идущий по "срединному пути" может перейти на путь начала просветления,
постигнуть мудрость (праджня). Однако мудрость достигается не с помощью
анализа и наблюдений, а благодаря интуиции и духовному прозрению,
внезапному осознанию истины. Случайно услышанное слово, интуитивное чувство
растворения, исчезновения своего "я", случайно подмеченное явление — все
эти моменты могут оказаться толчком к "прозрению". Но внезапное "прозрение"
— это лишь первый шаг к нирване. В буддизме упоминаются четыре стадии
"просветления": первая — вхождение в поток, ведущий к нирване: вторая —
последнее возвращение в этот мир перед достижением нирваны; третья —
невозвращение в этот мир; четвертая — достижение нирваны после смерти.
Различные стадии просветления, которого добивается человек благодаря
самосозерцанию и полной отрешенности от внешнего мира, преследуют конечную
цель — угасание всех чувств человека, воображаемый уход из "мира страданий"
и являются последним этапом на пути к нирване.
Социальная программа раннего буддизма тоже заслуживает внимания, прежде
всего учение о зависимости социального статуса человека от его прошлых и
настоящих деяний. Превращению буддизма сначала в государственную, а затем и
в одну из мировых религий содействовали в основном два положения этого
учения. Во-первых, утверждение, что социальный статус и богатства
свидетельствуют о количестве достоинств, накопленных в "прошлых жизнях",
предоставляло возможность правителям государства провозглашать себя
идеальными людьми. Это вело к абсолютизированию их власти. В дальнейшем
данная идея получила разработку и оформление в буддийской концепции
идеального правителя — чакравартина. Во-вторых, в жестких условиях сословно-
кастового изоляционизма буддизм оставлял угнетенным массам надежду
возродиться в будущей жизни в более хороших условиях путем неукоснительного
соблюдения социально-этических норм поведения или вступления в религиозную
общину. Это способствовало росту популярности буддизма среди широких слоев
населения.
НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА
Со времен правления Ашоки миссионерская деятельность буддийских монахов
приняла широкие межгосударственные масштабы. Проповедники буддизма начали
все чаще появляться в сопредельных с Индией странах, добираясь до
отдаленных районов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Если население,
подстрекаемое жрецами местных религий, враждебно относилось к их
проповедям, то буддийские миссионеры не вступали в единоборство и шли
дальше. Если же им удавалось заручиться поддержкой .местных правителей или
найти поселения, в которых местное духовенство более или менее терпимо
относилось к деятельности монахов, то они начинали активную пропаганду
среди населения. У них появлялись последователи, создавалась буддийская
община. Эта способность буддийской общины к длительному мирному
сосуществованию с любыми культами, религиями и социальными системами
позволяла ей держаться сотни лет при самых неблагоприятных условиях. Так
было в Индии при мусульманских правителях, на Шри-Ланке во времена
португальской, голландской и английской колонизации, в конфуцианском Китае,
в Японии, Средней Азии первых веков н. э., в странах Юго-Восточной Азии.
Именно изначально присущая буддизму терпимость давала возможность
буддийским монахам дожидаться нужного момента для широкого внедрения учения
Будды.
Уже в период своего распространения буддизм имел разработанную систему
логики, которая позволяла его проповедникам одерживать победы в диспутах со
своими противниками, например в Индии и Китае. Буддийские монахи
обслуживали все слои общества от презираемых каст до аристократов.
Вклиниваясь в местные религиозные верования, буддизм ассимилировал их.
Вооруженные колоссальной литературой, буддийские общины вели
"просветительскую" работу среди населения на местных языках, адаптируя
канонические джатаки, аваданы, сутры и приближая их к народным легендам и
обычаям. Буддийская система этики органически вплеталась в традиционную
мораль классового общества. Культовая парадность махаянистского буддизма
имела огромный успех в народе. Сангха привлекла к себе тысячи обездоленных
крестьян и разочарованных аристократов. Нередко она становилась
значительной социальной и политической силой в государстве. Правящие классы
были также заинтересованы в распространении буддизма, ибо его доктрины
помогали укреплению и сохранению существующих порядков. Введение буддизма
нередко сопровождалось внедрением достижений более развитых цивилизаций.
Так, тибетцы вместе с буддизмом заимствовали светские науки Индии:
грамматику, медицину, астрономию и астрологию: народы Юго-Восточной Азии —
литературу, живопись, театральное искусство и архитектуру индийских
цивилизаций. Кроме того, буддизм всячески поддерживал идею божественности
правителя, увеличивая его славу.
