непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было
создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в
мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей
реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства
изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно
владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до
высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости,
различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота,
серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких
прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием
изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью
выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца
использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового
дерева
Как вехи, возвышаются на далеком горизонте истории египетские пирамиды
– обветренные рукотворные каменные горы. И какими бы чуждыми и
неприступными они не казались, они могут многое рассказать о себе. Пирамиды
повествуют об обществе настолько четко организованном, что стало возможным
соорудить эти гигантские искусственные холмы всего лишь за время жизни
царствующей особы. На мой взгляд, Древний Египет – “дар Нила” и страна
пирамид – государство не просто уникальное, а великое и могущественное не
только незыблемостью, непоколебимостью в своей верховной власти, но еще
больше тем огромным воздействием культуры, которое мы испытываем сегодня,
через пять тысячелетий после ее создания. Что же служило предпосылкой для
возникновения поистине магического искусства древних египтян, что
заставляло их создавать такие грандиозные сооружения, что было основой их
великой культуры? Попытаемся найти ответы на эти вопросы, обратившись к
духовным источникам древнеегипетского искусства.
Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта
заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в
том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного
фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его
неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на
развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее
существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его
истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.
Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил
застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов.
Возникшее в древний период египетское искусство продолжало сохранять свои
характерные особенности в течение многих веков. Но, несмотря на это, на
протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось,
приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы
Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых
они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское
искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а
прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах
самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало
на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе,
оно было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей
и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему
назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и
способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем
развитии египетского искусства.
Примером памятника додинастического периода, возвеличивающего фараона,
является шиферная плита Нармера, высотой в 64 см, с обеих сторон покрытая
рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями,
рассказывающими о значительном историческом событии: победе Нармера, царя
Верхнего Египта, над Нижним Египтом и объединения долины Нила в единое
государство. “Основное значение этого памятника заключается в том, что он
является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих
периодов, но также наиболее ярким образцом искусства времени первых
фараонов в Египте, первым примером так называемого “египетского стиля” [2]
С целью максимальной ясности одна и та же по существу тема повторяется в
палетке Нармера несколько раз в разных вариантах. В центре Нармер булавой
раздробляет голову вражескому вождю. На оборотной стороне, вверху Нармер в
короне Нижнего Египта как победитель направляется к месту, где лежат
связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь в виде быка разбивает
рогами зубчатую ограду поселения и топчет копытами поверженного врага.
На примере палетки Нармера видно характерное для этого раннеклассового
общества подчеркивание в изобразительном искусстве общественного
неравенства – фараон ростом вчетверо больше остальных племенных вождей.
Этот принцип повторялся в искусстве Древнего Египта на протяжении десятков
лет: в рельефах и росписях фараон традиционно изображался намного выше всех
остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, подавляя
зрителя своим величием и мощью (статуи Рамсеса II в Абу-Сiмбеле, колоссы
Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 м из храма в
Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др.). Поражает своей
монументальностью сфинкс Хефрена, стоящий перед заупокойным храмом этого
фараона. Этот сфинкс, высеченный в III тыс. до н.э., подавляет своими
размерами – высота его составляет 20 м, длина – 57 м. Это самый большой из
всех известных нам сфинксов Египта. Основу его составляет естественная
известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва
и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части
были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. На голове
Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей – священная
змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под
подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари.
Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были
синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же
передает основные портретные черты фараона Хафра (Хефрена). В дрвности
Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с
пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта.
С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов, их божественное
происхождение скульпторы Древнего Египта изображали своих правителей
идеализированно (за исключением скульпторов, творивших в период Эль-Амарны
– в первой половине XIV в до н.э., когда в скульптуре преобладали строго
реальные черты). в фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь.
Сохраняя некоторые несомненно портретные черты, авторы отбрасывали
второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали
могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого
произведения искусства представляет собой статуя фараона Хефрена –
властелина IV династии. Она была найдена французским египтологом Мариэттом
в заупокойном храме в Гизе, на дне колодца. Образ обоготворенного фараона
полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на лице этого
сильного и властного человека. Гордо восседает он на своем троне, а Гор-
сокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья.
“Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела
по бокам от центральной оси, разрезающей всю фигуру. Этим достигается
полное равновесие правой и левой частей фигуры, известная условность
композиции и торжественность позы. Статуя носит культовый характер, она
является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного.
В этом плане трактуется портретный облик царя. Портрет Хефрена вполне
реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько
тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного
от повседневной жизни и живущего в веках.
Прославлению фараонов служили не только рельефы, росписи и статуи, но
также и архитектурные произведения. Грандиозные храмы и целые храмовые
комплексы воздвигались в честь обожествленных царей Древнего Египта. Одним
из лучших образцов культового архитектурного произведения является гробница
царицы Хатшепсут, построенная в конце XVI в. до н.э. архитектором Сеншутом
в долине Дейр-эль-Бахри. Заупокойный храм посвящен богу Солнца Амону-Ра и
родственным ему Хатор и Анубису, но главное божество, в чью славу и память
он воздвигнут, – сама царица. Вот почему наиболее разработанные картины и
важнейшие надписи посвящены описанию рождения и коронования царицы и самому
замечательному из воинских подвигов ее царствования – походу в страну Пунт.
“Есть и другие памятники, например, два обелиска и святилище большого храма
в Карнаке, надпись в часовне Стаб-эль-Антара, проливающие некоторый свет на
славное царствование царицы Хатшепсут, но Дейр-эль-Бахри сделался для нее
исключительным местом поминовения жизни и могущества фараона. Свидетельство
для нас неоценимое, ибо фараон Дейр-эль-Бахри – женщина. В длинном ряду
монархов, 4000 лет правивших двумя египтами, нам еще встретятся женщины,
которые управляли самолично, но первой из них по времени была Хатшепсут.