Искусство древней Греции

период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится

теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и

осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической

и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные

цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты

характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы

пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и

зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению

районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера

активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди

которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры

Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы

строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят

все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и

целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, -

превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и

прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего,

что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой

строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной

соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая

традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали

рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие

выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие

заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и

Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и

ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический

периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной

скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях.

Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре

храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его

портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.

В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с

творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров

предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение

человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в

греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного

движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность.

Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть

искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия -

крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими

скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его

произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную

статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов

для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для

греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию

принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство

его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов.

Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное

воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине

искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса

Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал

фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе

также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога.

Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора

этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи

атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя

Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением.

Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые

черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма

Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза

динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники,

выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не

исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий

большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они

создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого

круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) -

изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре

решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис,

Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и

сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном

шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям

древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. эффект светотени,

т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий

стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи

второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены.

В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с

величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он

воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших

независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель

- служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть

за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.

IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э.

ФИЛОСОФИЯ

А) Платон, Аристотель.

IV век оказался очень плодотворным периодом для развития культуры,

особенно философии, ораторского искусства. В это время были созданы две

самые известные философские системы - Платона и Аристотеля. Платон (426-

347 гг.) принадлежал к знаменитому аристократическому роду в Афинах. Его

философская концепция оказалась тесно переплетенной с социально-

политическими взглядами. В трактатах "Государство" и "Законы" Платон создал

модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой,

строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов. Основой

верного построения государства он считал правильную трактовку понятия

добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были находиться

философы, люди, обладающие знанием.

"Пока в городах... не будут или философы царствовать, или нынешнии цари и

властители искренне и удовлетворительно филосовствовать, пока

государственная сила и философия не совпадут в одно... дотоле ни города, ни

даже, думаю, человеческий род не жди конца злу..." [N.7]

Не меньшей популярностью пользовалось учение Аристотеля (384-322 гг.),

философа, имевшего давние и прочные связи с македонским двором. Отец его

был там придворным врачом, а сам Аристотель провел при дворе Филиппа II

восемь лет как воспитатель Александра Македонского. Ученик Платона,

Аристотель занимался в Афинах научными исследованиями и преподаванием в

гимнасии Ликее.

Аристотель вошел в историю прежде всего как ученый-энциклопедист. Его

наследие - настоящий свод знаний,

накопленных греческой наукой к IV в.: по некоторым сведениям, число

написанных им работ приближалось к тысяче.

Аристотель в отличие от своего учителя полагал, что материальный мир

первичен, а мир идей вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от

друга как две стороны одного явления. Учение о природе предстает в его

трактатах прежде всего как учение о движении, и это одна из самых

интересных и сильных сторон системы Аристотеля. Он считается выдающимся

представителем диалектики, которая была для него методом получения истинных

и достоверных знаний из знаний вероятных и правдоподобных.

Ученый выступал также в роли историка, педагога, теоретика красноречия,

создателя этического и политического учения. Его перу принадлежат этические

трактаты, в которых под добродетелью понимается разумное регулирование

деятельности, середина между крайностями: мужество, например, располагалось

между страхом и отчаянностью. Много внимания он уделял и поэзии, полагая,

что она благотворно влияет на психику и важна для общественной жизни.

Учение Аристотеля широко использовалось в европейской философии

представителями самых разных направлений. В середине века некоторые его

положения легли в основу теологических теорий. На философию Возрождения

оказали влияние совершенно иные стороны теории Аристотеля, нежели на

средневековых схоластов, они много сделали для издания текстов философа,

восстановления его учения в полном объеме. Тогда же было обращено внимание

на оппозицию Платон - Аристотель, которая аллегорически представлена

Рафаэлем на картине "Афинская школа". Учение Аристотеля было высоко оценено

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать