Башкирский Костюм

Башкирский Костюм

ВВЕДЕНИЕ

Слово «традиция» в наши дни прочно вошло в литературный, научный,

бытовой лексикон. Взятое из латинского языка, оно сохраняет свое исконное

значение: под ним подразумевается культурное наследие, а также процесс

трансмиссии культуры – передачи культурных достижений от поколения к

поколению.

Народ свои обычаи и культурные особенности обычно воспринимал как

нечто изначальное. "После зарождения мира расселились люди в разных местах

и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя

одежда..."– повествуется в одном из башкирских преданий.

Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной

принадлежности человека. Его стиль, конкретный образ складывались в ходе

многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хозяйственных

условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных

навыков. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил

отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся

непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний.

Территория, на которой в последние века обитали башкиры, была

обширной. Аулы и кочевья простирались от Волги до Тобола, от Камы до Илека.

Такая растянутость способствовала разобщенности населения, длительному

сохранению этнических (племенных, родовых, локальных) различий в культуре.

В различных природных зонах сложились свои хозяйственные комплексы с

преобладанием скотоводства или земледелия. В северных лесах переход к

оседлости начался рано, уже с первых веков II тысячелетия. Это

стимулировало развитие «оседлых» ремесел, внесло изменения в быт и

материальную культуру. На остальной территории оседание кочевников

растянулось на столетия.

В условиях оседлости в северной Башкирии население накопило большой

опыт по изготовлению тонкой пряжи из растительных волокон: конопли, позже

льна; здесь получило развитие узорное ткачество.

Население южных районов, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства,

продолжало изготавливать грубое и тонкое сукно, катать обувь, валять

головные уборы.

В народном костюме нашли претворение многие искусные умения: узорное

тканье, вязание, всевозможная вышивка, аппликация, составление украшений из

нанизанных на нити кораллов, из монет, ювелирное ремесло, орнаментация

кожи. Высокое мастерство исполнителей объединяло детали в слаженный

ансамбль, подчиненный единому художественному замыслу; в его основе лежали

глубокие исторические традиции. Вместе с тем сила индивидуального

творчества рождала неповторимые варианты привычного.

Женщины и девушки выделялись нарядной вышитой одеждой. Плотный узор

покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный

орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненный

тамбуром, располагался на темном (черном, темно-синем, фиолетовом) сатине.

Манера вышивки с очерчиванием контура одним цветом и заполнением фигур

другим придавала рисунку особую объемность. Такие комплекты (платье и

фартук) готовили к свадьбе; в сундуках молодух можно было обнаружить

несколько пар вышитой одежды, привезенной в дом мужа в составе приданого.

Мастерство девушки оценивалось умением варьировать узор. Своеобразное

искусство представляла вышивка бисером, блестками, жемчугом, металлической

нитью на очелыше головных уборов-колпачков.

Во всех башкирских деревнях процветал обычай готовить к свадьбе

загодя нарядную одежду для невесты и жениха. Имелись прославленные

мастерицы, выполнявшие заказы сельчан. После свадебного торжества вышитая

одежда становилась праздничной. Помимо вышитого платья и нагрудного

украшения из кораллов и монет в женский комплект входило покрывало

кушъяулык (двойной платок) с вышивкой по кромке у лица и традиционная обувь

с белыми голенищами. В таких красочных нарядах молодые женщины ходили по

деревне.

Распространенной вышивальной техникой был тамбурный шов. Орнамент

преобладал растительный, но сильно стилизованный, с набором традиционных

элементов, в которых угадывались диковинных очертаний цветы, плоды, кисти,

соединенные в гирлянды. Веяло архаикой от манеры обводить контуры рисунка,

не заполняя середины, произвольно в процессе работы менять цвета ниток.

1. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА.

Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего

и скотоводческого мира. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы, тулупы),

мужские головные уборы. Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных

тканей. Из нее катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь. В юго-восточном

Зауралье, по границе с Казахстаном, практиковалось утепление одежды

пластами овечьей и верблюжьей шерсти. Вырабатывалось домашнее сукно (тула)

естественного белого или коричневого цвета. Тонкое сукно (бустау)

употреблялось для праздничной верхней одежды, грубое (мэллэ) - для

повседневной. Из сукна шили женские и мужские чекмени, теплые штаны, чулки,

делали голенища обуви, мужские головные уборы. Для уплотнения сукно

сваливали, поливая горячей водой и катая в рулоне. На юге Башкирии из

шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы.

Из выделанных коровьих и лошадиных кож местные сапожники в Х1Х веке и

ранее делали башмаки, глубокие калоши, сапоги. Из тонкой козьей кожи

(сафьяна, шевро) шили сапожки ситек. Нередко, изготавливая те или иные виды

обуви, сочетали кожу с сукном, войлоком, реже – с домашним холстом.

При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей.

В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и

головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из

шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы

и головные уборы.

Одновременно в башкирском быту существовали традиции изготовления

пряжи из растительных волокон. Они перекликались, с одной стороны, с

навыками обработки растительного сырья у народов Поволжья, с другой –

обнаруживали много общего с ткачеством в южном земледельческо-

скотоводческом мире. В качестве главного материала, как и у народов Южной

Сибири, Средней Азии и Восточной Европы, использовалась конопля – киндер.

Домашнее производство конопляных нитей существовало у башкир еще в прошлом

веке. В ХVIII веке зафиксированы нередкие в ту пору случаи употребления и

крапивы.

В одежде, шитой из домашних тканей, нередко сохранялся естественный

цвет. Белые полотняные рубахи и платья можно увидеть в башкирских

коллекциях Уфы и Санкт-Петербурга. Их украшением служил вытканный

геометрический или вышитый растительный узор.

В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали в

красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. На подол наносили минеральной

краской полосы или нашивали две-три узкие цветные ленты. У южных башкирок

такие полоски служили зачастую единственным украшением платья. У северо-

восточных (приуральских), у челябинских и курганских (зауральских) башкирок

подол окаймляла вышивка, использовалась и аппликация.

Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались

также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого

цвета, в тон ему подбирались ластовицы.

Шелка и полушелка в сочетании с сукном и другими домоткаными

материалами определяли стиль одежды кочевничьей знати еще в древнетюркском

обществе. Археологические раскопки позволяют заключить, что население

Тюркского каганата предпочитало носить шелковую одежду, а также крытые

шелком теплые войлочные халаты и шубы.

В последние века, после присоединения Башкирии к Русскому

государству, активизировалось поступление на южный Урал продукции

западноевропейских и русских фабрик. Богатые башкиры получили возможность

покупать фламандские, голландские, английские сукна. С середины ХVIII века

в быт башкир все активнее проникала продукция русской промышленности:

московские и владимирские ситцы, кинешемские коломенки и нанки, казанские

кумачи. По-прежнему доходили персидские, хивинские, бухарские бязи,

выбойки, а также тонкие шерстяные ткани, парча, атлас, бархат и др. Одежда

из покупных тканей считалась более престижной, чем из местных материалов, в

том числе и из меха.

Покупные, особенно шелковые и суконные, ткани использовались

преимущественно для верхней одежды: бешметов, елянов, сапанов, чекменей,

камзолов и др.; в семьях, имевших возможность покупать достаточное

количество готовых тканей, из них шили и рубахи. Домашние же холсты шли,

главным образом, на «нижнюю» одежду: штаны, рубахи, платья. Верхнюю одежду

из них шили только бедняки. Лишь халаты сыба у северных башкир, как

правило, были холщовыми; для них изготавливали специальный полосатый холст,

в расцветке которого прослеживалось влияние среднеазиатского текстиля.

В составе башкирского мужского и женского костюмов, как и у других

народов Волго-Уральского региона, имелись рубаха (у женщин – платье) и

штаны. В прошлом традиционный комплект дополняла распашная верхняя одежда:

приталенная безрукавка или кафтан, просторный халат. Южные башкиры нередко

надевали несколько верхних одежд, каждая из последующих была длиннее и

свободнее предыдущей. Ниспадающие полы халатов позволяли продемонстрировать

разнообразие и нарядный вид одежд.

В будни поверх рубахи надевали камзол или казакин – кэзэкей. Нередко,

выходя из дома, на эту одежду набрасывали чекмень или тканевый халат (елэн,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать