамикой эпохи неолита и бронзы, а

также исследователи истории китайского письма с полным основанием

усматривают связи насечек на керамике со знаками иньской иероглифической

письменности. Уже к настоящему времени опубликовано много статей, где тот

или иной знак на керамике идентифицируется со знаком иньского письма. Не

приходится также сомневаться, что графика этих знаков генетически связана с

орнаментом и рисуночным декором на керамике того времени. Иначе говоря,

насечки, орнамент, рисуночный декор на неолитической керамике создавали ту

графическую среду, в которой формировалось иньское иероглифическое письмо.

С изобретением иньского иероглифического письма насечки на керамике

продолжали существовать как техническое средство гончарного производства.

Таким образом, знаки – насечки на неолитической керамике вместе с

орнаментом и декором представляют собой предписьменность, ту графическую

среду, где могут возникнуть знаки письма. Все эти компоненты графической

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать