Искусство эпохи Возрождения

человека и составляло часть его бытия. воспевали своим творчеством

совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются

воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Да, источник

вдохновения для них был в античной культуре. Но в их творчестве, как в

правдивом зеркале, отражался окружающий мир. А ведь эпоха Возрождения –

это еще и эпоха войн, моровых эпидемий (чума, оспа), все еще стойкого

церковного мракобесия, когда на кострах инквизиции заживо сжигали людей, а

народ, распаленный страстными призывами монаха-доминиканца Савонарола к

уничтожению произведений гуманистов, сжигал на аналогичных кострах творения

Петрарки, Леонардо да Винчи и многих, многих других. На костре сожгли

Джордано Бруно, Галилея заставили отречься от своих убеждений… Вот почему

так мрачны краски на полотнах Гольбейна. Вот почему так трагически страшен

Дюрер, изобразивший гибель человечества в серии гравюр "Апокалипсис" (15

шт. - иллюстрации к откровению Иоанна-Богослова). Наибольшая известность -

лист "Четыре всадника", символизирующий страшные бедствия людей: война,

голод, неправедный суд и смерть. Их кони топчут всех на своем пути, даже

короля и священника. Вот почему с полотен нидерландского художника Иеронима

Босх на нас смотрят фантастические чудовища.

Человек Возрождения - он наивно радовался живой чувственности

античности, стремился понять окружающий мир и себя в этом мире, и, вместе

с тем, боялся еще до конца заглянуть в бездонную пропасть своей души.

Французский поэт XV в. Франсуа Вийон так выражал мысль о неведении

человеком себя самого:

Я знаю, как на мед садятся мухи.

Я знаю смерть, что рыщет все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе.

Запретная прежде тема плотской любви, ее натуралистические описания

получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного.

Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по

крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные

фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о

безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных

прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства

возвышены до небесной гармонии.

Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности,

как "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот"

Сервантеса и многие другие, органично соединившие в себе интерес к

античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом

бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Бокаччо, героические поэмы Ариосто, Тассо,

сатирический трактат Эразма Роттердамского "Похвала глупости"… Написанные

разными авторами, окрашенные многоцветьем национального колорита, каждое в

своей форме и по-своему – они воплощали в себе идеалы и идеи

возрожденческого гуманизма.

Ренессанс поставил в центр человеческую личность, энергичную,

устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом.

Культура Возрождения, если можно так выразиться, была еще слишком юной и

наивной, и она все еще ставила превыше всего красоту человеческой личности,

красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. В

дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно

и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей

изолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого,

в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всему

окружающему.

Нельзя не привести, в связи с этим, слова выдающегося русского ученого

А. Ф. Лосева. “Эстетика Ренессанса,( пишет А. Ф. Лосев,( базировалась на

человеческой личности, но она прекрасно понимала ограниченность этой

личности. Она буйно и бурно заявляла о правах человеческого субъекта и

требовала его освобождения ( и духовного, и душевного, и телесного, и

вообще материального. Но эстетика Ренессанса обладала одним замечательным

свойством, которого не было в последующей эстетике буржуазно-

капиталистического мира: она знала и чувствовала всю ограниченность

изолированного человеческого субъекта. И это навсегда наложило печать

трагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческого

индивидуализма”.

По мысли Лосева, самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в.

Шекспир, титанические герои которого столь полны возрожденческого

самоутверждения. Герои Шекспира (Гамлет, Макбет) показывают, как

возрожденческий индивидуализм обнаруживает свою собственную недостаточность

и свою трагическую обреченность. Ренессанс, который так глубоко пронизывает

все существо творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь в

целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая и

убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, (

утверждает Лосев, ( колоссальное детище возрожденческого индивидуализма, на

заре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного

индивидуализма, хотя только в XIX и XX вв. стали понимать всю его

ограниченность и невозможность.

Музыкальное искусство также оказалось захвачено животворным потоком

преобразований. В музыке эпохи Возрождения, проникнутой гуманистическим

мироощущением, развиваются вокальная и инструментальная полифония

(многоголосье), появляются новые жанры светской вокальной[?] и

инструментальной музыки. Эпоха завершается появлением новых музыкальных

жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы.

Заключение.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее

доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый

мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла

(1407(1457) и Л. Альберти (1404(1472) считали накопленные знания, которые

помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление

о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама

избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность

человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в

обществе: “Благородство ( словно некое сияние, исходящее от добродетели и

озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были.” ( Из “Книги

о благородстве” Поджо Браччолини, итальянского гуманиста XVв.)

Это была эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой

личности, освобождающейся от средневековой подавляющей, замкнутой морали,

подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, проявившегося и в

искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные

Микеланджело, и самого их творца ( поэта, художника, скульптора. Люди,

подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы

безграничных возможностей человека.

Открытием эпохи Возрождения был пристальный взгляд назад, в глубь

веков, во время уже прожитое людьми, населявшими когда-то Рим Древний и

Великий город. Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными

христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они

соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье.

Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство -

духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права

Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его

главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир

итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и

ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь

времен. К закату Возрождения это ощущение утратится, и Гамлет произнесет

роковые слова: "Распалась связь времен...".

Приложение А.

Денис Чернобаев

Сто Дорог

1997-10-01

В череде прошедших веков многострадальная земля Италии, обильно

политая потом и кровью в трудах и войнах, неожиданно стала одаривать

человека удивительными плодами, не имеющими ничего общего с трудом

земледельца. Крестьянские мотыги и плуги, издавая звон, натыкались на

сотворенные из камня человеческие фигуры и остатки белых мраморных

скульптур. Извлекая их из земли на свет Божий, открыватели ушедшего времени

невольно восхищались жизненной силой, гармонией и беззащитностью творений

ваятелей. Увы, прочный природный материал не выдержал всеразрушающего

напора вандализма. Новой цивилизации предстояло воскреснуть на грудах

обломков.

Возрождением или Ренессансом (франц.) называется в истории культуры

стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой

культуры, для которой характерен аскетизм с его пренебрежением ко всему

земному и телесному, к культуре нового времени. Победный путь искусства

Италии начинается еще с XIII века. В это время в литературе Данте

гигантским синтезом своей "Божественной комедии" создает лебединую песнь

средневековой поэзии, одновременно пророчествуя о наступлении новой эры. В

это же время в скульптуре отец и сын Пизано и, особенно в живописи Джотто,

используя весь опыт предыдущего развития искусства, создают основы

искусства нового. Данте, Пизано, Джотто - поэт, скульптор и живописец -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать