Понятие фонема

они могут строиться

более экономно, с учётом только используемых в данном языке

дифференциальных признаков.

Фонематический состав слов: традиционные фонологические школы и системная

фонология

В настоящее время существует несколько фонологических школ, имеющих

собственные определения фонемы и в связи с этим по-разному подходящих к

проблеме установления состава фонем отдельных слов.

Конечная цель применения на практике методов анализа этих школ - точно и

определённо установить фонологический статус звуков данного отрезка речи.

Однако известно, что существующие теории не всегда позволяют безоговорочно

достичь этой цели.

В данной статье мы рассмотрим то, как эта проблема решается в концепциях

Ленинградской фонологической школы (ЛФШ), Московской фонологической школы

(МФШ) и функциональной фонологии (ФФ), а затем проанализируем её с позиций

системной фонологии (СФ).

Основатель ЛФШ Л. В. Щерба считал, что все звуки языка "объединяются в

сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать

слова и их формы". Эти звуковые типы Л. В. Щерба и определял как фонему.

Его последователи рассматривают фонему как класс звуков, представленный в

речи различными оттенками. Существование двух определений фонемы (фонема

- звукотип и фонема - класс звуков) является следствием развития теории

фонемы как фонетического феномена, используемого языком для

дифференциации слов и морфем.

Фонема ЛФШ - относительно самостоятельная автономная материальная

единица, не имеющая прямой связи с морфемами, в состав которых она входит.

Профессор Л. Р. Зиндер, последователь Л. В. Щербы , указывал, что

" фонема , обладающая определёнными положительными чертами, всегда может

быть опознана по этим чертам". Естественно, что представители ЛФШ всегда

рассматривают звук как представитель фонемы, например, звук [t] (в слове

сад) как представитель фонемы "t", а звук [d] (в слове сады) как

представитель фонемы "d".

Такой подход позволяет легко определить состав фонем в словоформах.

Однако, и как об этом пишет Л. Р. Зиндер, "...если данная словоформа

характеризуется вполне определённым составом фонем, то этого нельзя

сказать о лексеме и морфеме". Получается, что морфема может иметь разный

состав фонем в различных словоформах; при этом происходит чередование

фонем. Например, в словах сад - сады чередуются "t" и "d". В других

случаях, например в словах кот и код, получается, что корневые морфемы

разных по значению и написанию слов в разных позициях могут включать в

качестве последней фонемы либо "t", либо "d" (ср.: кот бежит, коды,

котик, код трудный и т.д.). Таким образом, можно заметить, что, хотя в

подобных случаях морфемы и наделены самостоятельным значением и не являются

омонимичными, фонемный состав не позволяет дифференцировать их друг от

друга.

Приведём примеры фонемного состава слов в обозначении ЛФШ.

| |кот |код |собака |

|ЛФШ |/kot/|/kot/|/ sabбka /|

Как видим, в концепции ЛФШ при определении фонологического статуса звуков

речи решающую роль играют их материальные свойства. Однако в современном

языкознании существует и другой взгляд на природу звуковых единиц - во

внимание принимается в первую очередь их функциональная нагрузка в языке.

А. А. Реформатский указывал, что "...различие фонем и тождество одной

фонемы самой себе определяется функциональным, а не конкретно-звуковым

(артикуляционным и акустическим) различием или тождеством выражающих их

звуков". Поэтому, в отличие от ЛФШ, представители Московской фонологической

школы считают фонему функциональной единицей, главное назначение которой -

отождествлять морфемы и слова (конститутивная функция). Анализ МФШ

предполагает определение состава фонем на морфемном уровне и опирается на

положение о неизменности фонематического состава морфемы. По определению М.

В. Панова фонема - "...это функциональная фонетическая единица,

представленная рядом позиционно чередующихся звуков". Поэтому фонема МФШ

объединяет звуки, встречающиеся в разных позициях в рамках одной морфемы

даже при отсутствии между ними органической связи. Например, в слове кот

фонемный состав может быть представлен так: < к (о,а) (т,т'д)>. Однако в

некоторых случаях подобный анализ не позволяет определить все фонемы ,

составляющие слово. Например, в слове собака первый гласный звук всегда

безударен и не входит в ряд чередований. Нельзя с определённостью сказать,

что это: представитель фонем [о] или [а]. В подобных случаях сторонники

МФШ говорят о гиперфонеме. Например, М. В. Панов пишет, что гиперфонема -

"это фонема на ступени неполной языковой выявленности" и определяет её

как общую часть двух или нескольких нейтрализованных фонем. Таким образом,

по МФШ в состав слова собака входят несколько фонем и одна гиперфонема.

