Искусство Древнего Востока

Таким образом, помимо своего художественного значения, Дейр-эль-Бахри

является богатым источником сведений об одной из любопытнейших личностей

царства фараонов” (8) Несмотря на то, что эта великая царица правила

Египтом более двадцати лет и оставила по себе нетленные памятники, ее имени

нет в официальных списках царей, сохранившихся на плитах Абидоса и Саккара,

в туринских папирусах или у Манефонд. Фараоны изгнали эту женщину из

хронологических летописей, и поэтому все надписи, относящиеся к ее

царствованию, раздроблены.

Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего

Царства – время зенита в развитии централизованной деспотии и наибольшей

идеализации власти правителя, стал в Египте государственной религией и

нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на

сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов,

живописные и рельефные изображения сцен из жизни их чемей и, конечно,

пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей

государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.

Проанализировав памятники художественного творчества, дошедшие до нас

из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно

определить две основные темы в искусстве Египта в период примерно с IV

тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э. Это тема власти и тема смерти. Власть

фараона над порогом Египта, превосходство египетского государства над

соседними племенами и царствами со временем утверждалась все крепче. Но как

сочетать это с самым страшным, что ожидает человека, – со смертью? “Такое

невиданное могущество, такая власть, и вдруг все это уничтожается...” (4)

Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого,

конкретного и законченного выражения, как в Египте. Этот дерзкий и упрямый

протест вдохновлял Египет в течение нескольких тысячелетий. “Раз удалось

создать на земле такую, все себе подчинившую мощь, неужели нельзя ее

увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? ведь природа обновляется

ежегодно, ведь Нил, – а Египет, как писал Геродот, это “дар Нила”, –

разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и

благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не

смерть, ибо затем – и так каждый год – Нил разливается снова!” (4)

И вот в Египте рождается вероучение, согласно которому умершего ждет

Воскресение. Фараон – божественное существо и держатель высшей власти – по

окончании своей миссии на Земле должен был вернуться к богам, среди которых

он пребывал до рождения. Гробница, по верованиям египтян, должна была стать

“домом вечности” фараона. Могущественные самодержцы принуждали

многотысячные армии работников тяжко трудиться на них из года в год –

высекать гранитные блоки в каменоломнях, доставлять их к месту

строительства, поднимать и укладывать с помощью самой примитивной техники –

и так до тех пор, пока гробница не будет готова принять тело повелителя.

“Ни один другой народ, ни один царь не решался на такие затраты и на такие

труды ради возведения надгробного памятника. Но в глазах фараонов и их

подданных пирамиды имели важное практическое значение. По-видимому,

предполагалось, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут им совершить

восхождение к богам”. (1)

Хотя смерть в Древнем Египте признавалась одинаково “ненормальной” для

всех, средства борьбы с ней, т.е. надежные погребения, недоступные склепы,

снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией

только власть имущих, и в первую очередь обожествляемого фараона. Таким

образом, заупокойный культ неразрывно переплетался с культом царя. Это

переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их

решение, оно уже сравнительно мало видоизменялось, оставаясь на протяжении

тысячелетий столь же незыблемым и непостижимым, как и выражаемые им идеи.

Древнеегипетское искусство в целом представляется нам как “искусство

оформления смерти”.

В древнеегипетском тексте мы читаем:

“Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и

вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу”.

Заупокойный культ в Древнем Египте не был культом смерти, а как бы

отрицанием ее торжества, желанием продлить жизнь и сделать так, чтобы

смерть – явление ненормальное – не нарушала бы красоты жизни. “Смерть

ужасна, когда покойника не ждет достойное погребение, позволяющее душе

вновь соединиться с телом, ужасна за пределами Египта, где прах

“заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой” вопреки всем

ритуальным обрядам.

Нет, искусство заупокойного культа не было мрачным искусством. Все в

усыпальнице – и в ее архитектуре, и в росписях, и в изваяниях, и во всех

предметах роскоши, которыми ее наполняли для “ублажения” умершего, должно

было выражать красоту жизни, такую величаво-спокойную красоту, как ее

рисовало себе воображение древнего египтянина. Это была красота солнца на

голубом небе, красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие земных

плодов, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного пейзажа

безбрежных желтых песков. Ровные дали – и краски природы, полнозвучные под

ослепительным светом, без дымки, без полутонов. Эту красоту житель Египта

взлелеял в своем сердце и пожелал наслаждаться ею вечно, поборов смерть.

Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой

мощи фараона были пирамиды, и поэтому зодчество стало ведущим видом

искусства в Египте. Все остальные виды подчинялись ему, зависели от него,

т.е., иными словами, искусство в Древнем Египте было комплексно,

синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское

искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т.к. оно

во многом развивалось как украшение, как дополнение того, что почиталось

главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со

смертью, т.е. архитектуры.

Нам почти ничего неизвестно о зодчих, строивших соборы и замки

феодальной Европы. А те имена, которые дошли до нас, безлики, потому что

зодчих чаще всего считали простыми ремесленниками, и они не пользовались

никаким особым почетом в окружении светских и духовный властителей.

архитекторы Древнего Египта находятся в лучшем положении. Имена многих из

них высечены в камне на памятниках, созданных ими. Само непостижимое

величественное назначение этих памятников возвеличивало в глазах египтян и

их творцов. И они, творцы, сознавали свои заслуги и свою славу.

4. Культура Древнего Китая.

Китай – страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за

несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага

культуры, его этнических и политических традиций – одна из важнейших

особенностей истории Китая. Не смотря на обособленное положение Китая, на

протяжении своего формирования и развития китайское общество не только

оказало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие

культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.

Из всех наиболее ранних неолитических культур, открытых в бассейне

Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль в процессе формирования

китайского этноса сыграли три: Цюйцзялин, Матзяяо, Яншао.

Культура Цюйцзялин характеризовалась оседлым земледелием. Главной

сельскохозяйственной культурой был рис. Жилищем служили углубленные в землю

хижины, разделявшиеся внутренними перегородками на несколько отдельных

помещений. Цюйцзялинцы пряли на веретенах с круглыми глиняными пряслицами,

украшенными цветным орнаментом. Они использовали разнообразную посуду,

изготовлявшуюся ручным способом и иногда даже покрывавшуюся крашеным

орнаментом.

Культура Матзяяо – типичная восточно-азиатская культура крашенной

керамики, отличавшаяся, однако, той особенностью, что глиняная посуда

раскрашивалась после того, как она обжигалась в печи. Основу земледелия

составляло возделывание проса. Люди занимались разведением собак и свиней,

являвшихся главными домашними животными.

Культура Яншао - наиболее изученная китайская культура того периода.

Для вскапывания земли применялись каменные и деревянные орудия. Урожай

убирали плоскими каменными или керамическими прямоугольными ножами с

отверстиями для продевания ременной или веревочной петли. Яншаосцы

охотились на оленей, кабаргу, тапиров, бамбуковую крысу. Они занимались

разведением домашних животных – свиней и собак; ловили рыбу на костяные

крючки и сетью с каменными грузилами, били острогами. Производство орудий

из камня и кости, а также гончарство были наиболее развитыми отраслями

ремесла у яншаосцев. Каменные и костяные изделия отличались тщательной

полировкой. Гончарная посуда восхищает изяществом свих форм, мастерством

изготовления, гаммой расцветки – от ярко-красного до оранжево-лимонных

тонов. Но более всего поражает сложный орнамент на гончарных изделиях.

Яншаосцы одевались, вероятно, в тканую одежду, о чем свидетельствовали

пряслица, небольшие костяные иглы и отпечатки тканей на днищах

сохранившихся глиняных сосудов.

Поздненеолитическая культура Луньшань (конец III тыс. до н.э.) пришла

на смену Яншао. Наиболее явным внешним отличием этой культуры от прежних

было то, что в Луншань изменился цвет керамики: глиняная посуда – не

красная, как в Яншао, а чаше всего серая и черная. Это явилось результатом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать