Чарли Чаплин

театральный актер с тринадцатилетним стажем - принес не только виртуозное

мастерство эстрадного актера, но и реалистические традиции английской

клоунады, традиции демократических народных театров.

Во всеоружии этого искусства, предполагающего какое-то сатирическое

или скептическое отношение к "общепринятому", появился Чаплин в

американском кино.

Этому отношению к "общепринятому" Чаплин учился не только у Дена

Лейно, Литтл Титча и Фреда Карно. Его интересы не ограничивались искусством

современных ему эстрадных актеров. Он внимательно и пристально изучал жизнь

и нравы обитателей Кеннингтона, Ламбета и Ист-Энда. Мельчайшие детали

костюма, неуловимые оттенки походки, манера разговаривать и

жестикулировать, догонять переполненные пассажирами омнибусы или

переругиваться с соседями - все это интересовало Чаплина, во всем этом он

видел проявление определенных характеров, сложившихся в атмосфере нищенских

кварталов Лондона.

На всю жизнь он запомнил жалкого слепого нищего, неизменно стоящего

у сырой, покрытой плесенью стены моста Ватерлоо, его не менее жалкую

больную собаку, свернувшуюся калачиком у ног старика, ханжеский облик

проповедников из Армии спасения, смешную "утиную" походку старого

извозчика, присматривающего за лошадьми у пригородного кабака, унылые

фигуры уличных шарманщиков и акробатов, торговца фруктами с жадными,

голодными глазами и распухшим от водянки животом, оборванных детишек,

играющих на задворках камнями и щепками, и солидных "бобби" - полицейский

подобно восклицательным знакам расставленных на углах и перекрестках...

Запомнились Чаплину и "декорации" лондонских окраин, впоследствии

воспроизведенные им в студиях "Маджестик", "Лоун Стар" и "Ла-Бреа":

высокие, уныло однообразные серые дома с маленькими подслеповатыми окнами,

узкие, грязные, давно не метенные тротуары, груды мусора и железного лома

на пустырях, лотки с овощами и фруктами, вывески молитвенных домов Армии

спасения.

Социальные и классовые противоречия были знакомы Чаплину с самого

юного возраста. Та обстановка, та среда, та атмосфера, под влиянием которых

складывался характер молодого артиста, его общественные симпатии, его

политические взгляды, его эстетические вкусы, его отношение к жизни и людям

были одновременно обстановкой, средой и атмосферой, в которых зародился и

вырос появившийся годом позже на экранах США знаменитый Чарли.

Двадцатичетырехлетний Чарльз Спенсер в 1913 г. еще далеко не до конца

определился как художник и человек, но уже тогда в его характере и в его

творческом методе были отчетливо различимы черты будущего Чаплина -

гуманиста, реалиста и демократа.

Первый фильм с участием Чаплина был поставлен в 1914 году. Последний,

в котором он снимался как актер в 1957 году. История не знала еще столь

продолжительной, прижизненной актерской славы. И слава эта с последней его

ролью отнюдь не кончилась. Мир не перестал интересоваться Чаплином. Каждое

интервью с ним привлекало и привлекает до сих пор внимание миллионов

читателей.

Более полувека продолжалась в художественной кинематографии эпоха

Чаплина. Когда он начал сниматься в Голливуде, этот город был жалкой

провинциальной дырой. С тех пор он стал гигантской фабрикой иллюзий и снов,

центром промышленности, занявшей одно из ведущих мест не только на

Американском континенте, но и во всем мире.

Тысячи звезда за эти полвека взошли и погасли на небосводе Голливуда,

в том числе и звезд комедии - самой популярной области кино. А звезда

Чаплина продолжает гореть негасимым пламенем.

Чем же вызвана, чем обусловлена эта продолжительность эпохи Чаплина в

кинематографии? Его необыкновенным мастерством? Да, Чаплин - большой

художник, великолепный артист, мастерство которого связано с традициями

демократического массового искусства минувших веков - с клоунадой,

пантомимой, цирком.

Но сказать, что секрет продолжительности эпохи Чаплина в его

мастерстве - значит далеко не полностью ответить на поставленный вопрос.

Детальной и конкретной разработкой сценариев, каждый из которых

поражает богатством положений, эпизодов, линий, трюков? Да, Чаплин -

замечательный сценарист и режиссер. Некоторые из его сценариев ("Огни

большого города", "Новые времена", "Диктатор") являются настоящими

шедеврами кинодраматургии. Но и этот ответ оставит читателя

неудовлетворенным.

"Я могу точно сказать, - рассказывает Чаплин о первых годах работы в

Голливуде, - когда у меня впервые появилась мысль придать своим комедийным

фильмам еще одно измерение. В картине "Новый привратник" был эпизод, когда

хозяин выгоняет меня с работы. Умоляя его сжалиться, я начинал показывать

жестами, что у меня куча детей, мал мала меньше. Я разыгрывал эту сцену

шутовского отчаяния, а тут же стояла наша старая актриса Алиса Девенпорт и

смотрела на нас. Я случайно взглянул в ее сторону и, к своему удивлению,

увидел ее в слезах.

- Я знаю, что это должно вызывать смех, - сказала она, - но я гляжу

на вас и плачу.

Она подтвердила то, что я давно уже чувствовал: я обладал

способностью вызвать не только смех, но и слезы".

О том, что фильмы Чаплина представляют собой своеобразное сочетание

смешного и трогательного, упоминается во всех статьях, книгах, рецензиях,

посвященных его творчеству. Так, может быть, в этом заключается разгадка

секрета, о котором мы говорим? Да, то, что он обладает способностью

"вызывать не только смех, но и слезы", частично объясняет секрет Чаплина,

силу воздействия его искусства. Но это все же не истина, а только одна из

догадок на пути к истине.

Какие бы объяснения мы ни предлагали, ни одно из них не даст нам

исчерпывающего ответа на поставленный выше вопрос. И для того, чтобы решить

"загадку Чарли", необходимо прежде всего ответить на другой вопрос. В чем

смысл творчества Чаплина? В чем его пафос?

Как и всякий большой художник, он создал свой, особый мир, в котором

живет постоянный герой - Чарли, живут, радуются, любят, страдают другие

персонажи его фильмов. Каким законам подчинен этот мир? Как движется и

развивается его история?

Вспоминая ленты Чаплина, мы почти никогда не вспоминаем отдельных

положений и трюков. Разумеется, нельзя забыть его маску (котелок, огромные

равные башмаки, нелепую походку), но мы мгновенно и безошибочно узнаем

характер - великодушие, инфантильность, неустроенность, озорное лукавство,

легкомыслие. И мы помним не только характер, но и судьбу, постоянную и

безжалостную. Мы знаем, что герою Чаплина не везет, что какие бы блага и

богатства ни были в его распоряжении, он все равно потеряет их и уйдет,

удаляясь от зрителя по пустынной дороге. Иногда у нас появляется ощущение,

что мы хорошо, почти интимно с ним знакомы. Он разделил все горести, все

беды нескольких поколений людей. Он был бродягой и безработным. Он выступал

в роли миссионера и агента "Армии спасения", он ночевал под мостами и в

ночлежках, он призван был в армию и долгое время провел в окопах первой

мировой войны, он испробовал множество профессий: подметал улицы и стоял у

конвейера на огромном современном заводе, был боксером и ночным сторожем в

универмаге, работал в цирке и сидел в тюрьме, искал золото и воровал.

Вспоминая фильмы Чаплина, мы вспоминаем его жизнь. Она продолжается

из картины в картину, как будто это единая биография вымышленного Чаплином

человека.

Конечно, зритель, которому довелось увидеть только один фильм с

участием Чаплина, получит достаточно ясное представление о мастерстве и

главной теме этого актера. Но подлинный смысл его творчества раскрывается

только при сопоставлении всего им созданного.

Образ Чарли и те идеи, которые воплощены в этом образе, в отличие от

творчества других комедийных актеров кино, иногда не исчерпываются сюжетом

отдельного фильма. Чарли участвует в настоящем, в тех событиях, которые

проходят перед зрителем, но ему принадлежит и будущее. Вот почему фильмы

Чаплина, как правило, не имеют конца. Много раз повторявшийся финал этих

фильмов - уход от зрителя по дороге, куда-то в глубину кадра - всегда

означал одно и то же: жизнь этого человека не кончилась, он идет навстречу

новым приключениям, новым горестям и радостям. Мы всегда знаем о Чарли

больше, чем рассказывал фильм, и завершение фильма вовсе не означает

завершения судьбы.

Чаплин в совершенстве владеет великим искусством смешного. Это

утверждение сегодня звучит банально, вы встретите его в десятках статей и

книг, посвященных творчеству актера. Но присмотритесь внимательно к его

биографии, попробуйте сопоставить несколько фильмов с участием Чаплина и вы

поймете, что слова старой актрисы, присутствовавшей на съемках фильма

Чаплина, были совершенно справедливы.

У героя фильмов Чаплина странные отношения с судьбой и с миром.

Одушевленная и неодушевленная природа, вещи и люди выступают против него.

Сменяются исторические эпохи - все они к нему равно неблагоприятны.

Действие фильма "Огни большого города" происходит в эпоху американского

"просперити", а он безуспешно ищет работу, пытается собрать деньги,

скитается. Наступают годы кризиса, "новые времена", но для Чарли ничто не

изменилось. И эти неудачи - результат не только равнодушия, жестокости,

несправедливости, бессердечия окружающих его людей. Нет, вода и огонь,

земля и небо, камни и травы, улицы города, словно одушевленные существа,

относятся к человеку в ломаном котелке и больших равных башмаках с не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать