Башкирский Костюм

бишмэт), а зимой – шубу или тулуп.

Многочисленность верхних одежд, особенно в праздничном костюме, была

в обычае древних кочевников. Манера надевать несколько халатов, один на

другой, сохранялась до недавнего времени не только у башкир, но и у

полукочевых в прошлом народов Средней Азии: каракалпаков, казахов, киргизов

и др. Одевались так в любое время года, независимо от погоды.

В районах горной Башкирии, удаленных от восточных рынков, одежда была

более однородна. На Инзере у катайцев мужской костюм состоял из ситцевой

длинной рубахи, холщовых штанов и легкого халата из хлопчатобумажной ткани.

Зимою тканевый халат заменялся суконной одеждой; она могла быть изготовлена

и из верблюжьей шерсти. Характерно, что рубаха была «без опояски», но на

халат надевали пояс, к которому прикреплялся нож в деревянных обтянутых

кожей ножнах, украшенных медными заклепками и пластинками. Оправляясь в лес

или на охоту, к поясу привешивали небольшой топор с длинной рукояткой.

Распространено было украшение платьев нашивкой лент вокруг нагрудного

разреза и на подоле. Об этом пишет М.Баишев: "Пожилые женщины носят

ситцевые рубахи, сшитые без всяких оборок, с длинными и широкими рукавами.

На груди вокруг прорехи рубахи полукругом пришиваются полушелковые ленты

желтого, зеленого и красного цветов в два или три ряда; каждая лента имеет

около одного вершка ширины. Такими же лентами в один или два ряда отделана

рубаха и вокруг подола... Молодые женщины одеваются почти так же, как и

пожилые, с тою только разницей, что материя для платья покупается более

ярких цветов; к нашивкам у рубах пришивают серебряные монеты разного

достоинства и медные бляхи".

Некоторые особенности традиционного башкирского костюма передает

П.Назаров, хорошо знакомый с бытом южных и юго-восточных башкирских окраин:

"Женщины прежде носили кульмяк из грубого белого холста; грудь его по бокам

вышивали шелком наподобие хараусов... Но теперь повсюду распространен

кульмяк из красного ситца. От татарского от отличается, во-первых, тем, что

у него совершенно нет оборок, а, во-вторых, тем, что на подоле у него

нашивается одна или две ленты желтого, синего, голубого или зеленого цвета.

Сальвар женские также делаются из ситца. Сверху носят зилян, или жилян -

род татарского халата, черный, по краям отороченный красным сукном,

позументом и цветной лентой. У девушек он украшается кораллами, вышитыми

звездочками, раковинками, монетами".

У башкирских женщин подпоясывать верхнюю одежду было мало принято.

В первые десятилетия нашего века распространившийся в северных и

центральных районах фартук стал не только рабочей, но и праздничной

одеждой. Его пояс стянул свободное платье. Стан перетягивали также поясом

нагрудника, приталенной безрукавкой или кафтанчиком.

Характеризуя башкирский костюм, авторы обращали внимание на

непривычно большой объем одежд: "Рубахи шьются длинные с широким

воротником, с широкими и длинными рукавами"; мужская рубаха «длинная, ниже

колен, широкая, особенно под мышками, с широкими рукавами»; упоминали

«широкие шаровары», «долгие и широкие штаны» и т.д. Подмечали характерные

детали: «кумачные ластовицы», «большой отложной воротник» – у мужчин,

«нагрудную прорезь, закрытую небольшим цветным нагрудником или обшитую

цветной тесьмой» – у женщин.

Верхнюю одежду, как правило, шили на подкладке. Угловатый покрой с

боковинами, прямыми рукавами и ластовицами в халатах почти не применялся. В

то же время распашные вещи, как и рубахи, зачастую не имели швов в плечах.

Покупные ткани, более широкие, чем домашние, позволяли шить халаты из

цельного полотнища, без боковин, со слегка выбранными в талии и плавно

расширенными книзу боками. В других случаях два полотнища стыковались

посередине спинки. Это давало возможность вместе со спинкой выкроить и

верхнюю часть рукавов. По тому же признаку вырезали полочки.

В старинных халатах притачивался шалевый воротник, иногда он уступом

переходил в полы. На картинах первой половины ХIХ в., изображавших

башкирских воинов, полы халатов глубоко запахнуты; верхняя уступчатая пола

закреплена справа (реже слева) почти у плеча. Небольшие изгибы ворота,

подчеркнутые позументной или суконной обшивкой, сохранились и в поздней

одежде башкир.

Для камзолов и казакинов был свойствен приталенный покрой из узких

выкройных деталей. Такую одежду обычно шили по заготовкам–лекалам татарские

портные. В башкирских деревнях расходилась и готовая одежда «казачьего»

покроя. Выкройная конструкция, появившаяся под влиянием городских фасонов,

была перенесена в традиционные халаты: тканевые бешметы, холщовые сыба,

стеганые hырма и коnо, праздничные елэн.

Среди женских халатов немало приталенных, расклешенных в полах,

иногда значительно. К концу ХIХ в. в праздничную женскую одежду вошла

«мода» с подкройными сосборенными клиньями в боках. «Ос билле бишмэт», «биш

билле бишмэт» - укоренившиеся в разговорной речи понятия для характеристики

нарядной расклешенной одежды. Применялась выкройная конструкция и со швами,

перенесенными с боков на приталенную спинку. В цельнокроеных рукавах

некоторых халатов угадывается покрой кимоно, мало характерный для

традиционной одежды башкир.

О тканевых халатах бишмэт, елэн, сыба дают представление описания

музейных экспонатов, схемы покроев. Домотканые сыба могли украшаться

узорной строчкой на вороте, вдоль пол и вокруг карманов. На праздничные

женские бешметы нашивали только позумент. Очень декоративно выглядели

женские еляны. Именно эти халаты имели в виду посетившие башкирский край

ученые и путешественники, когда писали об украшении верхней одежды

вышивкой, кораллами, бисером, монетами. В изданиях, посвященных

декоративному творчеству башкирского народа, немало иллюстраций с

изображением этой уникальной одежды, запечатлевшей наиболее древние

традиции башкирского художественного творчества, зародившиеся под влиянием

центрально-азиатских и древне-сибирских культур. Манера оформления тканевых

халатов близка той, что была принята в праздничных чекменях. Красочность

одежде придавали полосы зеленого, красного, синего сукна, золотого или

серебряного позумента. Распространенными орнаментальными мотивами в вышивке

на халатах являлись солнце и звезды. Солнце изображалось концентрическими

кругами с разноцветными лучами; в середине нашивали кружок из цветного

сукна или перламутровую пуговицу. Иногда солнце изображалось коралловыми

нитями. Из кораллов и монет выкладывались треугольники, ромбы. В вышивку и

обшивку пол вводился белый бисер, стеклярус, слюдяные блестки. Из позумента

с бахромой делали нашивки в верхней части спинки и у талии. Встречаются на

праздничной одежде гусиные и лебединые пушки, разноцветные кисточки,

раковины, цветные пуговицы, стекла, сердолик. В некоторых юго-восточных

халатах присутствует такая декоративная деталь, как наплечники-эполеты.

Из всех видов верхней одежды, принятой у башкир, наиболее древними

надо признать суконные халаты (сэкмэн) и шубы (тун). Характеризуя одежду

тюрок, составители китайских летописей говорят о меховом и шерстяном

одеянии, полы которого при надевании закладывались одна на другую. Подобная

распашная одежда, подпоясанная широким ремнем, изображена на намогильных

изваяниях Южной Сибири и восточно-европейских степей. Обшивку сукном,

цветную аппликацию и вышивку на башкирских праздничных чекменях

исследователи относят к наиболее раннему декоративному пласту в искусстве

тюрок и монголов. Башкирская суконная одежда, украшенная шерстяными

кисточками, перламутровыми пластинами и пуговицами, цветными кружками,

треугольниками, звездами, роговидными узорами, донесла до нас особенности

одежды древнего населения Южной Сибири.

Одежда из меха у башкир считалась обязательной в мужском гардеробе.

Женщины имели ее не всегда, обходясь стеганым пальто или шалью и тканевым

халатом. Случалось, что они надевали шубу мужа. В то же время существовали

специально женские шубы, занявшие прочное место в обрядах.

Старый покрой шуб был прямым, цельнокроеным, расширенным книзу в

боковых швах. Длинные, закрывающие кисти рук рукава вшивались в округлые

проймы. По свидетельству С.И.Руденко, прежде форма шуб и тулупов в основном

совпадала, и главное различие было в отсутствии у шубы воротника. Ворот и

борта шуб оторачивались пушистым мехом. Тулуп, имевший назначение дорожной

одежды, был более широк; его огромный шалевый воротник защищал голову при

сильном ветре. Приталенный покрой в ХIХ в. встречался главным образом в

праздничной меховой одежде.

Широкое использование в костюме металлических пластин и монет,

кораллов - характерная особенность народной художественной культуры

последнего тысячелетия. Она была свойственна в первую очередь населению

Южной Башкирии, оренбургских и приволжских степей, челябинского и

курганского Зауралья. Серебро и кораллы, иногда в сочетании с вышивкой,

применялись не только в оформлении верхней одежды, но и головных уборов,

обуви. Они использовались для создания самостоятельных украшений:

нагрудников, наспинников, перевязей, ожерелий и др.

Все это в совокупности отличало башкирский костюм от одежды

окружающих народов.

2. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе

особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и

возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать