Тибета, змеиные божества нага Индии и Юго-Восточной Азии, вполне
человекообразные духи Монголии, многие синтоистские божества Японии,
ставшие духами-хранителями японских храмов н земли, на которой те
построены. Известные монгольские и бурятские шаманы, согласно позднее
сочиненным буддийским легендам, были обращены в буддизм либо самим Буддой,
либо далай-ламой, с которыми те где-либо повстречались и т. п. Но все, что
мы здесь перечислили, это так называемые "местные пантеоны", которые
создавались в каждой конкретной буддийской стране на основе ее собственной
религиозной и мифологической традиции.
Однако постепенно, хотя и далеко не сразу, сложился и общебуддийский
пантеон,-единый для всех стран буддийского мира, хотя в каждой из них эти
боги назывались по-своему, а иногда даже меняли пол (мужской на женский).
Так, например, Авалокитешвара, придя из Индии в Китай под именем Гуаньинь и
в Японию под именем Каннон, превратился из мужского персонажа пантеона в
женский.
Самый высокий ранг этого пантеона образуют будды. Всякое живое существо,
достигшее просветления и сменившее мир сансары на мир нирваны, становится
буддой. "Просветленные" (как их можно называть) в полном смысле слова
богами не являются — буддисты и буддологи протестуют против употребления
этого термина по отношению к буддам, хотя ряд качеств, которыми обладают
будды, человечество издавна привыкло приписывать богам: всемогущество,
способность совершать чудеса, возможность появляться в разных обликах,
влиять на ход событий в нашем и других мирах и т. д. Отказавшись от термина
боги, назовем будд высшим рангом персонажей буддийской мифологии.
Каковы же основные характеристики этого ранга? Прежде всего, будд
неисчислимое количество, они способны перерождаться во всех мирах и во всех
временных периодах. Они начинают свой путь к просветлению как бодхисаттвы
(это 2-й ранг пантеона). Все будды обладают 32 признаками совершенства,
силами и способностями, превосходящими богов. Будды живут в космическом
пространстве, но когда они снисходят до воплощения в то или иное земное
тело, происходят великие чудеса: с неба падают цветы, дрожит земля, с
ясного, безоблачного неба гремит гром. Будды проповедуют Истину, Учение,
Закон (т. е. дхарму) и обращают людей на путь будды. Наиболее популярные
будды, почитаемые во всех странах,- Шакьямуни, будда будущего мирового
периода Майтрея, пять дхьяни-будд (дословно "будды созерцания"), или пять
татхагат, истечением которых является вселенная и ее части, их имена —
Вайрочана (он обитает в центре), Акшобхья (на востоке), Ратнасамбхава (на
юге), Амитабха (на западе), Амогасиддхи (на севере).
Второй ранг пантеона — бодхисаттвы. Буквальный перевод этого слова —
"существо, стремящееся к просветлению". Им может быть человек или любое
другое живое существо, принявшее решение стать буддой. Бодхисаттвой был
Шакьямуни до того, как стал Буддой, именно будучи бодхисаттвой, он 550 раз
перерождался на земле в облике разных живых существ. Число бодхисаттв также
бесконечно. На пути к состоянию будды бодхисаттва руководствуется шестью
"духовными совершенствами" (парамитами) — щедрость, нравственность,
терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость. С их
помощью он обретает состояние сострадания ко всем живым существам. Наиболее
популярные бодхисаттвы: олицетворение сострадания Авалокитешвара:
бодхисаттва мудрости Манджушри, борец с заблуждениями и тупостью Ваджрапани
и др. Бодхисаттвы особенно популярны в махаяне, их подвигам и деяниям
посвящена значительная литература.
Третий ранг пантеона — архаты и пратьекабудды. Слово архат означает
"достойный". Так назывались люди, достигшие при жизни наивысшего уровня
духовного развития. Особенно популярны 16 архатов в хинаяне и 18 архатов в
махаяне — к их числу относятся ученики и ближайшие последователи Шакьямуни.
Пратьекабудда — дословно "будда для самого себя". Он достиг нирваны и спас
самого себя, но проповедью учения с целью спасения других не занимается.
Их, как и будд, может быть неограниченное количество. Архаты и
пратьекабудды более популярны в хинаяне, чем в остальных направлениях
буддизма.
В пантеоне ваджраяны появился еще один важный ранг — идамы. По отношению к
ним уже вполне допустимо употреблять термин "божества". Их основное
назначение — охранители, и в принципе им может стать любой персонаж
пантеона; верующий выбирает его своим покровителем, начав восхождение по
пути Будды. Они делятся на имеющих мирный, гневный и полугневный облик.
Самый известный из гневных — Ямантака, победитель бога смерти Ямы. Все его
формы — многорукие, многоногие и многоликие.
К.числу явлений общебуддийской религиозной практики следует отнести и
тренировку по определенной психологической и физиологической программе. Она
имела наивысшей конечной целью достижение индивидом просветления, однако
побочные эффекты, которые давал психотренинг, немаловажны сами по себе с
точки зрения понимания сущности и возможностей этой практики. Уже в
индийской религиозной традиции возникло представление о том, что полное
овладение теорией, практикой и техникой йоги позволяет достичь такого
состояния, при котором возможно видеть и слышать все, что происходит во
вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху,
принимать любые обличья и т.д. На санскрите эти способности называются
сиддхи, на пали — иддхи.
В переводе на язык наших дней речь идет о ясновидении, телепатии,
парадиагностике и т. д., то есть о тех явлениях, которые изучает сейчас
парапсихология, отнюдь не объявляя их огульно шарлатанством и по
возможности снимая с них мистический ореол. Очевидно, особая острота чувств
была немаловажным фактором при отборе учеников и в школы йогов в Индии и в
школы ваджраяны Тибета. Школа, разумеется, в данном случае, понятие
условное, речь идет только об учителе и ученике, их сознательном и
подсознательном контакте, который может осуществляться где угодно: в
пещерах, на вершинах гор, в стенах монастырей, при личном общении и на
большом расстоянии. Каждая стадия обучения заканчивалась определенными
испытаниями духа и тела посвященного. Прошедшие их продолжали
совершенствоваться на избранном пути, некоторые отсеивались, а иные в ходе
испытаний погибали или сходили с ума, став жертвами непосильного
психологического напряжения.
Несколько слов о концепции Калачакры — одной из важнейших в буддизме. Ее
суть во взаимосвязи и взаимозависимости вселенной и человека. Как все, что
происходит во вселенной, влияет на человека, так все, что происходит в
человеке, его психике и теле, способно, согласно этой концепции, повлиять
на вселенную. Именно поэтому так важно осознание каждой личностью своего
места в мироздании и чувства ответственности за все, что в нем происходит.
Калачакра это также "колесо времени" в его циклическом восприятии, которое
охватывает собою малые 12-летние циклы, объединенные в более крупные
временные единицы .- 60-летние циклы. Калачакра как календарная система
была введена в Тибете в 1027 г. 60-летний цикл как основа летосчисления уже
существовал к тому времени в Китае, где его введение приписывалось
императору Хуанди в 2697 г. до н. э., и в Японии, куда он попал вместе с
буддизмом и где дата его введения — 604 год. В Монголии он известен с XIII
в. Однако календарь это особая тема, связанная с буддизмом косвенно, через
идею бесконечности времени, бесконечной цепи перерождений, замкнутого
"колеса бытия" с его шестью мирами.
К числу общебуддийских относится и концепция мандала, без которого
немыслимы ни одна из национальных разновидностей буддизма и ни один из его
уровней. Мандала — явление, не поддающееся однозначному определению. Это и
философская концепция буддийской вселенной, и магическая диаграмма,
используемая в практике созерцания, и расположенный в виде иерархической
пирамиды пантеон богов, и просто блюдо для сбора жертвоприношений,
используемое в храмовых службах. Все эти значения при их кажущейся
несовместимости взаимопереплетаются и восходят к древнейшему смыслу этого
слова, которое в индийской традиции обозначало целый куст родственных
понятий — круг, орбита, пространство, космос и т. д.
Геометрическая схема, лежащая в основе мандала,- круг, вписанный в квадрат,
который в свою очередь тоже вписан в круг, представляет собой
архетипическую форму освоения пространства человеком, построения
универсальной модели вселенной. Именно потому так близки друг к другу
храмовые комплексы буддизма, христианства, ислама, а также других религий,
что в основу храмового зодчества любой из них положена одна и та же
общечеловеческая идея: храм — жилище бога и потому он должен выглядеть как
уменьшенная модель вселенной, которая есть истечение или творение этого
бога. В буддизме, наряду с храмами, функцию вертикальной модели вселенной
несет на себе ступа. Мандала, чаще всего написанная в виде иконы, считается
горизонтальной моделью вселенной, хотя ее можно изобразить и в скульптуре.
Человек, совершающий медитацию, мысленно помещает себя в центре мандала и
по мере прохождения разных стадий медитации приближает себя к слиянию с
божеством, которое выступает как объект медитации, а через него — с
космическим абсолютом. Так для созерцающего сливаются воедино мандала как
модель вселенной и мандала как геометрическая схема для медитации, т. е.
две наиболее значимые его функции. Эзотеричность концепции мандала ничуть
не помешала ее весьма широкому распространению и признанию в самых разных
областях жизни на Западе, например в живописи, искусстве танца, медицине
(картины в стиле мандала, танцы в ритме мандала, даже рисунки
душевнобольных в психиатрических клиниках, выражавшие их подсознательное
восприятие мира. тоже могут быть рассмотрены как варианты мандала).
В обширной мифологии ваджраяны есть одна легенда, заслуживающая особого
упоминания: о стране всеобщего благоденствия Шамбале. В ней не бывает
болезней, неурожаев, стихийных бедствий. Ее жители — сильные, стройные
люди, живущие до глубокой старости. Они не просто буддисты, но проникли в