меньшей жестокостью и бессердечием, нежели люди.
Подлинного и высокого драматизма достигает этот сюжет ненавидящих и
преследующих человека вещей в фильме "Новые времена". Сумасшедший ритм
конвейера не дает Чарли вздохнуть ни на минуту, пытается превратить героя в
идиота, в жертву бездушной механической силы. Машина, созданная для того,
чтобы кормить рабочих (зачерпывать суп ложкой, подносить ложку ко рту),
неожиданно портится. Ложка бьет Чарли по зубам, машина хочет заставить его
проглотить какую-то случайно отвинтившуюся гайку. Машина сходит с ума!
Каждый из фильмов Чаплина представляет собой своего рода каталог
неудач и несчастий. Герой их - человек, рожденный под знаком несчастливой
судьбы. Правда, у него с этой судьбой странные отношения.
Он стремится ее обмануть, перехитрить, сплутовать. Он часто хитрит,
он способен даже на мелкую кражу. При этом все неблаговидные поступки он
совершает во имя трогательной и заслуживающей симпатии зрителя цели. И все
же, какие бы усилия ни прилагал он, чтобы перехитрить незавидную свою
судьбу, ему это не удается, неудача преследует его, неудача становится
законом его существования. Чарли путешествует по жизни в поисках покоя и
счастья. Но каждый раз счастье его оказывается мнимым. В фильме "Новые
времена" ему удается бежать из тюрьмы и разыскать опекаемую им девушку. Они
поселяются в жалкой хибарке где-то на окраине города. Может быть, здесь,
наконец, жизнь его превратиться из драмы в идиллию. Увы! Домик рушится, все
доски, словно сговорившись, стремятся упасть на голову Чарли, сыщики
охотятся за девушкой, неудачи и несчастья не хотят оставить Чаплина в
покое.
Какая странная комедия! Что же это за комедия, в которой все силы
земные и небесные ополчаются против героя, и судьба этого героя становится
примером невероятных лишений, катастроф, неудач, несчастий?!
Но у этого неудачника есть свое призвание, свое назначение. В фильме
"Малыш" он находит подброшенного младенца, ухаживает за ним, воспитывает
его, привязывается к нему всей душой, а когда ребенок подрастает, Чарли
возвращает его матери, которая стала знаменитой актрисой и разыскивает
своего сына.
В фильме "Новые времена" он - воспитатель девочки, дочери рабочего,
убитого во время столкновения забастовщиков с полицией. В "Пилигриме" он
спасает деньги скромной и честной семьи от наглого грабителя.
В фильме "Бродяга" (одной из ранних его работ) он спасает от мегеры-
хозяйки и ее мужа несчастную, униженную, забитую ими служанку.
В "Огнях большого города" Чарли удается предупредить самоубийство
пьяного миллионера. В том же фильме ценой невероятных усилий герой достает
деньги, необходимые для операции слепой девушки, которую он полюбил.
Этот неудачник ходит по миру с видом Гарун-аль-Рашида, приносящего
людям счастье. Но вот что интересно, что характерно почти для всех фильмов
Чаплина: каждый раз эта забота о чужом человеке становится источником его
собственных несчастий. Каждый раз, спасая других, устраивая их судьбы,
принося им счастье, он тем самым приносит горести и неудачи самому себе.
Этот сюжетный мотив совершенствуется и развивается из картины в картину.
Вот он помог девушке избавиться от безжалостно обращавшихся с ней
хозяев ("Бродяга"). Спасенная девушка знакомится с художником, который
пишет с нее портрет. Портрет вывешен на выставке, где богатая дама узнает в
нарисованной девушке свою дочь, некогда у нее похищенную. Дама находит
девушку и увозит ее. Чарли провожает автомобиль грустным взглядом: ведь это
исчезает его счастье. В этом сюжете, как и во многих других, забота Чарли о
другом человеке является только толчком, приводящим в движение события, в
результате которых герой остается в одиночестве.
Такова парадоксальная и драматическая судьба Чарли. Переходя из
фильма в фильм, он не накапливает никакого опыта, не обогащается никакой
житейской, обывательской, мудростью эгоиста, не приспосабливается, не
становится равнодушным к чужим несчастьям и бедам. Никакие злоключения не
способны ожесточить его сердце. Примирение с окружающей действительностью
для него принципиально невозможно. Ему чужды корысть, стремление
эксплуатировать чужие слабости и пороки, он не хочет быт ничьим господином.
Он ничего не нажил и ничего не приобрел, не усвоил ни одного из волчьих
законов того общества, в котором ему приходится жить.
Подкинутый ребенок, за которым ухаживает Чарли, спасение девушки-
служанки, слепая цветочница и дружба ее с бродягой - все эти ситуации
находятся на грани сентиментального. И, может быть, старая актриса плакала
на съемках потому, что ее чувствительное, старое сердце было растрогано
этими сентиментальными мотивами?
Но дело в том, что Чаплин никогда не позволяет себе быть
сентиментальным. Каждый раз он жестоко и беспощадно снижает трогательность
сцены комическими подробностями, комическим разрешением ситуации. К людям,
с которыми встречается Чарли, Чаплин-сценарист и режиссер относится без
всякой иронии. Он не высмеивает их, не изображает из карикатурно.
Ирония, смех, остроумие, сарказм Чаплина направлены преимущественно
на самого героя. Он иронизирует над маленьким человечком, высмеивает его,
даже издевается над его горестями и радостями. Он ни на секунду не дает
своему герою забыться, помечтать, подумать, даже увидеть сон. Да и зачем?
Ведь во сне Чарли видит те же кошмарные события, которые он только что
пережил наяву. Тот же огромный, звероподобный человек гоняется за ним,
чтобы избить, и Чарли приходится применять множество смешных уловок, чтобы
спастись от преследователя.
Один из советских критиков писал о Чаплине, что все его фильмы
строятся на контрасте комического и драматического. Другой - что в его
фильмах комическое и драматическое так переплетены, так связаны, что
оказываются в близком родстве. Но ведь, когда зритель смотрит фильмы
Чаплина, он воспринимает прежде всего комические элементы, Чаплин для
публики прежде всего великий комедийные актер. Драматическое начало
выступает в его фильмах в форме комического. Эти два начала сосуществуют не
по принципу контраста или родства; комическое становится той формой, в
которой существует драматическое.
Чаплин переключил комическое в поэтическое, сделал комический трюк
элементом высокой поэзии. В его фильмах комическое перестало быть низким,
бытовым, грубым, бессмысленным, каким выступало оно в ранних комических
лентах, созданных американской кинематографией эпохи расцвета. Оно стало
содержательным и значительным.
Есть бродячий и неоднократно использованный в художественной прозе
сюжет о комическом актере, который всю жизнь стремится сыграть трагическую
роль. Когда ему, наконец, эту роль поручают, он оказывается настолько
смешным (он не может не быть смешным, такое у него лицо, походка, фигура,
ужимки - он смешон от природы), что публика в самых патетических местах
смеется до упаду. Этот актер обречен на комическое, его судьба - быть
смешным, но для него самого эта судьба трагична, и свою природу комика он
воспринимает как проклятие. Герой Чаплина все время находится в таком же
положении. Смешное стало его судьбой, роком, фатумом. Он обречен на
смешное, как на страдание. Вот он сидит в ресторане и благодушно
затягивается сигарой. В центре зала танцоры исполняют танец апашей. По ходу
танца апаш, ревнуя партнершу, бросается на нее, тащит за волосы, чуть не
избивает. А Чарли, который немного выпил, кажется, что это не танец, что он
обязан вступиться за беззащитную женщину. И он начинает драку с апашем. Все
издеваются над ним, его благородный порыв вызывает смех.
Вот он в окопах войны четырнадцатого года. Всем пришли письма, а ему
нет ни строчки. Грустный, стоит он за спиной одного из солдат, с волнением
пробегающего листки полученного письма. Чарли начинает вместе с ним читать
письмо, радуется, когда узнает о веселых событиях, происходивших в чужой
семье, огорчается, прочитав о печальных. Но солдат, получивший письмо,
вовсе не приглашал его в соучастники своих семейных горестей и радостей; он
грубо прогоняет Чарли.
Вот Чарли - безработный. Единственная возможность устроиться - это
поступить на службу в полицию. Надев полицейский мундир, он идет в обход и
задерживает женщину, которая пыталась что-то украсть с лотка. Она плачет и
говорит, что голодна. Чарли растроган. Незаметно он крадет сам и передает
украденное женщине.
Он смешон даже тогда, когда пожалел и помог голодному человеку.
Смешон потому, что, помогая, он нарушил свой служебный долг и не задержал
воровку. Смешон вдвойне, ибо, став полисменом, он одновременно становится
вором. Смешное стало его судьбой. Он заключен в проклятый круг несовпадений
и несоответствий, каждый раз приводящих его к комическому результату.
Противоречия преследуют его во всем, пронизывают всю его жизнь.
противоречия между смешным героем и драматической ситуацией, между его
искренними и благородными внутренними побуждениями и теми объективными
результатами, к которым приводят эти побуждения, между его представлениями
о жизни и реальной жизнью, между мечтой и действительностью.
Это противоречие стало темой и сюжетом одного из самых замечательных
фильмов Чаплина - "Огней большого города".
Пьяный миллионер считает его своим другом и только в пьяном виде
помнит, что Чарли спас его от самоубийства. Трезвый, он проходит мимо
своего спасителя, не узнавая и не замечая его. Точно так же и для героини
фильма Чарли существует до тех пор, пока она слепа. Прозрев, он не узнает