конструкции—от работ Колейчука. Опыт построения симметричных композиций
может включать создание простейшего калейдоскопа, вырезание снежинок,
построение ритмически организованных поверхностей, розеток по типу
средневековых витражей и т.п.
Объемные упражнения строятся в основном на трансформации бумажного листа.
Плоскость в современном дизайне—один из основных материалов. Металл,
картон, фанера, композитные материалы, всевозможные пленки, пластики—все
это путем несложных технологических операций можно сделать объемным,
конструктивно жестким. Оценивая эти композиции, мы смотрим прежде всего на
конструктивную и комбинаторную изобретательность.
Московский Государственный Университет Печати
Так теперь называется учебное заведение, где на факультете ХТОПП(
художественно-техническое оформление печатной продукции) готовят художников
для полиграфии. От этого наименования веет чем-то доисторическим.
Восемьдесят лет назад был создан ВХУТЕМАС с Графическим факультетом, где
работали граверы Вадим Фалилеев и Иван Павлов, а начала искусства студенты
получали на Основном факультете, первым деканом которого являлся Александр
Родченко. То было время функционализма, который назывался у нас
конструктивизмом. Потом ВХУТЕМАС превратился во ВХУТЕИН, факультет стал
Полиграфическим. В 1930 году на базе факультета был создан МПИ—Московский
полиграфический институт. В Полиграф пришел Николай Ильин, и началась новая
глава в оформлении советской книги—неоклассицизм. На рубеже 40-х и 50-х
годов стараниями Андрея Гончарова ХТОПП начал новую жизнь. Вместе со всей
страной факультет пережил фестивальный стиль, свежим ветерком прошуршавший
в конце пятидесятых. С середины шестидесятых на факультете пережевывали
невкусную жвачку браун-стиля. К девяностым обнаружилось, что оформление
книг—в руках оптовиков, а сама книга перестала быть авангардом графического
искусства.
Еще несколько лет назад дипломники гордо выговаривали: «Я использовал(а)
программу “Фотошоп”»—то был романтический период освоения возможностей
компьютера. Сейчас даже традиционная каллиграфия «ушла на базу» и
исполняется с помощью компьютера. Главное направление подготовки графиков
сейчас—шрифт. Журнал, рекламу, web-дизайн объединяет именно шрифт, и даже
детская рисованная книжка становится книгой только тогда, когда на ее
страницах появляются колонцифры. Здесь море работы: социализм не
способствовал расцвету культуры набора. Необходимо освежить подзабытое
ремесло технического редактирования в более широких рамках дисциплины
«Типографика». Второе важнейшее направление—иллюстрация. Работа с фото,
рисованная иллюстрация в историческом диапазоне жанров и техник снова будут
востребованы. Выпускник «Полиграфа» найдет свое место в сегодняшнем
издательском мире.
Московский Государственный Текстильный Университет им. Косыгина
Графических дизайнеров в Московском государственном текстильном
университете начали готовить пять лет назад, когда на факультете
прикладного искусства открылась специализация «Реклама изделий текстильной
и легкой промышленности».
Графика на текстиле представляет собой уникальную область визуальной
культуры, имеющую тысячелетние традиции в культурах народов мира, еще не
осознанную и не концептуализированную в качестве неотъемлемой части
культуры графического дизайна. До сих пор она рассматривалась в категориях
«орнамента», «декора» или «рисунка», что не согласуется с категориями
«знак», «текст», «символ», с которыми имеет дело современный графический
дизайн. Интеграция визуальной культуры текстильного и графического
дизайна—главный принцип нашей образовательной концепции. Он разворачивается
в целую систему пропедевтических упражнений по освоению технологических,
конструктивных, материаловедческих и архетипических оснований текстильной
графики: жаккардовая графика, трикотажная графика, крой и конструкция как
формообразующая основа орнаментации и т.д.
Второй принцип—проектное развитие типологического богатства нетрадиционного
текстиля как носителя рекламных графических текстов: одежда, текстильная
обувь, текстиль в городской среде (навесы, палатки, вывески), выставочные
павильоны, текстильная среда интерьеров (шторы, жалюзи, напольные
покрытия).
Третий—освоение специфических средств графического дизайна для рекламы
изделий текстильной и легкой промышленности, на материале которой строятся
курсовые и дипломные задания.
На этой основе разворачивается комплекс упражнений, бесед, лекций,
практических действий, которые, можно надеяться, приведут к формированию
школы подготовки дизайнеров-графиков, компетентных в области текстильного
производства и всего, что с этим связано.
Высшая Академическая Школа Графического Дизайна
Положение дел в системе образования в области художественно-проектного
творчества сегодня далеко от совершенства. Программы подготовки
специалистов в традиционных дизайнерских вузах ориентированы на сложившиеся
стереотипы практической деятельности. Однако кардинальные изменения,
произошедшие за последнее время в этой сфере, фактически взорвали
существовавшую структуру и формы организации профессиональной деятельности.
В результате выпускники традиционных вузов зачастую испытывают серьезные
затруднения при поступлении на работу, остаются вне сферы реальной
профессиональной практики.
С другой стороны, появляющиеся и действующие на рынке дизайнерских услуг
организации испытывают острую потребность в квалифицированных кадрах.
Налицо явный дисбаланс между системой образования и формой существования
профессии в новых условиях. Однако, как известно, сфера образования
призвана не только отвечать существующему спросу, но и опережать его, быть
в авангарде процесса развития профессиональной культуры. Совершенно
очевидно, что нынешнее дизайнерское образование не дает адекватного ответа
на вызов настоящего и не соответствует своему высокому призванию
прокладывать дорогу в будущее. Поэтому в настоящий момент чрезвычайно
актуальны поиски инновационных путей эффективного решения этих проблем.
Один из таких экспериментов - образовательный проект Академии графического
дизайна и Московского художественного училища прикладного искусства "Высшая
академическая школа графического дизайна", который осуществляется с 1996
года. Одна из главных инноваций проекта состоит в вовлечении в
педагогический процесс ведущих мастеров дизайна и членов Академии
Графического Дизайна.
Британская Высшая Школа Дизайна
Британская высшая Школа дизайна образована на основе академической
практики, образовательного опыта и инфраструктуры двух высших учебных
заведений – Школы Дизайна Университета Хертфордшира (Великобритания) и
Международного института рекламы (Россия) для обучения и профессиональной
подготовки российских студентов по передовым международным образовательным
программам в области дизайна.
Основная задача Британской высшей Школы дизайна – предоставить уникальную
возможность получения британского высшего образования по программам
факультета дизайна Университета Хертфордшира параллельно с получением
профильного российского образования.
Миссия Школы – формирование элиты российских профессионалов, подготовленных
на высочайшем международном уровне и достойно конкурирующих на мировом
рынке дизайна.
Британская высшая Школа дизайна открыта при непосредственном участии и
поддержке Британского Совета. Британский Совет работает в областях
образования, профессиональной подготовки, науки и культуры, представлен в
109 странах мира и финансируется Министерством иностранных дел
Великобритании. Российское отделение работает с 1992 года, осуществляя свои
программы через сеть информационных и проектных центров от Санкт-Петербурга
до Южно-Сахалинска.
Беспрецедентное преимущество Британской высшей Школы дизайна заключается в
получении британского высшего образования, обучаясь при этом в России. Эту
возможность предоставляют программы высшего образования, аккредитованные
Academic Quality Office – британской службой по контролю за академическим
качеством. Основной принцип заключается в том, что курсы британского
высшего образования, предлагаемые в России, являются полноценными и
завершенными с точки зрения сертификации выпускников и получения
соответствующих международных академических наград со стороны Университета
Хертфордшира.
При Школе ведет свою деятельность Центр изучения английского языка, который
разрабатывает и преподает программы по английскому языку для дизайнеров с
учетом профессиональной специфики.
В начале 2004 г. было объявлено о начале работы российского
представительства Университета Хертфордшира, созданного на базе Британской
высшей Школы дизайна. Основная деятельность новой структуры заключается в
оказании квалифицированных консультаций для желающих получить высшее
образование в Великобритании.
Основные выставки и фестивали
Дизайн и Реклама
Проводится с 1994 года в Центральном Доме Художника. «Дизайн и Реклама» –
одна из самых престижных и успешных рекламно-дизайнерских выставок России,
где отечественные и зарубежные компании представляют новые направления и
идеи в рекламе, демонстрируют современные рекламные технологии и материалы,
лучшие образцы продукции. В последние несколько лет выставка занимает все
пространство Центрального Дома художника – 8500 кв.м.
Московский Международный Фестиваль Рекламы
Московский Международный Фестиваль Рекламы – крупный рекламный форум,
который по сложившейся традиции проводится ежегодно в ноябре в московском
Центре международной торговли на Красной Пресне.