Включим в нашу таблицу примеры фонемного состава слов по МФШ:

| |кот |код |собака |

|ЛФШ |/kot/ |/kot/ |/sabбka/ |

|МФШ | |

| |д')> |т')> | |

Можно сделать вывод, что способ анализа Московской школы не даёт

исследователю возможности в любом случае определить полный состав фонем

данного слова.

В функциональной фонологии, создателем которой является Н. С. Трубецкой,

фонема также рассматривается как функциональная единица, однако её

основной функцией является различение морфем и слов. Фонема определяется

как совокупность различительных признаков. " фонема - это совокупность

фонологически существенных признаков, свойственных данному звуковому

образованию..."

Исходя из определений ФФ, можно сделать вывод, что слово/морфема состоит из

сочетаний комплексов неразличительных (нерелевантных) признаков и

комплексов различительных (релевантных) признаков (т. е. фонем). Однако

существует немало слов, где определённые различительные признаки не могут

выполнять свою функцию. Возьмём пример из русского языка с оглушением

согласных на конце слов: в словах кот и код признаки звонкости и глухости

не противопоставляются, так как звонкие гласные на конце слов заменяются на

глухие. В ФФ подобные ситуации связываются с понятиями нейтрализация и

архифонема.

По Трубецкому, в таких позициях происходит дефонологизация и замена двух

фонем (в нашем примере /т/ и /д/) на одну архифонему (/Т/), единицу,

которая включает только общие признаки двух фонем; при этом оппозиция

признаков звонкость-глухость нейтрализуется. Следовательно, по ФФ, слова

кот и код состоят каждое из двух фонем и одной архифонемы.

Анализ примеров таблицы методом ФФ даёт следующую картину:

| |кот |код |собака |

|ЛФШ |/kot/ |/kot/ |/sabбkа/ |

|МФШ | |

| |д')> |т)> | |

|ФФ |/коТ/ |/коТ/ |/сАббка/ |

Как видим, ни у одной из традиционных фонологических школ нет безупречного

решения проблемы установления состава фонем слова. Сторонники ЛФШ

отвергают функциональный подход к определению фонемы, что нарушает

целостность морфемы; приверженцы МФШ и ФФ признают невозможность

определения фонологического статуса некоторых звуков и используют более

широкие понятия гиперфонемы или архифонемы.

Из этого следует, что необходимо продолжать поиск новых путей для полного

решения обсуждаемой проблемы.

Попытка решить её по-иному была сделана в концепции системной фонологии. Её

основные положения были сформулированы и обоснованы Л. Н. Черкасовым в

работе "Теория лингвистических систем и системная фонология".

В СФ фонема рассматривается как функциональная система дифферем

(различительных признаков). Фонемы репрезентируются в звуках речи.

Релевантность признаков определяется установлением наличия функциональной

связи между ними и значением морфемы. Например, если в слове кот у первого

звука изменить признак веляризованности на признак палатализованности ([к]

> [к']), слово /кот/ превратится в /к'от/. Полученное сочетание звуков не

соответствует какому-либо слову русского языка. Поэтому мы можем сделать

вывод, что признак веляризованности имеет функциональную семантическую

связь со значением морфемы и является различительным признаком -

дифферемой. При проведении полного анализа слова и выделении всех

составляющих его фонем необходимо установить, какие признаки каждого

звука в экспоненте слова поддерживают функциональную семантическую связь

фонемы (выраженной этим звуком) со значением морфемы, в которую она

входит, т. е. определить все репрезентанты дифферем. Определение дифферем

ведёт к идентификации каждой фонемы. Этот способ анализа даёт

исследователю возможность определить конкретные фонемы и в тех случаях,

которые рассматриваются другими фонологами как гиперфонемные или

архифонемные ситуации. К примеру, если в морфеме -код- заменить у конечного

[т] глухость на звонкость, как в слове коды, значение морфемы не изменится,

она не превратится в другую и не перестанет существовать. Значит, признак

звонкости сохраняет здесь функциональную связь со значением морфемы.

Однако, если мы в слове коды заменим у [д] звонкость на глухость, мы

получим совершенно другое слово - коты. Значит, в данной морфеме глухость

не имеет функциональной связи со значением и не является дифферемой. По СФ,

в подобных случаях звуки [т] и [д] являются репрезентантами фонемы /д/.

Однако на её реализацию влияет норма языка. Норма определяется как

"механизм реализации единиц языка в речи". Как указывает Л. Н. Черкасов,

норма занимает "промежуточное положение между абстрактной системой языка и

конкретной речью" и "включает в себя не только правила реализации

инвентарных единиц, но и свои собственные единицы, занимающие промежуточное

положение между абстрактными единицами языка и конкретными формами их

реализации".

Соотношение языка, нормы и речи при реализации языковых единиц можно

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать