Икона Сошествие во ад из Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

структуру произведений.

Из этого можно сделать вывод, что они обладали в высшей степени

обостренным чувством материала, только этой причиной можно объяснить

столь феноменальные результаты.

«Глуховатый оттенок»^5 , следует, по-видимому, трактовать как результат

старения живописи от химических изменений и многократных поновлений,

которым подвергалась икона в течении нескольких веков.

^1 В.Н. Лазарев. История русского искусства. М. 1954 т. II. с. 362.

Н.Г. Порфиридов. Указ. Соч. с. 112. О.С. Попова. Указ. соч. с. 17-18. М.В.

Алпатов. Указ. Соч. с. 12.; М.А. Реформатская. О группе произведений

псковской станковой живописи второй половины XIV века. Сборник Д.Р.И. М.

1968. с. 121

^2 В.Н. Лазарев. История русского искусства. 1954 .т. II с. 362

^3 М.В. Алпатов. Указ. Соч. с. 12.

^4 О.С. Попова. Указ Соч. с. 18.

^5 О.С. Попова. Указ. Соч. с.18.

Псковичи далее других современных им иконописных школ продвинулись в

изучении структурных качеств пигментов. Использование этого опыта

позволяло им достигать таких характерных бездонных, светящихся изнутри

цветов. Решающую роль здесь, безусловно, сыграло искусное

использование в качестве основных пигментов минералов с кристаллической

структурой, очень хорошо отражающих свет*****.

В ряду обычных пигментов псковской школы одно из первых мест

принадлежало обычно аурипигменту, применявшемуся здесь почти в чистом

виде. на рассматриваемой иконе этот минерал применен лишь на ассисте,

адском пламени вокруг бездны и на крыле архангела Михаила в ряду

избранных святых^1, но известны многочисленные случаи применения его

даже в качестве фона^2,.

Одним из самых характерных цветов псковской иконы -XIV - -XVI

столетий является холодный темно-зеленый. использовавшаяся для него

медная зелень^3. была очень любима псковичами. написанные ей массивные

пятна горок подчеркивают в иконе идею обитаемой благоустроенности ада.

Уже в первом приближении заметен принципиально различный химический

состав красок мафория Евы, приближенного по тону к хитону Христа, и

гиматия Христа. Матовое свечение кристаллов киновари с

аурипигментом противопоставлено доминирующей в гематии аморфной

красной охре с гематитом^4.

Одежда Адама и некоторые другие детали написаны зеленой землей -

глауканитом, с примесью кристаллических медной зелени и азурита^5.

Белила - «яд живописи» псковичи использовали особым образом. для

того, чтобы белила не делали цвета белесыми, их использовали либо в

чистом виде для самых необходимых небольших по площади ярких бликов -

светов, либо добавляя в небольших количествах к основным пигментам,

^1 А.Н. Овчинников. « Опыт реконструкции....» с. 205.

^2 «Собор Богоматери» кон. XIV в. (ГТГ), «Параскева, Варвара и Ульяна»

XIV в. ГТГ, «Воскресение - Сошествие во ад» XIV-XVI в. (из собр. Лихачева,

ГРМ), «Покров Богоматери» XV в., «Рождество Христово» втор. Пол. XV в.

(ПИХАМЗ), «Деисус с Параскевой и Варварой» XIV в. НГМ, «Богоматерь

Любятовская» нач. XV в. (ГТГ), три иконы деисуса XV в. : «Вседержитель»,

«Богоматерь», «Иоанн Предтеча». (ГТГ), две иконы из деисусного чина

«Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» (ПИХАМЗ), «Архангел Гавриил» (ГРМ) и

другие.

^3 А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 205.

^4 А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 205.

^5 А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 205.

в последнем случае поверхность освещалась мерцающими то здесь, то там

их кристаллическими частицами. Палитра иконы в целом достаточно

уравновешена. Если мы представим рассматриваемую икону в полутемном

храме Пскова, в контексте стенных декораций и утвари этого храма, она

будет выглядеть совсем иначе, чем то, как мы ее видим сейчас.

Судя по ней, росписи в храме не должны были быть слишком светлыми, но

либо в них превалировала поверхностная - декоративность, либо они под стать

иконе были написаны мощными цветовыми пятнами.

Свойственные Византийскому искусству ясность и монументальность

композиции, строгость и упорядоченность раскладки локальных пятен, мы

находим и в лучших произведениях псковской школы. Здесь дольше, чем в

других русских школах сохраняется монументализм и целостность в иконописи.

