Буддизм

материальных, гак и духовных, составляют элементы (дхармы). По своей

природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии,

источником которой являются осознанные волевые действия, мысли и слова

человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических,

физических, химических, биологических и других качеств и находятся в

постоянном движении и изменении. Успокоенная дхарма теряет свои

качественные отличия и исчезает. Буддизм учит, что объективная реальность —

это лишь бесконечный поток вечно изменяющихся дхарм, а посему мир земной

представляет собой случайную игру возбужденных дхарм, и, следовательно, он

иллюзорен, неустойчив, изменчив. Природа также находится в постоянном

процессе изменений, как и сам человек. Возбужденные дхармы образуют пять

форм существования — скандх, благодаря которым проявляется привязанность к

земному: тело, чувства, восприятия и ощущения, импульсы, акты сознания. В

общей сложности эти пять форм и создают то, что называется человеком.

Характеристика скандх зависит от деяний человека. Хорошая либо плохая

деятельность человека в прошлом определяет вид его рождения (его тело), его

социальный статус, психологию и сознание. Эта деятельность образует

психические и физические совокупности в его новой жизни в соответствии со

всей природой. Иначе говоря, положительные или отрицательные деяния

человека, его мысли в данной и предшествовавшей жизни определяют лучшее или

худшее новое перерождение. Находясь в зависимости от психических и

физических совокупностей, человек приобретает шесть чувств познания

(зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сознание), благодаря которым он

вступает в контакт с объектами чувства. Это порождает у него новые чувства

и ощущения, которые вызывают желание, а желание приводит к привязанности.

Привязанность проходит через весь жизненный процесс и не прекращается со

смертью существа, ожидающего нового возрождения. Таким образом, человек

опять начинает новую жизнь: вновь рождается, стареет, умирает, испытав все

виды горя, страдания, тревоги отчаяния. Он постоянно движется в кругу

рождения и смерти, и это продолжается до тех пор, пока человек находится в

оковах невежества.

Все, что человек может осмыслить, понять или оценить, попадает в сферу пяти

скандх, из которых складывается его индивидуальность. Винить же за свои

страдания некого: виноват ты сам; поэтому смиренно сноси все мучения и

старайся избежать их в будущем. Пять скандх, в свои; очередь, порождают

пять следствии: деятельность, невежество, страсть, желания и карму, которые

после гибели старого физического тела являются причиной пяти будущих

следствий: нового тела, чувств, восприятии и ощущений, импульсов, сознания.

Этот бесконечный процесс перевоплощении называется "колесом жизни", или

сансарой. Вращаясь вечно в этом колесе, человек обречен на физические и

душевные страдания, на страдания от сознания непостоянства счастья и

благополучия, на страдания, вызванные вспышками и исчезновением дхарм как

трансцендентальных, или иллюзорных, фаз существования. Последний момент

человеком не осознается, находится вне пределов его сознания, но очень

важен для понимания категории страдания. Благодаря своим шести чувствам

познания человек вступает в контакты с внешней средой. которая оказывает

воздействие на пять его скандх, возбуждая их, и тем самым еще более

привязывает человека к "колесу жизни", следовательно, увеличивает его

страдания. Таким образом, согласно буддизму, момент страдания познается не

только на чувственном опыте, но и заложен в самом процессе жизни. Поэтому

бытие определяется тремя качествами: непостоянством, страданием,

неотделимостью "я" от других форм жизни.

Вторая истина — "имеются причины страдания". Человек, пользуясь

материальными вещами и духовными ценностями, рассматривает их как реальные,

постоянные, поэтому он желает обладать и наслаждаться ими, отказываясь от

других. Подобные желания ведут к продолжению жизненного процесса, создавая

непрерывную цепь борьбы за существование. Однако эти желания, согласно

буддизму, стимулированы невежеством и приводят к волевому действию, которое

образует карму. Этот процесс может протекать в пассивной и активной форме.

Активная сторона существования возможна тогда, когда дхармы возбуждаются,

приводят к кармическому эффекту. Последний порождается сознанием.

Следовательно, там, где нет сознания, нет и кармы, поэтому непроизвольные

действия не влияют на карму. Согласно закону зависимого начала, процесс

кармы также бесконечен: "каждое живое существо имеет свою карму, она его

собственность, его наследство, его причина, его родственник, его убежище.

Именно карма приводит живые существа в низкие или высокие состояния". Так

как волевые действия мотивируются желанием, то именно желания в первую

очередь определяют качество кармы и тем самым постоянно возобновляют и

поддерживают процесс перевоплощений.

Карма — скорее философская, чем физическая категория. Она не ограничена

временем и пространством и относится только к этической сфере, являясь

результатом потока сознания. Карма может быть космической, национальной,

родовой, семейной, индивидуальной. Ее можно назвать законом воздаяния или

законом этической причинности, согласно которому каждый пожинает то, что

посеял в прошлом. По своей функции карма совпадает с законом заносимого

происхождения. Образно говоря, можно сравнить жизненный процесс с рекой,

русло которой определено ее кармой. Жизнь реки поддерживается тысячами

ручейков (желаний), которые несут как чистые воды (добрые дела), так и

нечистоты (плохие поступки). Отбрасывая нечистоты или, наоборот, вбирая их,

река может изменить и свою будущую карму (но не настоящую) и в следующем

существовании перевоплотиться в прозрачный горный ручей или зловонную реку,

русла которых опять же будут предопределены кармой (это аллегория, ибо

карма создается только сознательными действиями). Так и человек,

воздерживаясь от плохих поступков или, наоборот, совершая их, создает себе

хорошую или плохую карму в будущем. Но даже добрые дела и намерения не

спасают его от перевоплощений и, следовательно, от страданий, так как добро

также является результатом его желаний. Итак, любому живущему уготованы

неизбежные страдания, и никто не в силах избежать их. Буддисты утверждают,

что после Будды никому не удалось достичь нирваны.

Третья истина — "можно прекратить страдание". Полное искоренение и добрых,

и дурных желаний соответствует состоянию нирваны, когда человек выключается

из процесса возрождения. Нирвана — конечная цель существования. Разные

школы и направления буддизма по-разному понимают это состояние, в

зависимости от того, как они толкуют природу дхарм. Так называемая школа

старой мудрости, или тхеравада. считает, что успокоенные дхармы находятся

вне жизненного процесса, за "колесом жизни". Эти дхармы непостижимы, их

невозможно описать или рассказать о них. Поэтому при характеристике нирваны

тхеравадины прибегают к негативным терминам: нерожденная, не имеющая

происхождения, не имеющая структуры, нетленная, неумирающая, свободная от

болезней, горя и нечистот. Школа мадхьямиков считает дхармы порождением

больного сознания непросветленного человека. А раз дхармы — только плод

воображения, то единственая реальность — это пустота, и нет никакой разницы

между существующим миром и нирваной. Эту истину всякий просветленный

осознает внутри себя, и она является для него единственной реальностью, или

нирваной, а все остальное — лишь иллюзия. Некоторые северные школы буддизма

учат, что видимый мир только продукт сознания, которое отождествляется с

абсолютом, и нирвана, по их представлениям, достигается путем

аккумулирования чистого сознания с помощью религиозных практик и медитации

— размышления, созерцания. Но как бы ни были различны толкования нирваны,

все школы буддизма считают, что нирвана не самоуничтожение, а состояние

освобождения от своего "я", полное угасание эмоциональной активности

человека.

Четвертая истина утверждает, что существует путь к прекращению страдания.

Это "благородный восьмеричный путь", состоящий из правильного понимания,

правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильной

жизни, правильного усилия, правильного отношения, правильного

сосредоточения. Вполне корректным было бы употребление в данной ситуации

слова "праведный". Человек, следующий этим путем, становится тем самым на

"путь Будды".

Предлагаемый буддизмом путь постижения истины называется "срединным путем".

Такое определение имеет свое объяснение: этот путь действительно лежит

посередине между крайностями ведийской религии с ее культами, обрядами и

жертвоприношениями, с одной стороны, и аскетами — отшельниками древней

Индии, истязавшими в поисках истины свою плоть, с другой стороны. Будда уже

в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и ненависть,

совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся

относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом,

отсюда его название — "срединный". Человек, пожелавший следовать по этому

пути, должен уверовать, осмысленно или слепо, в то, что существует

непрерывный процесс перевоплощений, управляемый законом кармы: что для него

единственные убежища в этой жизни — это Будда, его учение (дхарма) и

буддийская община (сангха); что неукоснительное соблюдение всех

предписанных буддизмом правил этического поведения и созерцательных

упражнений приведет человека к освобождению от страданий.

Для достижения внутреннего спокойствия и обуздания мысли служит практика

медитации: упражнения йогов, созерцание различных религиозных объектов,

размышления на заданные темы (например, о Будде, о смерти и др.), ритмичное

и спокойное дыхание, разные стадии транса и экстаза, культивирование

дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам. Практика

медитации и соблюдение норм морали, согласно буддийским канонам, позволяют

сосредоточить внимание, на размышлении о сущности бытия. Из этого состояния

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать