Системы упражнений в диалогической речи на различных этапах обучения
КАМЧАТСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Факультет «Лингвистика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Методике преподавания иностранных языков
на тему:
“Системы упражнений в диалогической речи на различных этапах обучения”
студентки II курса группы ЛВ-201
Таратыновой Олеси Валерьевны
Научный руководитель
Смык Марина Ивановна
г.Петропавловск-Камчатский
2001г.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Диалог как объект обучения. 5
1.1. Диалог как объект обучения 5
1.2. Психологическое содержание обучения диалогической речи 8
1.3. Виды диалогических упражнений 9
Глава 2. Структура и приёмы обучения диалогу. 12
2.1. Единицы обучения диалогической речи 12
2.2. Подходы к обучению диалогической речи 13
2.3. Приёмы обучения диалогу 14
2.3.1. Использование стимулирующих реплик 14
2.3.2. Макро - и микроситуации 21
Глава 3. Наглядность при обучении диалогической речи. 26
3.1. Кодоскоп 26
3.2. Печатный текст 27
3.3. Использование картинок 28
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Введение:
Данная курсовая работа посвящена различным системам упражнений в
диалогической речи на разных этапах обучения иностранному языку.
Как известно, диалог занимает практически 70 % нашей разговорной
речи и, при изучении иностранного языка, является одним из неотъемлемых
компонентов обучения.
В настоящей курсовой работе диалог рассматривается как процесс
общения двух или более собеседников-партнеров, где в рамках одного речевого
акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и
говорящего.
Специфика выбранной темы и поставленной перед нами задачи
обусловила выбор и структуру работы.
Данная курсовая работа состоит из 3-х глав, введения и заключения.
В первой главе диалог рассматривается как имеющий различные виды
объект обучения, а так же психологическое содержание обучения диалогической
речи.
Вторая глава посвящена структуре, подходам и приёмам обучения
диалогу на различных этапах обучения.
В третьей главе внимание акцентируется на использовании наглядности
при обучении диалогической речи: кодоскопа, печатного текста, картинок с
усложненной неразвёрнутой ситуацией.
Практическая значимость работы заключается в использовании диалогов
на разных этапах обучения для более успешного усвоения и закрепления
материала, а также практического использования в разговорной речи.
Глава 1.
1.1. Диалог как объект обучения
В методической литературе отражены три разных подхода к
определению роли и места диалога в обучении иностранному языку. Диалог
рассматривается как средство усвоения иностранного языка (языкового
материала); как форма организации всего учебного процесса по иностранному
языку; как один из видов речевой деятельности, которым надо овладеть в
процессе обучения. В настоящей работе отражен третий подход к обучению
диалогу.
Современная теория речевой деятельности рассматривает диалог как
форму социально-речевого общения, как основу сотрудничества и
взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности.
Диалогическая речь формируется под влиянием мотивов деятельности. Она имеет
определенную цель и задачу. Единицей диалогической речи так же, как и
монологической, является речевой акт, или речевое действие.
Особенности диалога: в рамках одного речевого акта имеет место
сочетание рецепции и репродукции; речевое целое конструируется двумя (или
несколькими) собеседниками; каждый из участников поочередно выступает в
качестве слушающего и говорящего.
Выделяют следующие экстралингвистические черты диалога, являющиеся
следствием участия в нем нескольких партнеров: коллективность информации;
возможную разноплановость информации; различия в оценке информации;
активное участие в речи мимики, жестов, действий партнеров; влияние
предметного окружения собеседников
Диалогическая речь значительно менее развернута, чем
монологическая, поскольку в условиях естественного общения она восполняется
общностью ситуации, совместным опытом говорящих. Эти обстоятельства
усугубляют трудности понимания собеседника в процессе диалога на
иностранном языке. Однако, в процессе понимания диалогической речи
присутствуют и облегающие факторы – предсказуемость реакций на основе
знания собеседника и общности ситуации, возможность опереться в процессе
понимания на мимику и артикуляцию партнера, на типичные для диалога повтор.
Диалогическое речевое действие осуществляется в условиях общей для
обоих участников, речевой ситуации. Под речевой ситуацией понимается
«совокупность таких факторов предречевой ориентировки, которые являются
константными в различных конкретных условиях ориентировки и изменение
которых влияет на изменение программы или операционной структуры речевого
действия» К числу таких факторов относят место диалогического речевого
действия в деятельностном акте и вытекающие отсюда мотивы и цели; условия,
в которых совершается речевое действие, характер ролей, в которых выступают
участники диалога; коммуникативные психологические установки, из которых
исходят говорящие; предмет беседы и уровень информированности участников
диалога.
Диалогическое речевое действие, как и всякое действие, может быть
одношаговым и многошаговым, может выступать в качестве составной части
целого и рассматриваться как целое, составленное из частей. Речевой акт
определяется как установление соответствия между двумя деятельностями и
включение речевой деятельности в более широкую систему деятельности в
качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов последней.
В естественном деятельностном акте речевое действие по-разному может
соотноситься с деятельностью в целом, играть большую или меньшую роль в
достижении конечной цели.
Степень развернутости диалогического действия зависит от характера
соотношения его с неречевым. Если цель деятельностного акта осуществляется
в основном за счет неречевого действия, акт речи бывает свернутым,
одношаговым. Одношаговое речевое действие занимает подчиненное положение в
деятельностном акте, может осуществляться параллельно с другим действием и
иметь с ним общую мотивацию. Фоном для него служит статичная внешняя
ситуация, объединяющая обоих участников. Занятые совместной
производственной деятельностью или домашними делами, люди обмениваются 1–2
краткими репликами с целью прокорректировать выполняемое действие, получить
справку или недостающий предмет для его выполнения, привлечь другого
человека к совместным действиям, оценить его действия или совместно
наблюдаемые действия других людей или просто пожелать друг другу доброго
здоровья, поздравить с праздником.
Многошаговым речевое действие может быть тогда, когда оно является
доминирующим в деятельностном акте. Мотивы такого действия могут совпадать
с социальными потребностями говорящих (с потребностью самовыражения,
общения, самоутверждения, познания). Цель высказывания может состоять в
том, чтобы переубедить собеседника в чем-то, дать инструкцию, выразить свои
чувства, получить сведения и т. д. Многошаговое речевое действие может
предшествовать неречевому (тогда целью будет планирование); может следовать
за ним (обсуждение результатов, воспоминания). Где и когда происходит спор
или обмен воспоминаниями, не столь существенно для содержания разговора. Он
вызван внутренней ситуацией, на первый план выступают особенности
говорящего: его вкусы, взгляды, степень его информированности по данному
вопросу и многое другое.
Промежуточной формой между одношаговым и многошаговым действием
является диалог. Такие диалоги ведутся преимущественно в сфере
обслуживания, где акт коммуникации осуществляется между человеком,
выполняющим предметное действие, и заказчиком. Такой диалог возникает на
базе внешней ситуации. Содержание его более или менее стереотипно, язык
изобилует штампами. Качественные характеристики сближают его с одношаговым
действием. Однако по количеству сообщений на каждого участника такой
диалог ближе к многошаговому действию.
1.2. Психологическое содержание обучения диалогической речи.
Говорение выступает в двух формах: монологической и диалогической.
Эти формы имеют различия не только в лингвистических характеристиках, но и
в психологическом плане. Рассмотрим диалогическую форму говорения с точки
зрения раскрытия психологического содержания обучения им.
Диалог – это процесс общения двух или более собеседников-
партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников
поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего. Диалогическую речь
нельзя спланировать, «запрограммировать», так как речевое поведение одного
партнера зависит от речевого поведения другого партнера.
Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы.
Первым является стимулирование собеседника на высказывание.
Стимулом для беседы может быть:
– вопрос, например: Are you going home? Does Peter live fare from