Джотто

изобретательность и то благоговение, с которым воссоздавал память о

«золотом веке». Но «золотой век», раскрываемый перед нами Джотто,

чрезвычайно реален: тысячи нитей связывают его с действительностью, и в нем

нет недостатка ни в трудностях, ни в испытаниях. Как чудесно представлена

Джотто история отца Марии, Иоахима : изгнание его из храма и унижение

человека, не имеющего крова, просящего пастухов приютить его; сновидение, в

котором раскрываются сокровенные тайны его души; моисеев гнев, когда Иоахим

наблюдает, как зажигается огонь искупительной жертвы ; и, наконец, его

возвращение в город, в воротах которого он встречается с женой Анной.

В истории искусства трудно найти произведение более трогательное, чем

это на подъемном мосту перед городскими воротами, словно священнодействуя,

торжественно и примирительно обнимают друг друга двое старых, но еще

крепких людей. Здесь сплетаются не тела, а души. Каждый из них — замкнутое

скульптурное целое, они стоят рядом друг с другом, как два столпа. Кажется,

что Джотто хочет внушить зрителю, что эти люди хотя и не в силах внешне

выразить свои переживания, но, испытывая взаимную привязанность, угадывают

чувства и мысли друг друга и откликаются на них. Но, подобно тому, как в

греческой драме, и в этой картине огромная, в масштабе вселенной, радость

примирения таит в себе рок в образе загадочной женщины в черном, стоящей

немного поодаль от других женщин, вышедших навстречу Иоахиму. Она

предостерегает и напоминает, что безоблачных радостей нет, и что за каждую

минуту счастья будущее взимает проценты горестями. Так, при помощи намеков,

связывает Джотто свою работу в стройный цикл, в поучительную поэму для

простых людей и предваряет гармоническую последовательность дальнейших

сцен.

История Марии вливается в цикл, отражающий легенды о жизни Христа.

Лучшей фреской из цикла, посвященного Марии, является «Благовещение». В

этой росписи, украшающей триумфальную арку церкви, в передаче движений,

выражения лиц и возвышенного настроения художнику удалось достичь выражения

вершины красоты. Сходна с ней и другая фреска — «Явление ангела св. Анне».

Она изображает внутренность сельского дома, спокойствие которого,

выражаемое написанной с реалистической силой фигурой пряхи, внезапно

нарушает ангел, появляющийся в высоком окне комнаты и своею вестью вносящий

тревогу и беспокойство в мирное жилище. Анна — настоящая римская героиня —

с непоколебимой твердостью человека, верящего в свои силы, выслушивает

ангельскую весть и именно эта трактовка придает традиционной теме новый

смысл. Долг человека — возвещает этой картиной Джотто, — следовать велениям

Бога и морали. Отступление перед этой задачей равносильно предательству

Иуды. Тот же героизм подвижничества ощущается и в «Свидании Марии с

Елизаветой», потрясающей в своей простоте и немногословности. Быть может,

наиболее условна фреска «Рождество». Византийская традиция, проявляющаяся в

ней, несколько видоизменена благодаря некоторым заимствованиям у Пизано в

трактовке темы семьи. Другое его произведение отличается своеобразной

репрезентативностью. Это —- «Поклонение волхвов». В этом произведении в

сиянии светлых тонов, пронизанных золотом, слышатся столь редкие у Джотто

аккорды интимной прелести и красоты.

История Христа, в понимании Джотто, это пример величия человека,

пример верности чувству долга и непрерывных моральных испытаний. Готическая

психомахия (борьба между добром и злом) показывает нам величие Христа, как

идеального человека, еще до событий страстной недели : полную уверенности

духовную силу в «Чуде в Канне», возвышенность и глубокую убежденность духа

в «Изгнании торговцев из храма». В этих картинах Джотто дает почувствовать,

что трудное детство, которое художник изобразил в «Бегстве в Египет», и

воспитание Иисуса героической матерью закалили дух человека идеи, сына

божьего. Следующая значительная подготовительная картина «Воскрешение

Лазаря» рассказывает о силе, ставшей уже сверхчеловеческой. Энергия,

излучаемая взглядом Христа, призывает к жизни мертвого Лазаря и это чудо

потрясает присутствующих, повергая их в изумление и страх. Словно желая

подготовить зрителя к той ненависти, которая вскоре обрушится на Христа,

Джотто наращивает темп повествования, непривычно сильно акцентируя каждый

мотив картины. В композиции он сознательно нарушает строго соблюдавшийся в

то время принцип симметрии : чтобы подчеркнуть мощь Иисуса, он группирует в

одной стороне фрески целую толпу людей, которая уравновешивается почти

одиноко стоящей в другой стороне фигурой Христа, воплощающей нравственное

совершенство и власть. Завершение характеристики Иисуса и в то же время

изображение последующих событий страстной недели подготавливают фрески

«Омовение ног» и «Тайная вечеря», показывающие смирение Христа и

проникновенно рисующие его гуманизм и любовную заботу об учениках. Но это

возвышенное настроение нарушается : одновременно с Иисусом в блюдо опускает

руку и Иуда (который этим выдает себя, как предателя) и эта встреча рук

символизирует сопоставление нравственного превосходства Христа и сознание

своей вины предателем, который обречен отныне, по велению Христа, как тень,

неизменно следовать за ним и действовать, полностью сознавая собственную

низость.

В следующих картинах драматизм событий страстной недели приглушен.

Джотто стремился избегать утрированного изображения страданий. В его

высоком понимании Христа это был бы слишком дешевый метод, он оставил его

францисканским проповедникам, привыкшим вызывать у слушателей слезы

рассказами на эти темы. Те, кто упрекают Джотто — как это еще недавно

случалось — в том, что он пренебрегал таким средством воздействия на массы

плебеев, не понимают его. Джотто не ставил перед собой задачи просто

рассказать зрителям о страстях Христовых и этим расстрогать их. Его цель

была несравненно выше : он стремился к созданию высокого человеческого, а

не религиозного идеала путем показа героя, как образца нравственного

величия.

В такой интерпретации фресок на тему страстной недели становится

понятным умеренность Джотто и, даже, местами вспыхивающий юмор, как,

например, в изображении сатаны в момент, когда Иуда продает Христа.

Самой полной художественной проникновенности достигает Джотто во

фреске «Поцелуй Иуды». В центре композиции, среди угрожающе взметнувшихся

копий и факелов, он помещает два профиля — Христа и Иуды, они близко-близко

смотрят друг другу в глаза. Чувствуется, что Христос до дна проникает в

темную душу предателя и читает в ней как в открытой книге, — а того страшит

непоколебимое спокойствие взора Христа. Это едва ли не первое и едва ли не

лучшее в истории искусства изображение безмолвного поединка взглядов —

труднейшее для живописца. Джотто любил и умел передавать молчаливые,

многозначительные паузы, мгновения, когда поток внутренней жизни как бы

останавливается, достигнув высшей кульминации.

«Венчание Христа терновым венцом» повторяет эту же тему, лишь в

трагикомическом варианте. Фреска «Распятие» — лишь заключительный эпизод. В

ней обнаруживается блестящий талант Джотто в изображении человеческого тела

и склонность к лирике, переходящей в элегичность. Как в этом, так и в

других произведениях отсутствует элемент чудесного, чуждый джоттовской

трактовке темы. (Его изумленные современники шептались о том, что художник

не признает церковных догм и даже отвергает учение о непорочном зачатии.)

Поэтому поднимается на такую высоту дарование великого мастера в сценах на

тему страстной недели, где созвучные нам человеческие моменты богаче, чем

сами темы. Такова самая потрясающая из падуанских фресок — «Оплакивание

Христа».

В композиции ученики Христа и женщины глубоким неотрывным взглядом, с

какой-то улыбкой боли в последний раз всматриваются в лицо умершего;

горестная торжественность минуты оттеняется подобными изваяниям скорби

задрапированными фигурами первого плана, повернутыми к зрителю спиной. В

левом углу композиции на коленях матери покоится тело Христа, а вокруг

стоит толпа святых. Однако их удрученные позы и неловкие жесты менее

выразительны чем небо и задний план. Из правого верхнего угла, по

диагонали, в направлении к телу Христа спускается скалистая стена и на ней

— засохшее деревце. И скала, и деревце чрезвычайно символичны. В небесах,

занимающих две трети картины, слетаются, низвергаются вниз рыдающие ангелы.

Их полет, переходящий в падение, подчеркивает вселенское значение

происходящей трагедии. Умер Христос! Великая боль, причиненная этой смертью

и несправедливостью, нарушила гармонию вселенной. Если природа и бесплотные

духи акцентируют этот момент, то движения группы людей, оплакивающих

Христа, просты, наивны и мало выразительны. Лишь материнское горе Марии,

которая как к ребенку обращается с ласковыми словами к своему мертвому

сыну, равно по своей выразительности исступленности ангелов.

Но зато какая солнечная одухотворенность исходит от следующей картины

— «Воскресение»! Джотто изобразил на ней не христианское чудо, а скорее

языческую мистерию. В левом углу картины солдаты, уснувшие в неестественных

позах; над ними ангелы, сидящие на краю гробницы, а справа, как

олицетворение победы, держа в руке знамя, поднимается Иисус, словно

рвущийся из плоскости картины. Он отстраняет простертые к нему руки

коленопреклоненной Марии-Магдалины. «Не прикасайтесь ко мне!» — таково

название этой сцены, означающее, что Джотто подчеркивает в ней не элементы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать