Икона Сошествие во ад из Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

состоянии этих образов сложный философский смысл сюжета. Художник не

связан каноном, скорее наоборот, благодаря ему он не только

воссоздает индивидуальность того или иного лица, но и привносит в него

черты свои представления о чистоте и силе духа, способности к жертве и

подвигу»^1.

* * *

Анализ иконы «Сошествие во ад» из ПИХАМЗ позволяет сделать некоторые

выводы, касающиеся не только данного произведения, но относящиеся так же к

целому ряду памятников псковской школы иконописи.

Очевидным представляется прежде всего то, что икона, как часть храмовой

декорации, не может рассматриваться вне контекста всего того, что в

христианстве связано с храмом. Понятие христианского храма комплексно и

каждое из его составляющих, таких как архитектура, стенные декорации,

иконы, утварь, пение и т.д. очень важно не только само по себе но и из-за

теснейшей связи с прочими компонентами. Принимая во внимание целостность

мира древних псковичей мы имеем право заключить, что изучение какого-либо

из вышеперечисленных слагаемых храма не может производиться в отрыве от

других, но должно вестись комплексно по всем направлениям.

Принципиальную роль играет определение первоначального места расположения

иконы в интерьере храма, для которого она была написана, а также

составляющих этого интерьера - иконостаса, прочих икон, настенных

декораций, утвари и т.д. Этот аспект помог бы пролить немного света на

причины такой популярности икон «Сошествие во ад» псковского извода и

выяснить многое, о чем можно сейчас только строить догадки.

^1 А.Н. Овчинников. «Опыт реконструкции...» с. 203-204.

Пока не известно, по какому признаку отбирались «избранные святые», чем

вызвана такая конкретность и детальность в изображении адской бездны.

В рамках настоящей работы к сожалению недостаточно места для детального

рассмотрения процесса формирования извода и того, какими путями мог попасть

протограф во Псков. На настоящий момент нет источников, которые могли бы

осветить нам подробнее эти моменты.

Несмотря на эти белые пятна оригинальность и самобытность псковской школы

заслуживают с течением времени все более серьезного отношения к себе со

стороны специалистов по средневековому искусству, и если не так давно

Псков рассматривали как одну из далеких и неразвитых провинций

Византийского искусства, то сейчас творчество псковских средневековых

художников получает все большее признание.

Примечания.

* ГРМ, инв. ДРЖ 2120. XIV- нач. XV - XVI в. 81.5 X 66 X 2.7. Доска

сосновая из двух частей, шпонки врезные, сквозные (поздние), ковчег,

паволока. Широкая датировка обусловлена состоянием памятника, наличием

нескольких слоев записей и поновлений, сделанных в процессе трех

антикварных реставраций. Авторский красочный слой с многочисленными

утратами и потертостями. Реставрированы до поступления в музей и повторно

в 1935 г. Н.И. Тюлиным. Происхождение неизвестно, в ГРМ поступила в 1913

году из коллекции Н.П. Лихачева. См. Из коллекции Лихачева. Каталог

выставки. СПб.,1993, с.135, кат 341 ( там же библиография); Псковская

икона XIII - XVI веков. Альбом. Авторы вступит. ст. М.В. Алпатов и И.С.

Родникова.Л.1990, кат.14, с 294, цв. ил. 14.

** Псковский историко-архитектурный и художественный музей -заповедник,

инв. №2731. Кон. XV века. 120 X 99. Доска сосновая из трех частей, две

накладные шпонки, ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. В музей

поступила до 1940-х гг. Во время войны была вывезена оккупантами в

Германию и возвращена в 1945 году. Раскрыта в ГЦХРМ им. Грабаря В.А.

Зборовским в 1967 - 1970 гг. Особенно пострадала живопись верхнего ряда

святых. См. Живопись Древнего Пскова. Каталог 1970, б/п; Овчинников А.Н.

Опыт описания произведений древнерусской станковой живописи. Техника и

стиль. Вып.1. Псковская школа XIII - XVI веков. М. 1971. С.53 - 56. №20;

А. Овчинников, Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. М. 1971с. 17 кат. 20;

Древнерусская живопись. Сост. С. Ямщиков // А.Н. Овчинников. Из опыта

реконструкции древних икон. // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М.

1976. ков. М., 1973, с. 20, илл. 21 - 24; А.Н. Овчинников. Из опыта

конструкции древних икон. // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М. 1976.

сс. 197- 206; Попов Г.В. Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство

Твери XIV - XVI веков. М. 1979. с.199 ; Овчинников А.Н. Икона середины XVI

века «Воскресение» (псковский извод) // Древний Псков. История,

искусство, археология. Новые исследования. М. 1988. с. 133 - 154; Псковская

икона XIII - XVI веков, кат. 30, с. 298, ил. 30.

*** ГРМ, инв. ДРЖ 3140. Сер. XVI века. 156.2 X 92.3 X 4. Доска сосновая,

из двух частей, две врезные сквозные шпонки, ковчег, паволока.

Происхождение неизвестно. Обнаружена и вывезена экспедицией ГРМ в 1958 году

из Троицкого собора г. Острова Псковской обл. (1790). Инв. № на обратной

стороне иконы, сделан зеленой краской: «508 - 35 г.». В 1941-1944 гг. Икона

в числе других была вывезена немцами из Псковского музея - заповедника во

время оккупации в действовавший собор г. Острова. Сохранность хорошая,

незначительные выпадения красочного слоя и вставки левкаса с поздней

живописью на одеждах. Раскрыта в ГРМ в 1958 -1960-х гг. Н.В. Перцевым и

И.В. Ярыгиной. См. Порфиридов Н.Г. К истории псковской станковой живописи.

Икона «Сошествие во ад» из города Острова. ///ДРИ Художественная культура

Пскова. М. 1968. с. 109 - 113; Э.С. Смирнова. Живопись древней Руси:

находки и открытия. Л. 1970. Табл. 17-19. А.Н. Овчинников. Н. Кишилов.

Живопись древнего Пскова. с. 17. Табл. 46; Овчинников А.Н. Опыт описания.

с. 60-63. № 23; Алпатов. В.И. Древнерусская живопись. М. 1978. Табл. 132 (

деталь) с. 313; Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI

века.. Псковская школа М. 1983. с.79 кат. 82 на с. 325., табл. 82;

Псковская икона XIII - XVШ веков. 1990, с. 306, цв. ил. 72.

**** ГРМ, инв. 243336. 54 X 45. Доска сосновая, одна сквозная врезная

шпонка (новая), ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. Была в

собрании реставраторов братьев Г.О. и М.О. Чириковых, затем П.С.

Рябушинского. В ГТГ поступила в 1930 г. из ГИМа. См.: Антонова В.И., Мнева

Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. Опыт историко

-художественной классификации. Т.2. М. , 1963. с. 40 - 41, кат. 385.;

Овчинников. А.Н. Икона середины XVI века « Воскресение», с. 134,

примечание 17; Псковская икона XIII - XVI веков с. 315, кат. 146, ил. 146.

**** Доска сосновая, две сквозные врезные шпонки, паволока. 81 X 65.

Происхождение неизвестно. Реставратор К.В. Шейкман.. См.: Логинова А.

Древнерусская живопись. Новые открытия. Из частных собраний. Каталог

выставки. М., 1975, № 44; Овчинников А.Н. Опыт описания, с. 75-77»

Овчинников А., Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. с.17. кат. 27. Ил. 50.

Попов Г.В. Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI

веков. М. 1979. с.199 ; Овчинников. А.Н. Икона середины XVI века «

Воскресение», с. 134, примечание 17; Псковская икона XIII - XVI веков с.

316, кат. 144, ил. 144.

***** «... Существенные сведения о сущности художественных

принципов псковской школы дает технологический разбор живописи...»

«Псковской школе удалось ближе других русских живописных школ подойти к

пониманию роли кристаллических пигментов и связать с их оптическими

свойствами кристаллическую структуру пробелов и ритмы композиционных

элементов в единое целое. вся эта многосложная, созданная долгим

созерцательным опытом художественная система позволяла вызывать у

зрителя невиданные по широте охвата идеи и глубочайшие

ассоциации.» - А.Н. Овчинников. Опыт реконструкции. с. 204 и 210.

Библиография

1. В.И. Алпатов. Древнерусская живопись. М. 1978.

2. А.В. Бакушинский. Исследования и статьи. М. 1981.

3. В.Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство. М. 1978.

4. В.Н. Лазарев. История русского искусства. М. 1954 т. II.

5. Л.И. Лившиц. О стиле росписи Снетогорского монастыря. М. Сборник ДРИ

1980.

6. Статья А.Н. Овчинникова «Икона середины XV века «Воскресение». Псковский

извод. Сборник «Древний Псков» под ред. С.В. Ямщикова. сс. 133-154. Изд-

во «Изобразительное искусство», 1988.

7. А.Н. Овчинников Н. Кишилов . Живопись древнего Пскова XIII - XVI

веков. Л. 1971.

8. А.Н. Овчинников. Из опыта конструкции древних икон. Икона Сошествие во

ад середины XV века из Псковского историко - архитектурного музея -

заповедника (инв. № 2731) // Музей и современность. Т. 36. Вып.2. М. 1976.

9. О.С. Попова. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века и его

связи с Византией. М. 1980.

10. О.С. Попова. Особенности искусства Пскова. Из кн. Отблески

христианского востока на Руси. La Casa di Matriona. 1993.

11. Порфиридов Н.Г. К истории псковской станковой живописи. Икона

«Сошествие во ад» из города Острова. ///ДРИ Художественная культура Пскова.

М. 1968. с. 109 - 113;

12. М.А. Реформатская. О группе произведений псковской станковой живописи

второй половины XIV века. Сборник Д.Р.И. М. 1968.

12. Л.А. Успенский. Богословие иконы православной церкви. Переславль, 1996.

12. И.А. Шалина. Псковские иконы Сошествие во ад; о литургической

интерпретации иконографических особенностей. Сборник «Восточно-

христианский храм. Литургия и искусство. СП б. 1994.

14. И.К. Языкова. Богословие иконы. М.1995 .

Список иллюстраций

1. Икона «Сошествие во ад» из собрания Н.П. Лихачева. XIV-XVI в. ГРМ.

2,2а. Калька-реконструкция иконы «Сошествие во ад» XIV-XVI в. Из ГРМ.

3. Икона «Сошествие во ад». Вторая половина XV в. Псковский музей.

4. Калька-реконструкция иконы «Сошествие во ад» конца XV в. из Псковского

музея.

5. Четырехчастная икона из собрания Воробьева. XVI в.

6. Калька-реконструкция четырехчастной иконы XVI в. из собрания Воробьева.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать