ячейкой общества признавалась семья, в то время как Платон полагал, что ее
следует упразднить, а детей сделать общими.
В своих рассуждениях Аристотель отталкивался от природы: как естественна
семья, так естественно и рабство, ибо самой природой предназначено, чтобы
одни повелевали, а другие повиновались. Внимательно рассмотрев существующие
варианты полиса, философ находит три правильные формы правления (монархия,
аристократия и полития) и три неправильные (деспотия, или тирания,
олигархия и демократия), дает подробную характеристику каждой, а критерием
оценки избирает их приближенность к благу.
Во всех проектах "правильного полиса" особое внимание уделялось
социальному и экономическому факторам. Недаром Платон и Аристотель так
подробно останавливаются на проблеме частной собственности, а Исократ
озабочен охраной имущества и жизни состоятельных людей. И единовластная
форма правления, нашедшая в теории так много сторонников, привлекала в
основном возможностью твердой рукой установить в полисе социальное
равновесие.
Создание идеального полиса было тесно связано с проблемой воспитания, так
как предполагалось, что
благополучие государства зависит от того, как воспитаны его граждане.
В данный период, видимо, большой популярностью пользовалась утопия. Все
проекты "правильного полиса" носили явно утопический характер. Были широко
распространены представления об обществах, построенных по принципу
уравнительности, о золотом веке, об удивительных странах, где у людей все в
изобилии. В IV в., несмотря на резко отрицательное отношение к варварам,
зародилось представление о существовании неких примитивных племен с
господствующими патриархальными устоями, живущих в безмятежной гармонии.
Особенно популярны эти идеи были в последующее время, в эпоху эллинизма.
Б) Взгляд в прошлое. Историография 14 века.
Острое недовольство своим временем, отход от традиционных полисных
идеалов побуждали идеологов IV в. часто обращаться к истории. Именно в это
время значительно возрос интерес к прошлому отдельных полисов и Эллады в
целом. При неустойчивом настоящем прошлое стало восприниматься как эталон
стабильности. Апелляция к историческим фактам могла служить также
обоснованием тех или иных политических акций. История полисов исследовалась
с точки зрения эволюции в них государственного строя, времени определения
его "порчи" и причин, способствовавших этому. Так подходит к истории Афин
Аристотель в "Афинской политии". Отклонение от конституции предков видит в
современных ему Афинах Исократ и полагает, что долг сограждан -
восстановить прежние порядки, при которых город процветал и
благоденствовал.
Идеализированное представление о прошлом было использовано как оружие в
политической борьбе: олигархи обвинили демократов в искажении отеческого
строя и вели
борьбу с ними под девизом его реконструкции. Объектом ожесточенных споров
стали основатели афинского государства Солон и Клисфен. Каждая из
враждующих группировок стремилась доказать, что следует их заветам, в
результате оба они приобрели черты легендарных героев и из реальных
исторических деятелей превратились в идеальных государственных мужей.
Для греческой историографии IV в. характерны две основные черты: первая -
трактовка истории как политического предмета, ее использование для
интерпретации настоящего; вторая - убежденность в том, что историк - не
просто хроникер, описывающий события, а политический наставник, который
может и должен влиять на общественную жизнь.
Все политические ораторы подчиняли свои исторические экскурсы
определенным тенденциям. Например, они использовали факты ранней истории
Афин, часто обращались к греко-персидским войнам с целью обосновать право
Афин на гегемонию в греческом мире. Мифология и история предоставляли в их
распоряжение богатый материал. Подобная практика, видно, породила
высказывание одного из них о том, что историю следует рассматривать как
общее наследство, которым можно воспользоваться в подходящей ситуации.
Политических теоретиков интересовали также принципы межполисных отношений
в Элладе. Образование коалиций, столкновения между ними, распад прежних
союзов и организация новых привели к тому, что стали анализироваться
причины неустойчивости альянсов и оптимальные условия их построения. Были
выделены два основных варианта доминирования полисов в Греции - господство
и гегемония. Под господством, которое всячески порицалось, чаще всего
подразумевалось подавление сильным полисом более слабых. Гегемония же,
первенство, основанное на уважении автономии полисов, признавалось
справедливой и достойной подражания. Как уже было сказано, суровому
осуждению подвергались междоусобные
войны.
Расцвет идеи панэллинизма в IV в. обычно связывают с Исократом. Но если
понимать термин "панэллинизм" более широко, не как единство греков перед
лицом Персии, а единство вообще, то необходимо упомянуть и о Демосфене.
Оратор постоянно указывал на разобщенность полисов перед Македонией, их
общим врагом, на те необратимые последствия, к которым она может привести.
Ссылаясь на историческую и культурную общность греков, он призывал к
объединению и забвению раздоров.
ЛИТЕРАТУРА
Те изменения, которые произошли в обществе IV в., нашли отражение в его
культуре. В этот период ораторское искусство, философия, исторические
сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры -
драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и
зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные
основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и
зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание.
Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.
Утратила свою популярность трагедия, зато процветала комедия. К этому
времени относятся две пьесы Аристофана - "Женщины в народном собрании" и
"Плутос", но зенит творчества драматурга относится к предшествующему
периоду. После Аристофана смех перестал быть обличительным, утратил
политическую злободневность. Место "древней" комедии заняла "средняя",
развлекающая публику обыгрыванием незначительных событий повседневности. До
нашего времени не дошли произведения такого рода, известны лишь имена их
авторов (Алексид, Анаксандид, Антифан, Евбул) и названия пьес.
Явный спад наблюдается и в лирике. Если VI и V века
поражают удивительным разнообразием талантливых поэтов и поэтических школ,
то IV век дал только одного знаменитого лирика - Тимофея Милетского, от
поэтического наследия которого сохранились лишь отрывки. Он пользовался в
Элладе большой популярностью, с похвалой упоминается Платоном и
Аристотелем.
ИСКУССТВО
Аналогичные процессы протекали и в искусстве. IV век обычно
рассматривается как время поздней классики, период перехода к искусству
эллинизма.
А) Архитектура.
Показательно, что после Пелопонесской войны не только сократилось
монументальное строительство, но и переместились его центры: вместо Аттики
ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний, оставивший описание наиболее
известных памятников Греции, самым красивым сооружением Пелопоннеса считал
храм Афины Алеи в Тегее, заменивший старый, сгоревший в 394 г. Он был
построен и украшен знаменитым мастером Скопасом. Интерес современников
вызывала планировка Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр
Аркадского союза.
Зодчество стало приобретать несколько иной характер: если раньше в нем
ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало
уделяться гражданской архитектуре - театрам, помещениям для собраний,
палестрам, гимнасиям. Новые тенденции в архитектуре выразились и в
стремлении создать общеэллинский стиль - койнэ; здесь происходила та же
унификация, что и в языке. К выдающимся архитекторам этого времени
относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей.
Подъем переживала архитектура малых форм, имеющая
много общего со скульптурой. Ее типичным образцом может служить памятник
руководителя хора Лисикрата, сооруженный им в Афинах после победа на
состязаниях 335 г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные
средства.
Популярность в IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к
постройке в Эпидавре (60-30е годы) замечательного архитектурного ансамбля,
включающего в себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, театр и
фолос, или фимелу (концертный зал).
Б) Скульптура.
Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий
период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных
физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели
проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших
успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.
Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно
из них представлено Скопасом, уроженцем о. Пароса, произведения которого
поражали современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы
человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас
предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта.
Другое, лирическое направление отразил в своем искусстве Пракситель,
младший современник Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и
поэтичностью, утонченностью настроения. По свидетельству знатока и ценителя
прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась "Афродита
Книдская". Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали
путешествие на Книд. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже
ценой кассации их огромных долгов.
Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах
Артемиды и Гермеса с Дионисом.
Стремление показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа.
Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера -
статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа
принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом".
Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и
изваял несколько его портретов.
Имя афинянина Леохара связано с двумя хрестоматийными произведениями:
"Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом, похищаемым орлом". Изысканность и
эффектность Аполлона приводили в восхищение художников Возрождения,
считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было
подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И. Винкельманом. Однако в
XX в. искусствоведы перестали разделять восторги своих предшественников,
находя у Леохара такие недостатки, как театральность и вылощенность.
В) Живопись.
О живописи IV в. можно судить в основном по сведениям, сохранившимся у
античных авторов. Судя по ним, она достигла высокого уровня не только в
практике, но и в теории. Были широко известны такие картины основателя
сикионской школы Евмолпа, ученик которого, Памфил, создал трактат о
художественном мастерстве.
Тенденции Скопаса были близки художнику Аристиду Старшему, одна из картин
которого изображала умирающую на поле битвы мать, к груди которой тянется
ребенок. Произведение Никия "Персей и Андромеда" скопировано на одной из
фресок в Помпеях. Этого художника высоко ценил Пракситель, доверяя ему
тонирование своих мраморных статуй.
В IV в. достигло расцвета искусство малых форм, отмеченное грацией и
изяществом. Оно прославлено терракотами мастеров Танагры. Вазовая живопись,
напротив, вступала в полосу упадка: чересчур усложнились композиции,
возросла пышность декора, появилась небрежность в рисунке.
В целом искусство данного периода расценивается исследователями как время
принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций,
получивших свое завершение в эпоху эллинизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже было сказано выше всю историю древней Греции принято делить на
две большие эпохи: 1) микенская цивилизация и 2) античная цивилизация.
Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее
стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек
занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники
уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных
слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность куль туры ранней
Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы
и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров
искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились
больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. творчество Эллады полно
жизненности. Должно заметить, что изучаемой культуре присуща определенная
традиционность, сохранения ряда понятий например мотива бегущей спирали,
сохранившегося еще от культуры северобалканских племен эпохи неолита,
получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. и
многократно воспроизведено в II тыс. в орнаменте не только монументальных
царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. Вместе
со спиралью народ сохранил и другие традиционные геометрические мотивы.
Поэтому в эпоху после дорийского переселения, когда с гибелью дворцов резко
уменьшилось потребность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь
занял ведущее место с искусстве.
В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического,
политического и духовного развития. Указанный отрезок истории
характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей
страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю.
Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило
своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие
достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков
классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской
культуры.
Затем в течении нескольких веков, называемых "Темными веками" (XI-IX вв.)
в своем развитии народы Эллады по неизвестным до сих пор обстоятельствам,
можно сказать, отбрасываются к первобытно-общинному строю.
За "Темными веками" следует период Архаики - это время возникновения, в
первую очередь, письменности (на основе финикийской), потом философии:
математики, натурфилософии, затем необычайное богатство лирической поэзии и
др. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта,
создают свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все
последующие этапы европейской культуры.
В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система
архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития
греческого зодчества.
О монументальной живописи архаического периода ничего не известно.
Очевидно, что она существовала, но по каким-то причинам не сохранилась.
Зато мы можем судить о вазописи, которое в отличие от многих других
искусств гораздо более динамично, многообразно и быстрее откликается на
всевозможные художественные открытия и эксперименты.
Таким образом период архаики можно назвать периодом резкого скачка в
культурном развитии Греции.
За архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.).
В философии V в. основным направлением будет натурфилософия,
материалистическая в своей основе и пифагореизм, противостоящий ей. Но чем
больше она отрывается от реальных знаний тем больше общественный скептицизм
к натурфилософии, выразителями которого стали софисты.
Возникновение софистического движения связано с общим усложнением
структуры общества. Они сыграли большую роль в духовном перевороте в
греческом обществе в середине V в., в результате которого в центре
философии оказывается не мир, а человек.
Конец V-IV в. - период бурной духовной жизни Греции, формирования
идеалистических идей Сократа и Платона, развивавшихся в борьбе с
материалистической философией Демокрита, и возникновения учения Киников.
[pic]
-----------------------
[1] Этот период истории Эллинов еще называется Гомеровским.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10