Уже ранний буддизм (до н. э.) позаботился об урегулировании взаимоотношений
государства и буддийской общины, разработав три последовательные стадии
взаимоотношений дхармы и государства. На первой стадии правитель
соглашается выполнять определенные функции ради народа, а ему
предоставляются определенные права, включая сбор налогов. Если правитель
злоупотреблял своей властью, люди могли уйти в другие места, под защиту
иного вождя. Но по мере расширения территории государства такая форма
защиты стала нереальной, и буддизм создал доктрину всемогущей дхармы,
способной уничтожить недостойного правителя. Весь мир объявлялся
разделенным на две сферы — "два колеса", действующие подобно колесам
колесницы, осью которой является человеческое общество, его желания,
стремления и судьбы. Подобная система объясняется тем, что всемогущая
дхарма не может действовать в этом мире сама по себе и нуждается в
покорности или поддержке государства и буддийской общины. Кульминационным
пунктом этой теории является концепция всемирного правителя (чакравартина),
который объявлялся благородным правителем и двойником бодхисаттвы. Как и
бодхисаттва, он отмечен 32 знаками великого человека и наделен
сверхъестественной властью. Он уникален, так как одновременно не может быть
двух чакравартинов. Те места, где родился и короновался чакравартин, где он
одержал наиболее значительные победы и умер, объявлялись "памятными". Над
останками чакравартина полагалось сооружать ступу, посещение которой
считается религиозной заслугой. Концепция утверждала, таким образом, полное
сходство между статусами будд, бодхисаттв и чакравартина. Поэтому власть
последнего не могла рассматриваться как земная или рациональная,
Чакравартин приводил в движение оба колеса (дхармы и государства),
олицетворяя духовную и светскую власть. Третья стадия — это идеальное
государство, в котором дхарма в качестве космической силы регулирует
поведение общества, а государство рассматривается как этический институт,
извлекающий свой авторитет из дхармы и ведомый сангхой. Хронология и
география распространения буддизма выглядят так. В конце I тысячелетия до
н. э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н. э. он
распространяется на обширной территории Кушанской империи, включавшей в
себя земли, входившие в состав Средней, Центральной и Передней Азии. В I в.
н.э. буддизм проникает в Китай, в IV в.- в Корею, в VI в.- в Японию, в VII
в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и
Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме,
Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной части Юго-Восточной Азии —
буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже
очень преуспел в этом. В конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу и
Америку.
Мифология буддизма начала складываться одновременно с формированием
основных концепций религии — т. е. в VI-V вв. до н. э.
Будда в своем учении никогда не отвергал богов других религий и не запрещал
им молиться. Он просто пояснял, что это может дать какое-то временное
облегчение, но никак не приблизит человека к конечной цели — просветлению,
нирване, спасению. Именно поэтому значительное число богов добуддийской
Индии тут же вошли в пантеон богов буддизма. Это создатель мира Брахма; бог
грома и молнии Индра, олицетворение энергии, благоустраивающей мир, Вишну;
предводитель низших божеств, имеющий тело человека и голову слона, Ганеша;
полубоги гандхарвы, хранители сторон света локапалы и др. Параллельно шел
процесс мифологизации реальных исторических лиц, сыгравших важную роль в
создании и распространении учения. Прежде всего это касается самого Будды
Шакьямуни и его ближайших учеников. Вскоре к ним присоединились настоятели
наиболее значительных монастырей, учителя веры, отшельники и т. д.
Позднее процесс включения в буддийский пантеон добуддийских богов получил
развитие во всех странах, где буддизм распространялся и утверждался в
качестве государственной религии. В Японии, например, в пантеон буддийских
богов вошло чрезвычайно популярное божество военных и горнорудных дел
Хатиман. Первоначально в VIII в. он рассматривался как покровитель буддизма
из среды местных божеств, персонаж, обеспечивающий благополучную постройку
буддийских храмов, поиски меди и золота для статуй Будды и т. д.
При буддийских храмах воздвигались его святитилища как божества —
охранителя, а в 1809 г. официальные хроники впервые называют его "великим
бодхисаттвой". В Тибете в пантеон оказались включенными Падмасамбхава и
Цзонхава — реальные исторические лица, основатели разных школ буддизма,
персонаж героического эпоса тибетцев Гесер, в Монголии — обожествленный
Чингисхан, в образе которого слились реальное историческое лицо и шаманское
божество, почитаемое монголоязычными народами (монголами, бурятами,
калмыками), Цагаан убугун (Белый старец) -покровитель всякого земного
плодородия и благополучия и т. д. Такие примеры можно привести по каждой
буддийской стране. Кроме того, вовлеченными в процесс создания пантеона
оказались многочисленные местные божества и духи земли, гор, перевалов,
озер и прочих местностей, В их числе птицеголовые и звероголовые духи