Системы упражнений в диалогической речи на различных этапах обучения

Системы упражнений в диалогической речи на различных этапах обучения

КАМЧАТСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Факультет «Лингвистика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Методике преподавания иностранных языков

на тему:

“Системы упражнений в диалогической речи на различных этапах обучения”

студентки II курса группы ЛВ-201

Таратыновой Олеси Валерьевны

Научный руководитель

Смык Марина Ивановна

г.Петропавловск-Камчатский

2001г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Диалог как объект обучения. 5

1.1. Диалог как объект обучения 5

1.2. Психологическое содержание обучения диалогической речи 8

1.3. Виды диалогических упражнений 9

Глава 2. Структура и приёмы обучения диалогу. 12

2.1. Единицы обучения диалогической речи 12

2.2. Подходы к обучению диалогической речи 13

2.3. Приёмы обучения диалогу 14

2.3.1. Использование стимулирующих реплик 14

2.3.2. Макро - и микроситуации 21

Глава 3. Наглядность при обучении диалогической речи. 26

3.1. Кодоскоп 26

3.2. Печатный текст 27

3.3. Использование картинок 28

Заключение 33

Список используемой литературы 34

Введение:

Данная курсовая работа посвящена различным системам упражнений в

диалогической речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Как известно, диалог занимает практически 70 % нашей разговорной

речи и, при изучении иностранного языка, является одним из неотъемлемых

компонентов обучения.

В настоящей курсовой работе диалог рассматривается как процесс

общения двух или более собеседников-партнеров, где в рамках одного речевого

акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и

говорящего.

Специфика выбранной темы и поставленной перед нами задачи

обусловила выбор и структуру работы.

Данная курсовая работа состоит из 3-х глав, введения и заключения.

В первой главе диалог рассматривается как имеющий различные виды

объект обучения, а так же психологическое содержание обучения диалогической

речи.

Вторая глава посвящена структуре, подходам и приёмам обучения

диалогу на различных этапах обучения.

В третьей главе внимание акцентируется на использовании наглядности

при обучении диалогической речи: кодоскопа, печатного текста, картинок с

усложненной неразвёрнутой ситуацией.

Практическая значимость работы заключается в использовании диалогов

на разных этапах обучения для более успешного усвоения и закрепления

материала, а также практического использования в разговорной речи.

Глава 1.

1.1. Диалог как объект обучения

В методической литературе отражены три разных подхода к

определению роли и места диалога в обучении иностранному языку. Диалог

рассматривается как средство усвоения иностранного языка (языкового

материала); как форма организации всего учебного процесса по иностранному

языку; как один из видов речевой деятельности, которым надо овладеть в

процессе обучения. В настоящей работе отражен третий подход к обучению

диалогу.

Современная теория речевой деятельности рассматривает диалог как

форму социально-речевого общения, как основу сотрудничества и

взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности.

Диалогическая речь формируется под влиянием мотивов деятельности. Она имеет

определенную цель и задачу. Единицей диалогической речи так же, как и

монологической, является речевой акт, или речевое действие.

Особенности диалога: в рамках одного речевого акта имеет место

сочетание рецепции и репродукции; речевое целое конструируется двумя (или

несколькими) собеседниками; каждый из участников поочередно выступает в

качестве слушающего и говорящего.

Выделяют следующие экстралингвистические черты диалога, являющиеся

следствием участия в нем нескольких партнеров: коллективность информации;

возможную разноплановость информации; различия в оценке информации;

активное участие в речи мимики, жестов, действий партнеров; влияние

предметного окружения собеседников

Диалогическая речь значительно менее развернута, чем

монологическая, поскольку в условиях естественного общения она восполняется

общностью ситуации, совместным опытом говорящих. Эти обстоятельства

усугубляют трудности понимания собеседника в процессе диалога на

иностранном языке. Однако, в процессе понимания диалогической речи

присутствуют и облегающие факторы – предсказуемость реакций на основе

знания собеседника и общности ситуации, возможность опереться в процессе

понимания на мимику и артикуляцию партнера, на типичные для диалога повтор.

Диалогическое речевое действие осуществляется в условиях общей для

обоих участников, речевой ситуации. Под речевой ситуацией понимается

«совокупность таких факторов предречевой ориентировки, которые являются

константными в различных конкретных условиях ориентировки и изменение

которых влияет на изменение программы или операционной структуры речевого

действия» К числу таких факторов относят место диалогического речевого

действия в деятельностном акте и вытекающие отсюда мотивы и цели; условия,

в которых совершается речевое действие, характер ролей, в которых выступают

участники диалога; коммуникативные психологические установки, из которых

исходят говорящие; предмет беседы и уровень информированности участников

диалога.

Диалогическое речевое действие, как и всякое действие, может быть

одношаговым и многошаговым, может выступать в качестве составной части

целого и рассматриваться как целое, составленное из частей. Речевой акт

определяется как установление соответствия между двумя деятельностями и

включение речевой деятельности в более широкую систему деятельности в

качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов последней.

В естественном деятельностном акте речевое действие по-разному может

соотноситься с деятельностью в целом, играть большую или меньшую роль в

достижении конечной цели.

Степень развернутости диалогического действия зависит от характера

соотношения его с неречевым. Если цель деятельностного акта осуществляется

в основном за счет неречевого действия, акт речи бывает свернутым,

одношаговым. Одношаговое речевое действие занимает подчиненное положение в

деятельностном акте, может осуществляться параллельно с другим действием и

иметь с ним общую мотивацию. Фоном для него служит статичная внешняя

ситуация, объединяющая обоих участников. Занятые совместной

производственной деятельностью или домашними делами, люди обмениваются 1–2

краткими репликами с целью прокорректировать выполняемое действие, получить

справку или недостающий предмет для его выполнения, привлечь другого

человека к совместным действиям, оценить его действия или совместно

наблюдаемые действия других людей или просто пожелать друг другу доброго

здоровья, поздравить с праздником.

Многошаговым речевое действие может быть тогда, когда оно является

доминирующим в деятельностном акте. Мотивы такого действия могут совпадать

с социальными потребностями говорящих (с потребностью самовыражения,

общения, самоутверждения, познания). Цель высказывания может состоять в

том, чтобы переубедить собеседника в чем-то, дать инструкцию, выразить свои

чувства, получить сведения и т. д. Многошаговое речевое действие может

предшествовать неречевому (тогда целью будет планирование); может следовать

за ним (обсуждение результатов, воспоминания). Где и когда происходит спор

или обмен воспоминаниями, не столь существенно для содержания разговора. Он

вызван внутренней ситуацией, на первый план выступают особенности

говорящего: его вкусы, взгляды, степень его информированности по данному

вопросу и многое другое.

Промежуточной формой между одношаговым и многошаговым действием

является диалог. Такие диалоги ведутся преимущественно в сфере

обслуживания, где акт коммуникации осуществляется между человеком,

выполняющим предметное действие, и заказчиком. Такой диалог возникает на

базе внешней ситуации. Содержание его более или менее стереотипно, язык

изобилует штампами. Качественные характеристики сближают его с одношаговым

действием. Однако по количеству сообщений на каждого участника такой

диалог ближе к многошаговому действию.

1.2. Психологическое содержание обучения диалогической речи.

Говорение выступает в двух формах: монологической и диалогической.

Эти формы имеют различия не только в лингвистических характеристиках, но и

в психологическом плане. Рассмотрим диалогическую форму говорения с точки

зрения раскрытия психологического содержания обучения им.

Диалог – это процесс общения двух или более собеседников-

партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников

поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего. Диалогическую речь

нельзя спланировать, «запрограммировать», так как речевое поведение одного

партнера зависит от речевого поведения другого партнера.

Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы.

Первым является стимулирование собеседника на высказывание.

Стимулом для беседы может быть:

– вопрос, например: Are you going home? Does Peter live fare from

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать