состоянии этих образов сложный философский смысл сюжета. Художник не
связан каноном, скорее наоборот, благодаря ему он не только
воссоздает индивидуальность того или иного лица, но и привносит в него
черты свои представления о чистоте и силе духа, способности к жертве и
подвигу»^1.
* * *
Анализ иконы «Сошествие во ад» из ПИХАМЗ позволяет сделать некоторые
выводы, касающиеся не только данного произведения, но относящиеся так же к
целому ряду памятников псковской школы иконописи.
Очевидным представляется прежде всего то, что икона, как часть храмовой
декорации, не может рассматриваться вне контекста всего того, что в
христианстве связано с храмом. Понятие христианского храма комплексно и
каждое из его составляющих, таких как архитектура, стенные декорации,
иконы, утварь, пение и т.д. очень важно не только само по себе но и из-за
теснейшей связи с прочими компонентами. Принимая во внимание целостность
мира древних псковичей мы имеем право заключить, что изучение какого-либо
из вышеперечисленных слагаемых храма не может производиться в отрыве от
других, но должно вестись комплексно по всем направлениям.
Принципиальную роль играет определение первоначального места расположения
иконы в интерьере храма, для которого она была написана, а также
составляющих этого интерьера - иконостаса, прочих икон, настенных
декораций, утвари и т.д. Этот аспект помог бы пролить немного света на
причины такой популярности икон «Сошествие во ад» псковского извода и
выяснить многое, о чем можно сейчас только строить догадки.
^1 А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 203-204.
Пока не известно, по какому признаку отбирались «избранные святые», чем
вызвана такая конкретность и детальность в изображении адской бездны.
В рамках настоящей работы к сожалению недостаточно места для детального
рассмотрения процесса формирования извода и того, какими путями мог попасть
протограф во Псков. На настоящий момент нет источников, которые могли бы
осветить нам подробнее эти моменты.
Несмотря на эти белые пятна оригинальность и самобытность псковской школы
заслуживают с течением времени все более серьезного отношения к себе со
стороны специалистов по средневековому искусству, и если не так давно
Псков рассматривали как одну из далеких и неразвитых провинций
Византийского искусства, то сейчас творчество псковских средневековых
художников получает все большее признание.
Примечания.
* ГРМ, инв. ДРЖ 2120. XIV- нач. XV - XVI в. 81.5 X 66 X 2.7. Доска
сосновая из двух частей, шпонки врезные, сквозные (поздние), ковчег,
паволока. Широкая датировка обусловлена состоянием памятника, наличием
нескольких слоев записей и поновлений, сделанных в процессе трех
антикварных реставраций. Авторский красочный слой с многочисленными
утратами и потертостями. Реставрированы до поступления в музей и повторно
в 1935 г. Н.И. Тюлиным. Происхождение неизвестно, в ГРМ поступила в 1913
году из коллекции Н.П. Лихачева. См. Из коллекции Лихачева. Каталог
выставки. СПб.,1993, с.135, кат 341 ( там же библиография); Псковская
икона XIII - XVI веков. Альбом. Авторы вступит. ст. М.В. Алпатов и И.С.
Родникова.Л.1990, кат.14, с 294, цв. ил. 14.
** Псковский историко-архитектурный и художественный музей -заповедник,
инв. №2731. Кон. XV века. 120 X 99. Доска сосновая из трех частей, две
накладные шпонки, ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. В музей
поступила до 1940-х гг. Во время войны была вывезена оккупантами в
Германию и возвращена в 1945 году. Раскрыта в ГЦХРМ им. Грабаря В.А.
Зборовским в 1967 - 1970 гг. Особенно пострадала живопись верхнего ряда
святых. См. Живопись Древнего Пскова. Каталог 1970, б/п; Овчинников А.Н.
Опыт описания произведений древнерусской станковой живописи. Техника и
стиль. Вып.1. Псковская школа XIII - XVI веков. М. 1971. С.53 - 56. №20;
А. Овчинников, Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. М. 1971с. 17 кат. 20;
Древнерусская живопись. Сост. С. Ямщиков // А.Н. Овчинников. Из опыта
реконструкции древних икон. // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М.
1976. ков. М., 1973, с. 20, илл. 21 - 24; А.Н. Овчинников. Из опыта
конструкции древних икон. // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М. 1976.
сс. 197- 206; Попов Г.В. Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство
Твери XIV - XVI веков. М. 1979. с.199 ; Овчинников А.Н. Икона середины XVI
века «Воскресение» (псковский извод) // Древний Псков. История,
искусство, археология. Новые исследования. М. 1988. с. 133 - 154; Псковская
икона XIII - XVI веков, кат. 30, с. 298, ил. 30.
*** ГРМ, инв. ДРЖ 3140. Сер. XVI века. 156.2 X 92.3 X 4. Доска сосновая,
из двух частей, две врезные сквозные шпонки, ковчег, паволока.
Происхождение неизвестно. Обнаружена и вывезена экспедицией ГРМ в 1958 году
из Троицкого собора г. Острова Псковской обл. (1790). Инв. № на обратной
стороне иконы, сделан зеленой краской: «508 - 35 г.». В 1941-1944 гг. Икона
в числе других была вывезена немцами из Псковского музея - заповедника во
время оккупации в действовавший собор г. Острова. Сохранность хорошая,
незначительные выпадения красочного слоя и вставки левкаса с поздней
живописью на одеждах. Раскрыта в ГРМ в 1958 -1960-х гг. Н.В. Перцевым и
И.В. Ярыгиной. См. Порфиридов Н.Г. К истории псковской станковой живописи.
Икона «Сошествие во ад» из города Острова. ///ДРИ Художественная культура
Пскова. М. 1968. с. 109 - 113; Э.С. Смирнова. Живопись древней Руси:
находки и открытия. Л. 1970. Табл. 17-19. А.Н. Овчинников. Н. Кишилов.
Живопись древнего Пскова. с. 17. Табл. 46; Овчинников А.Н. Опыт описания.
с. 60-63. № 23; Алпатов. В.И. Древнерусская живопись. М. 1978. Табл. 132 (
деталь) с. 313; Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI
века.. Псковская школа М. 1983. с.79 кат. 82 на с. 325., табл. 82;
Псковская икона XIII - XVШ веков. 1990, с. 306, цв. ил. 72.
**** ГРМ, инв. 243336. 54 X 45. Доска сосновая, одна сквозная врезная
шпонка (новая), ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. Была в
собрании реставраторов братьев Г.О. и М.О. Чириковых, затем П.С.
Рябушинского. В ГТГ поступила в 1930 г. из ГИМа. См.: Антонова В.И., Мнева
Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. Опыт историко
-художественной классификации. Т.2. М. , 1963. с. 40 - 41, кат. 385.;
Овчинников. А.Н. Икона середины XVI века « Воскресение», с. 134,
примечание 17; Псковская икона XIII - XVI веков с. 315, кат. 146, ил. 146.
**** Доска сосновая, две сквозные врезные шпонки, паволока. 81 X 65.
Происхождение неизвестно. Реставратор К.В. Шейкман.. См.: Логинова А.
Древнерусская живопись. Новые открытия. Из частных собраний. Каталог
выставки. М., 1975, № 44; Овчинников А.Н. Опыт описания, с. 75-77»
Овчинников А., Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. с.17. кат. 27. Ил. 50.
Попов Г.В. Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI
веков. М. 1979. с.199 ; Овчинников. А.Н. Икона середины XVI века «
Воскресение», с. 134, примечание 17; Псковская икона XIII - XVI веков с.
316, кат. 144, ил. 144.
***** «... Существенные сведения о сущности художественных
принципов псковской школы дает технологический разбор живописи...»
«Псковской школе удалось ближе других русских живописных школ подойти к
пониманию роли кристаллических пигментов и связать с их оптическими
свойствами кристаллическую структуру пробелов и ритмы композиционных
элементов в единое целое. вся эта многосложная, созданная долгим
созерцательным опытом художественная система позволяла вызывать у
зрителя невиданные по широте охвата идеи и глубочайшие
ассоциации.» - А.Н. Овчинников. Опыт реконструкции. с. 204 и 210.
Библиография
1. В.И. Алпатов. Древнерусская живопись. М. 1978.
2. А.В. Бакушинский. Исследования и статьи. М. 1981.
3. В.Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство. М. 1978.
4. В.Н. Лазарев. История русского искусства. М. 1954 т. II.
5. Л.И. Лившиц. О стиле росписи Снетогорского монастыря. М. Сборник ДРИ
1980.
6. Статья А.Н. Овчинникова «Икона середины XV века «Воскресение». Псковский
извод. Сборник «Древний Псков» под ред. С.В. Ямщикова. сс. 133-154. Изд-
во «Изобразительное искусство», 1988.
7. А.Н. Овчинников Н. Кишилов . Живопись древнего Пскова XIII - XVI
веков. Л. 1971.
8. А.Н. Овчинников. Из опыта конструкции древних икон. Икона Сошествие во
ад середины XV века из Псковского историко - архитектурного музея -
заповедника (инв. № 2731) // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М. 1976.
9. О.С. Попова. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века и его
связи с Византией. М. 1980.
10. О.С. Попова. Особенности искусства Пскова. Из кн. Отблески
христианского востока на Руси. La Casa di Matriona. 1993.
11. Порфиридов Н.Г. К истории псковской станковой живописи. Икона
«Сошествие во ад» из города Острова. ///ДРИ Художественная культура Пскова.
М. 1968. с. 109 - 113;
12. М.А. Реформатская. О группе произведений псковской станковой живописи
второй половины XIV века. Сборник Д.Р.И. М. 1968.
12. Л.А. Успенский. Богословие иконы православной церкви. Переславль, 1996.
12. И.А. Шалина. Псковские иконы Сошествие во ад; о литургической
интерпретации иконографических особенностей. Сборник «Восточно-
христианский храм. Литургия и искусство. СП б. 1994.
14. И.К. Языкова. Богословие иконы. М.1995 .
Список иллюстраций
1. Икона «Сошествие во ад» из собрания Н.П. Лихачева. XIV-XVI в. ГРМ.
2,2а. Калька-реконструкция иконы «Сошествие во ад» XIV-XVI в. Из ГРМ.
3. Икона «Сошествие во ад». Вторая половина XV в. Псковский музей.
4. Калька-реконструкция иконы «Сошествие во ад» конца XV в. из Псковского
музея.
5. Четырехчастная икона из собрания Воробьева. XVI в.
6. Калька-реконструкция четырехчастной иконы XVI в. из собрания Воробьева.