За годы своего существования ММФР стал самым авторитетным международным
рекламным Фестивалем, проходящим в нашей стране. На протяжении последних
девяти лет его бессменным президентом является Игорь Янковский. Все
началось с Первого Российского конкурса видеоклипов, который состоялся в
марте 1992 года. В ноябре того же года прошел второй подобный конкурс, на
котором и было решено проводить ежегодные осенние Фестивали рекламы в
Москве. С 1995 года в жюри ММФР работают мэтры мировой рекламы, активно
расширяется география Фестиваля, увеличивается число конкурсный работ.
В программе Фестиваля представлены уже ставишие традиционными конкурсы:
«Телевизионная и кинореклама», «Печатная и наружная реклама», «Этикетка и
упаковка», «Интернет», «Радиореклама», «Молодые креаторы». Московский
Международный Фестиваль Рекламы за дни работы собирает более четырех тысяч
специалистов по рекламе со всей страны. Устоявшейся практикой стало
проведение конференций, семинаров и мастер-классов, на которых обсуждаются
новые тенденции мировой рекламной индустрии, пути и перспективы развития
российской рекламы, происходит обмен творческими идеями и наработками.
Несмотря на свою деловую направленность и насыщенную научную программу,
Фестиваль – это три дня праздника, включающего в себя массу любопытных
мероприятий. Увидеть их собственными глазами приезжают тысячи гостей из
различных регионов и стран. В числе гостей и участников Фестиваля – ведущие
российские и зарубежные рекламопроизводители и рекламодатели, представители
Антимонопольного комитета, Торгово-промышленной палаты и другие общественно
и политически значимые фигуры.
Профи
Конкурс «ПРОФИ» проводится с 2003 года и призван продемонстрировать
рекламодателям профессиональные возможности российских рекламистов
по созданию продуктивных маркетинговых коммуникаций. В планах устроителей
привлечение к участию не только именитых «монстров рекламы», но максимально
широкий круг рекламных агентств (из всех регионов России), чувствующих свой
потенциал, но еще не имевших возможностей применить свои силы на серьезном
клиенте. Не случайно среди традиционных номинаций предусмотрена и такая
необычная категория как «непринятый креатив».
Устроители особо подчеркивают, что намерены избежать знакомой многим
ситуации, когда работы рекламистов оценивают только рекламисты. Конкурс
«ПРОФИ» организован как модель существующей схемы взаимоотношений
«рекламист — рекламодатель».
Именно поэтому конкурсное жюри выставки состоит из руководителей
департаментов рекламы и маркетинга ведущих рекламодателей российского
рынка. Задача жюри — оценить презентации участников конкурса рекламы
на предмет профессионализма и способности реализовать маркетинговые задачи
заказчика.
Золотая пчела
Биеннале проводится под эгидой Международного совета национальных
организаций по графическому дизайну (ICOGRADA) и Координационного комитета
международных биеннале (IBCC) с 1992 года.
«Золотая пчела» представляет собою уникальное дизайнерское событие —
всемирная выставка, конкурс, профессиональный праздник, фестиваль звёзд
мирового дизайна, одним словом, — биеннале. Каждые два года Московская
международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» собирала
в Центральном Доме художника лучшие дизайнерские работы со всех
континентов. На первую «Золотую пчелу», которая состоялась в 1992–м,
принимались плакаты начала 90–х годов. На пятую, прошедшую в 2000–м, —
конца 90–х. Таким образом, конкурсный охват пяти московских биеннале
распространяется целиком на все последнее десятилетие ХХ века.
На биеннале присылают работы как и известные российские дизайнеры, так и
звезды мирового дизайна из-за рубежа.
Вывод
Как вывод хочется сказать то, что уйдя от отдельных имен и течений в
истории дизайна СССР, который в большинстве своем был анонимным и лишь
единицам удавалось вырваться из этого безликого сообщества и заявить о себе
миру, дизайн сегодняшний «вышел из подполья» - на рынке оформительских
услуг наконец появилась здоровая конкуренция, дающая потенциал для
профессионального роста отечественных дизайнеров. Конечно, дизайн сегодня
уже отошел от канонов советского прошлого, но прошло лишь одно десятилетие
и дизайн в том виде, в котором он существует сегодня – наука достаточно
молодая. Уже был совершен некоторый прорыв, поступают заказы из-за рубежа и
многие студии сотрудничают с иностранными коллегами, обмениваются опытом,
известны за рубежом и имеют даже там представительства. Но это лишь начало
– каждый проводимый фестиваль и выпущенный каталог не перестает это
демонстрировать, демонстрировать творческий и профессиональный рост.