Даже написанные в XVI веке псковские иконы (в то время, когда во многих

других городах иконописцы все больше ориентируются на «камерность») как

правило монументальны и хорошо читаются с больших расстояний^1 и даже если

мы видим псковскую икону издалека, едва мы начинаем различать ее рисунок

«пятном», мы сразу прочитываем ее сюжет и экспрессию.

На этом примере можно детально объяснить принцип ступенчатого масштаба,

состоящий в том, что реальный или изображенный предмет может восприниматься

в нескольких кратных системах координат - он имеет несколько макро-

размеров, в которых он может быть неискаженно воспринят. Первое -

это его общая, законченная в окружающей среде, макроформа, далее -

макро-составляющие этой формы, подразделяющиеся последовательно на все

более малоразмерные слагаемые, постепенно доходя до орнаментов и фактуры

материала. Если мы смотрим на икону издалека, мы сначала видим лишь ее

силуэт, потом различаем формы пятен - сюжет, потом динамику и характеры,

потом пробела и перетекания форм.

Цвет и свет.

Характерным качеством именно псковской школы является особое отношение к

разработке системы пробелов - светов. Здесь почти нет тех полутоновых

нежных высветлений, какие мы находим в Московской школе, нет здесь и

праздничной яркости Новгорода. Пробела в Псковской иконописи можно скорее

назвать аскетичными.

Особое внимание псковичи уделяли решению проблемы соотнесения цвета и

света. Логически следуя собственной, не похожей на другие,

колористической концепции они добивались исключительных результатов.

Общий колорит живописи «всегда напряженный, обязательно очень строгий,

не допускающий ни малейшего нарядного развлекающего оттенка»^1 требовал

особого подхода. В свете приведенного выше детального анализа

колористических принципов псковичей это совсем не кажется

удивительным. Если им так была важна чистота, звучность и глубина

цвета,

^ 1 Это говорит о сохранении у псковских мастеров даже в эту позднюю для

русской иконописи эпоху целостности восприятия мира.

более чем очевидно, что они не хотели его заглушать белилами. Следуя

этому принципу света накладывали очень экономно и продуманно. Свет

вспыхивает на иконе очень небольшими по площади но ослепительно белыми

вспышками, не смешиваясь с материей, но создавая впечатление

моментальности, молниеносности происходящего. Пробела мало похожи на

земной свет. Их наличие соответствует скорее некоторой «печати

Божественного» на земной материи. Большие локальные пятна в иконе не

дробятся светом, но помечаются его мимолетными вспышками. Большие формы не

разрушаются, но оказываются составленными из определенного числа маленьких.

Псковская школа и столичное искусство.

Мастер отлично владеет формой, он вполне способен разложить свет по

поверхности согласно оптическим законам реальности, но ему не нужна статика

и успокоенность, ему нужна выразительность и напряженность. Он прекрасно

знаком с анатомией человеческой фигуры, но подчиняет реалистическую

анатомию, для него не имеющую самоценности, условной анатомии иконы, ему

важнее выразительность и одухотворенность образа.

Псковский метод при сравнении с классическими византийскими образцами,

обнаруживает характерную многим провинциальным памятникам преувеличенную

экспрессивность. Псковские мастера, живя и работая в стране, далекой от

Византии, естественно ориентировались на мастеров Константинополя, но не

копировали их, а шли своим путем.

В исследовании о иконе Спас Ярое Око Из московского Кремля О.С. Поповой,

мы встречаем замечание такого характера: «Стремление подражать пластической

лепке и вместе с тем явное не владение этим классическим приемом...»^2.

Но характерность псковского искусства как раз в том, что мастер и не

стремился к копированию технологии пластической лепки, но наоборот,

сознательно пренебрегал ею для достижения большей выразительности и

экспрессии образа. Псковским мастерам, впрочем как и их согражданам,

гораздо ближе было искусство крайностей, представлявшее святость в

напряжении и силе. Столичный интеллектуализм и рафинированность иконописи

не смогли бы быть оценены по достоинству во Пскове, здесь исторический

и культурный контекст общества требовали другого искусства. Художники

древнего Пскова были последовательными и глубокими знатоками технологии

иконописи. Именно это знание было

^1 О. С Попова. Указ. Соч. с. 18.

^2 О.С. Попова. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века и

его связи с Византией. М. 1980. С. 129.

основой для плодотворной работы. От владения мастером техникой письма в

иконописи очень во многом зависит конечный результат работы, потому что

творчество могло полноценно реализоваться только в теснейшем

сотрудничестве мастера и материала. «Вся система письма строго

последовательна, точна и выверена, но именно эта дисциплина дает художнику

возможность свести в единое целое множество индивидуальных образов,

позволяет приобщить сущность каждого происходящему событию, раскрыть в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать