Искусство древней Греции

сыграла и сознательная политика руководителей Афин, стремившихся сделать

родной город крупнейшим народным центром Эллады, средоточием всего ценного

и прекрасного, что было тогда в греческом мире. Наконец, определенное

воздействие на развитие культуры

оказала Пелопонесская война, породившая чувство безысходности и отчаяния у

ряда представителей интеллектуальной элиты.

РЕЛИГИЯ

В первой половине V в. происходят важные изменения в религиозной

идеологии греков. К сожалению, они известны нам мало и отражаются чаще

всего в литературных произведениях, из-за чего бывает трудно понять,

возникло ли данное явление в результате индивидуального или группового

творчества либо отражает широко распространенное представление. Подъем

классического полиса, победа над персами имели важные последствия для

народного мировоззрения. Современными исследователями отмечается рост

религиозности среди греков.

Развитие в конце Архаического периода на базе древнего крестьянского

культа надежды на бессмертие, которое ранее считалось принадлежностью не

отдельного индивида, но ряда следующих друг за другом поколений, в Афинах в

V веке до н.э., когда человек почувствовал себя свободным от уз семьи и

традиции, доходит до культа личного бессмертия.[N.1, кн.1, c.191]

С точки зрения традиционных представлений в войне с персами на стороне

греков сражались и их божества, о чем, в частности, упоминает Геродот.

Победа греков над персами соответственно воспринималась как свидетельство

могущества греческих богов. Вторым важным обстоятельством, связанным с

подъемом классического полиса, является чувство исторического оптимизма,

которое отразилось и в религиозном сознании. Зевс, все более занимавший

доминирующее место в пантеоне, приобретал в мыслях и чувствах греков черты

гаранта справедливости. Эти идеи очень отчетливо выражены у Пиндара и

Эсхила. В трилогии о Прометее Зевс первоначально выступает как тиран, но в

последней трагедии примиряется с Прометеем, готовым умереть за людей. В

"Орестее" Эсхила

торжествует идея возможности решить все, даже самые сложные и мучительные

проблемы, путем примирения: страшные богини Эринии превращаются в

благодетельных Евменид. Убежденность в том, что боги помогут человеку, если

он лишен гордыни и приемлет свою судьбу, была присуща грекам той поры.

Важнейшей особенностью следующего, "Периклова" периода было усиление, по

крайней мере в Афинах, тенденции к полному слиянию в рамках единого

пантеона полисных и народных божеств. Самые древние божества Аттики Афина и

Посейдон почитаются теперь совместно и на афинском Акрополе, и на мысе

Суний. Укрепляется культ Афины. Растет влияние культа Диониса, в котором

отчетливо прослеживаются демократические тенденции. По-прежнему велик

престиж общеэллинских святилищ в Олимпии и Дельфах, однако несколько падает

значение Делоса, после того как он оказался полностью под властью Афин.

Происходит очеловечение религии, она становится мирской. С этого времени

государство и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство уступает

патриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам столь

великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие

предметом восхищения всего мира. Но сливаясь с гражданской гордостью,

религия очеловеченных богов уходит из сердца человека и возвеличивает его

значительно меньше, чем он себе представляет.[N.1, кн.1, с.202]

Последняя треть V в. позволяет говорить об определенном кризисе

религиозного сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшие

бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломили

тот дух оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, и

одновременно подорвали веру в благость богов - гарантов существующего

порядка. Вторая важная причина кризиса - усложнение характера общества, его

социальной структуры, которым перестали

соответствовать традиционные религиозные идеи, восходящие к глубокой

древности. Прежде это несоответствие оставалось вне поля внимания

современников, теперь же в новой, чрезвычайно сложной обстановке

несоответствие буквально бросалось в глаза. Литература этих лет полна

насмешек над богами, традиционными верованиями и ритуалами. Однако

парадоксальность ситуации заключалась в том, что те самые граждане, которые

вчера смеялись над богами, смотря комедию, завтра участвовали в

торжественных религиозных церемониях в честь тех же божеств. Все это

свидетельства наметившегося разрыва между религиозными чувствами гражданина

и религиозной политикой государства, ранее невозможного в греческом мире.

Наконец, в числе причин - и одновременно результатов - духовного кризиса

следует назвать критику традиционных представлений и установлений общества,

в том числе и религии, со стороны софистов. Софистические идеи более всего

распространились среди верхушки общества. Не зря народное мнение Афин в

"деле гермокопидов" считало виновниками святотатства Алкивиада и его

друзей, людей того же круга. Вместе с тем нельзя преувеличивать масштабы и

глубину этого кризиса. Именно в обстановке упадка старых представлений

рождались новые религиозные идеи. В частности, в это время становится

популярной идея о личной связи человека с божеством. Ее мы встречаем,

например, у Еврипида, в общем весьма негативно относившегося к традиционным

взглядам. Возрастает значение новых культов, например бога врачевания

Асклепия. Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их

функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в

Элладу иноземных культов, фракийских и азиатских. Для религиозного сознания

эпохи характерно также распространения мистицизма.

ФИЛОСОФИЯ

В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия,

сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители

стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит

Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы

V в. основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит,

например, видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально

представлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц

("семян"), которой придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума

означала радикальное противопоставление источника движения инертной

материи; она оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие

философской мысли (идеи "первичного толчка" в философии нового времени).

Эмпедокл видел четыре первичных элемента (он их называл "корнями всех

вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу,

состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не

изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как и у

Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом - организующим

принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов

благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской

физики до XVII в.

Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа

из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической

философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию

своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую

систему.

Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве

гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на

вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому

брошенному им

слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]

Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания,

исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа" вещей

(атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью

мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие

истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое

место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы.

Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию,

наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия

Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и

естественных наук.

В V в. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,

материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-

прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в

собственно Элладе.

Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую

универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить

единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными

продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины

V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в

центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте

немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый").

Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим

усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении

числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных

политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,

необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать