что есть в Уэльсе. Валлийское слово еisteddfod означает «заседание», а сам
праздник представляет собой состязание народных певцов, бардов. Это один
из старейших валлийских обычаем, он был зарегистрирован в VI веке.
Айстетвод – «блуждающий» праздник: он проходит попеременно то на юге,
то на севере Уэльса, но время проведения неизменно – первая неделя августа
каждого года. На этот самый большой праздник народного творчества в Европе
съезжаются валлийцы со всего света. Все процедуры ведутся на валлийском
языке – ведь целью праздника является развитие национальной культуры и
национального языка, который был запрещен актом о присоединении Уэльса к
Англии. Борьба за сохранение древнего культурного наследия велась в
различных формах и была подхвачена айстетводом. В программу включается
выступления хоров – мужских и смешанных, духовых оркестров, девушек-
арфисток, драматические спектакли, выставки живописи, других искусств,
ремесел, мероприятий для детей. Выступления проходят в огромном переносном
павильоне, который вмещает десять тысяч зрителей – как Альберт – холл в
Лондоне! На празднике продаются пластинки уэльской поп-музыки, уэльские
биографические справочники, национальный сувениры. Пик торжества –
Коронование Барда, о которой мы расскажем чуть позже.
Следующий по значению Международный музыкальный айстетвод
(International Music Eisteddfod). Он проводится в Ланголлене в июле. В
нем участвуют не только валлийцы, но и представители многих стран, все в
живописных и красочных национальных костюмах. Там при огромном стечении
участников и зрителей проходят конкурсы народных песен и танцев.
В 1947 году в Южном Уэльсе, в Порткау, появился еще один айстетвод –
шахтерский. Он представляет собой важное событие в жизни шахтеров как в
культурном, так и общественном плане. Здесь встречаются добрые старые
друзья, завязываются новые знакомства. Многие семьи приезжают на целый день
и смотрят все конкурсы с начала до конца, то есть часов 10 – 12 подряд –
благо еды с собой захвачено достаточно! Айстетвод послужил «стартовой
площадкой» для многих певцов и певческих коллективов, получивших в
дальнейшем мировое признание.
Ну, а теперь о короновании барда. В центре огромной поляны образован
круг из камней, посередине – «алтарный камень». Здесь расположились друиды
– конечно, не сами древние священники-судьи, а барды ордена Друидов,
почетные граждане - доктора, философы, священники, писатели, политики.
Одетые в длинные белые балахоны, они окружают платформу с почетным троном
для будущего барда. Трон является призом за победу в поэтическом
соревновании – традиция зародившаяся в 940 году. Здесь же нимфы в зеленом,
арфистки в голубом, женщины в красном с золотым рогом изобилия из
кардифского музея. Сейчас произнесут имя победителя – героя нации. Год
назад была определена тема и объявлен поэтический конкурс. В состязании
принимали участие профессиональные поэты и любители. Они уже
зарекомендовали себя в творчестве и получили поэтический бардовский
псевдоним – это обязательное условие. Год трудились поэты, и совету друидов
пришлось решать нелегкую задачу: выбрать достойнейшего и обосновать свой
выбор. Все произведения тщательно изучены советом заранее, и решение уже
принято, но пока держится в тайне. Денежное вознаграждение поэту невилико –
всего 20 фунтов, но почет и признательность неизмеримы и бесценны. Идут
таинственные приготовления: играют арфы, танцуют эльфы, гигантский меч
вынимается из ножен и погружается в них снова. Наконец главный друид трижды
обращается к зрителям: «Царит здесь мир?» Они трижды отвечают «Мир!»
Трубачи дуют в трубы, гремит орган, луч прожектора, пробежав по рядам,
выхватывает победителя. В сопровождении старейших друидов он направляется к
трону. Его облачают в пурпурную мантию, отороченную белым мехом, и
венчают зубчатой короной, изготовленной специально по этому случаю и
специально для него. Звучит поэма барда …
Оранжистские марши
и День поминовения 1916 года
Национальный праздник Ирландии, день святого Патрика, отмечается 17
марта. Как мы уже рассказывали, в этот день в петлице каждого ирландца
трилистник. Две трети Северной Ирландии составляют протестанты, потомки
англичан и шотландцев, переселившихся сюда в самом начале XVII века. 17
марта они празднуют потому, что «теперь чувствуют себя ирландцами».
Помимо праздников, отмечаемых во всем Соединенном Королевстве, в
Ирландии есть еще два, и оба политические. Торжественно отмечается 12
июля, день годовщины битвы на реке Бойн, в которой ирландские протестанты
под предводительством короля Вильгельма III Оранского разгромили католиков,
поддерживающих изгнанного короля Якова II. Произошло это в 1690 году, но
память о битве свято чтится оранжистами. Так называют себя члены ордена,
созданного в 1795 году в честь Вильгельма Оранского. Создание ордена
преследовало как религиозные, так и политические цели: поддержка
протестантизма и защита британского монархизма. В наши дни это
ультраправое общество считается тайным, но в маршах оранжистов открыто
участвуют видные унионисты, политики, землевладельцы и бизнесмены. По всей
Северной Ирландии в июле гремят барабаны и заливаются флейты. Виртуозно
раскручивая жезл, впереди каждой процессии выступает церемонимейстер. За
ним вышагивают мужчины с наброшенными на сюртуки оранжевыми шлейфами.
Вообще зрелище впечатляющее, но для католиков оно выглядит
устрашающим.Промаршировав по улицам, строй направляется за город, чтобы
провести митинг оранжистов, а потом т повеселиться всласть, размахивая
английским флагом, распевая Оранжистские песни, богохульствуя и проклиная
католиков. Нередко праздник заканчивается погромами католических районов.
«Силы безопасности», теоретически беспристрастные, неизбежно оказываются на
стороне унионистов: ведь их задача – любой ценой обеспечить охрану
протестантского населения.
Есть еще и третий праздник - День вознесения Святой девы, который,
казалось бы, не имеет ничего общего с политикой, но националисты-католики
избрали его своим днем. 15 августа происходит нечто подобное маршу
оранжистов, но, так сказать наоборот. Это День поминовения 1916 года, когда
произошло так называемое Пасхальное восстание в Дублине, одно из самых
значительных событий в истории борьбы против колонизаторской политики
Британии. Теперь уже другие общины торжествуют, и песни поются другие –
националистические, антиоранжистские.
Вот такие бывают праздники… Вековая религиозная и политическая вражда
не дает простым ирландцам объединится для борьбы за свои подлинные
интересы. Что же касается представителей верхушки, будь они оранжистами или
националистами, им это только на руку.
Паб – любимое пристанище англичан
О том, чем паб отличается от клуба и пивной, о возможности выпить
кружку пива, бесе-
дуя со знаменитостью, о том, что лучший путеводитель по пабам – книга
Дж. К Джерома, об удовольствии посидеть в единственном в мире
безалкогольном пабе, а так же о том ,чего нельзя позволить себе в
склепах,но можно в пабах. Английский паб очень напоминает клуб, но только
тем, кто приезжает в страну впервые. Для самих англичан это абсолютно
разные заведения и понятия.
История возникновения пабов, наверное, в какой-то степени банальна.
Веками эта прежде маленькая пивнушка или таверна играла важную роль в
социальной жизни страны. И в сельской местности, и в городе она была тем
центром, где уставшие путники могли передохнуть, перекусить , найти ночлег,
тепло и, естественно, выпить кружку пива или чего- нибудь покрепче. В те
далекие дни пабы были местом, где можно было услышать последние новости,
поспорить на разные темы, просто посидеть послушать, о чем судачат другие,
узнать, какие слухи ходят по стране. Сегодня во многих английских пабах вы
увидите на стене таблички, сообщающие посетителям о том, что давным-давно
(или всего несколько лет назад) именно в этой пивной сиживала некая
знаменитость и пила пиво вместе с другими завсегдатаями.
Пиво – излюбленный напиток жителей Великобритании, видимо, и потому,
что самый дешевый (более крепкие не всем по карману). Посетители пабов
всегда имеют возможность пропустить кружку-другую пива в «своем» пабе или
посидеть там, в компании друзей. Каждый паб состоит из нескольких, по
меньшей мере, из двух залов. Обычно это небольшие комнаты, в чем,
вероятно, и заключается одна из притягательных особенностей паба. Залы
называются барами, правда, один из них – «салон» - немного уютнее и
комфортабельнее, а, следовательно, чуть дороже. Социальные различия и
материальный уровень посетителей заметны и здесь. В одной из комнат, где-то
в дальнем углу располагается длинная стойка с высокими стульями или без
них; здесь продается не только пиво, но и другие напитки. Бармен наливает
их в стаканы либо кружки емкостью в пинту (0,47 литра) или полпинты.
Английские пабы традиционно обходятся без официантов, посетители
обслуживают себя сами. Атмосфера в пабах всегда отличалась теплотой, уютом
и каким-то добросердечием. Сюда приходят представители разных слоев
населения, различных классов, политических партий. Они заходят в паб не
выпить, а именно пообщаться, повидать друзей, а возможно, просто посидеть
поговорить с незнакомым человеком. Кружки пива может хватить на целый
вечер. Интерьер английских пабов, особенно в сельской местности, часто
воссоздает атмосферу старых пабов: уютные камины, длинные скамейки по обе
стороны срубленных столов, стилизованные кружки, низкие потолки.
В пабах существует множество правил, которым британцы следуют
неукоснительно. В частности посещать пабы в Англии разрешено с 14 лет и
обязательно в сопровождении взрослого; пить юным посетителям можно только
безалкогольные напитки, фруктовые соки или кока-колу. Те, кто хочет
попробовать пива или виски, вынуждены ждать того дня, когда им «стукнет»
18, закон здесь суров. Пойти в паб можно только в строго установленные
часы. Так, в деревне пабы открываются в 10.30 утра и закрываются в 2.30. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14