Искусство эпохи Возрождения

и Леонардо) выросшем в деревенской обстановке: "Он по природной склонности

к живописи проводил целые дни, рисуя на плитах, на песке, на земле что-

нибудь с натуры или то, что ему приходило в голову". В юности Леонардо

попал в мастерскую Верроккио, где сохранялась традиция Брунеллески,

искусство которого оказало особое влияние на формирование творческого

облика юного Леонардо. В момент появления его в мастерской, Верроккио

работал над статуей "Давида" (второй, первую сотворил великий Донателло).

14-летний мальчик принял участие в этой работе. И все заказы для мастерской

Верроккио проходили не без участия Леонардо, что безусловно играло большую

роль в формировании творческой индивидуальности художника - самое их

содержание, их тематика как бы наметили дальнейшие пути его жизни и

деятельности.

Спустя три десятилетия со дня рождения Леонардо, на свет явился

человек, которому суждено было стать величайшим последователем гениальных

творцов целой эпохи Ренессанса.

Рафаэль, самый молодой из тройки титанов, не знал мук творчества,

присущих его предшественником, что придает особую привлекательность

творениям его гениальной кисти. Художественные идеалы Ренессанса он

воплотил в своих многочисленных произведениях с наиболее возможной

полнотой. Многому его научил Леонардо, но Рафаэль не стал его слепым

последователем. Любимой его темой была мадонна, преданную материнскую

любовь которой, нежную женственность он умел изображать с непревзойденной

прелестью. Как и Боттичелли, Рафаэль давал на своих картинах выход столь

редкой в итальянском Ренессансе чувствительности. Лучшая из работ Рафаэля,

относящихся к теме мадонны - это "Мадонна на зеленом лугу". Лицо молодой

златокосой матери воплощает тот идеал женской красоты, который Рафаэль

искал в течении всей жизни и не мог, по его собственному признанию, найти в

одной реальной женщине. Создавая эту картину, Рафаэль безусловно вспоминал

"Мадонну в гроте" Леонардо.

Микеланджело является полной противоположностью Леонардо и по своим

политическим убеждениям и по своим художественным вкусам. Он находил

творение Леонардо сентиментальным, средневековым. С первого момента

знакомства два величайших мастера почувствовали друг к другу неприязнь,

смешанную с уважением и завистью. Одна из вершин всего ренессанского

искусства - росписи потолка Сикстинской капеллы, но подлинной его стихией

было ваяние. Его скульптуры и архитектурные творения строги, можно сказать,

суровы, как и его духовный мир. В чувствах у него недостатка не было, но

это были чувства горечи, отчаяния, готовности на все, а нередко даже и

ненависти. Тот, на кого не падает светом любовь других, не может ее

отражать. Душевный мир Микеланджело был омрачен не только одиночеством его

личной жизни, но и разыгравшейся на его глазах трагедией. Ему пришлось

выстрадать до конца то, до чего не дожили Леонардо и Рафаэль: увидеть, как

Флоренция из свободной республики превратилась в герцогство Медичи.

Красоту, к которой не примешаны страдания и несчастья, Микеланджело

нашел в архитектуре. Достойный преемник Брунеллески, он создал купол собора

святого Петра в Риме, и по сей день непревзойденный ни по размерам. ни по

величию.

Леонардо, Рафаэль, Микеланджело… Жизнь и деятельность этих гениальных

мастеров становится последним аккордом в той симфонии культуры Возрождения.

Приложение Б.

Меню и стол эпохи Возрождения.

XVI —начало XVII в. кардинально не изменили питания по сравнению с

XTV—XV вв., хотя первые последствия Великих географических открытий уже

начали сказываться на пище европейцев. Западная Европа еще не освободилась

от страха перед голодом. Обеспеченность продуктами питания, как и встарь,

во многом зависела от природных, климатических и погодных условий данной

местности. В то же время рыночные связи, пути сообщения, транспортные

средства хотя и успешно развивались, пока еще окончательно не победили

местную замкнутость, в известной мере натурального характера крестьянского

хозяйства. По-прежнему были велики различия в питании «верхов» и «низов»

общества, крестьян и горожан.

Еда была довольно однообразной. Около 60% рациона занимали углеводы:

хлеб, лепешки, разные каши, супы. Главными злаками являлись пшеница и рожь,

из которых первая преобладала в Южной и Средней Европе, вторая —в Северной.

Полба и просо (в южных регионах), овес (в северных) существенно дополняли

главные зерновые культуры. Чрезвычайно широко был распространен ячмень. С

XVI в. «хлебное меню» жителей Северной и Средней Европы пополнилось

гречихой, а южан — кукурузой (маисом), завезенным из Америки.

Хлеб бедняков отличался от хлеба богачей. На столе последних обычным

был пшеничный хлеб из просеянной муки. Очевидно, в XVI в. вместо простой

закваски для замешивания хлеба научились использовать пивные дрожжи, отчего

хлеб получался более мягким и пышным. Мария Медичи питала слабость к хлебу,

приготовленному из дрожжевого теста на молоке. Крестьяне, даже если и

выращивали пшеницу, почти не знали вкуса пшеничного хлеба. Их уделом были

ржаной хлеб из муки плохого помола, просеянной, с добавлением рисовой муки,

которой гнушались состоятельные. Хлеб заменяли лепешками из муки различных

злаков, а то и из каштанов, игравших в Южной Европе до появления картофеля

роль очень важного пищевого ресурса. В голодные годы бедняки добавляли в

хлеб желуди и коренья.

Важное дополнение к зерну составляли бобовые: бобы, горох, чечевица.

Из гороха даже выпекали хлеб. С горохом или бобами обычно готовили тушеное

мясо.

До XVI в. ассортимент овощей и фруктов, выращивавшихся в огородах и

садах европейцев, по сравнению с римской эпохой существенно не изменился.

Благодаря арабам европейцы познакомились с цитрусовыми: апельсинами,

лимонами. Из Египта пришел миндаль, с Востока — абрикосы.

Результаты Великих географических открытий в эпоху Возрождения только

начали сказываться на европейской кухне. В Европе появились тыква, кабачки,

мексиканский огурец, сладкий картофель (батат), фасоль, томаты, перец,

какао, кукуруза, картофель. С неодинаковой быстротой они распространялись в

разных районах и социальных слоях.

Пресную пищу в большом количестве приправляли чесноком и луком. В

качестве приправы широко использовались сельдерей, укроп, порей, кориандр.

Из жиров на юге Европы были больше распространены растительные, на

севере —животного происхождения. Растительное масло выделывалось из оливок,

фисташек, миндаля, грецкого и кедрового ореха, каштанов, льна, конопли,

горчицы.

Баланс мясной и растительной пищи зависел не только от географических,

хозяйственных и социальных, но и от религиозных условий общества. В общей

сложности около половины года составляли постные дни, связанные с четырьмя

основными и еженедельными (среда, пятница, суббота) постами. В эти дни с

большей или меньшей строгостью запрещалось есть мясо и мясомолочные

продукты. Исключения делались для тяжело больных, рожениц, евреев.

В Средиземноморской Европе потребляли мяса меньше, чем в Северной.

Дело не только в жарком климате Средиземноморья. Из-за традиционного

недостатка кормов, выпасов и т.п. там разводили меньше скота. В то же время

в Венгрии, богатой пастбищами и славившейся мясными породами крупного

рогатого скота, потребление мяса было самым высоким в Европе: в среднем

около 80 кг на человека в год (против около 50 кг во Флоренции и 30 кг в

Сьене в XV в.). В Центральной и Восточной Европе ели больше говядины и

свинины; в Англии, Испании, Южной Франции и Италии — баранины. Правда, в

XVI—XVII вв. города Северной Италии (особенно Венеция) охотно и в большом

количестве закупали на убой рогатый скот из Венгрии. Мясной рацион

пополнялся за счет дичи, домашней птицы. Специально для еды разводили

голубей. В крупных городах потребление мяса было в целом выше, чем в

мелких; горожане ели мяса больше, чем крестьяне.

Трудно переоценить значение рыбы в питании того времени. Свежая, но

особенно соленая, копченая, сушеная рыба заметно дополняла и разнообразила

стол, в первую очередь в дни многочисленных долгих постов. Для жителей

побережья морей рыба и дары моря составляли едва ли не основные продукты

питания. Балтика и Северное море кормили сельдью, Атлантика—треской и

макрелью, Средиземноморье —тунцом и сардинами. Но и в дали от моря чистые

воды больших и малых рек и озер служили источником богатых рыбных ресурсов.

В некоторых местах Европы, например, в Чехии, рыбу (карпа) разводили в

искусственных прудах. Рыба в меньшей степени, чем мясо была привилегией

богатых. Но если пищей бедняков была дешевая местная рыба, то богатые могли

позволить себе полакомиться «благородной» рыбой, привозимой издалека.

Долгое время Европа была ограничена в сладком, так как сахар появился

здесь лишь с арабами и вплоть до XVI в. считался роскошью. Его получали из

сахарного тростника, производство было дорогим и трудоемким. Поэтому сахар

был доступен лишь состоятельным слоям общества. Из напитков первое место

традиционно занимало виноградное вино —и не только потому, что европейцы с

удовольствием предавались утехам Бахуса. К потреблению вина вынуждало

плохое качество воды. Так что вино давали даже детям. Если основная часть

населения прибегала к местному вину, чаще плохого качества, то высшие слои

общества, гурманы заказывали себе тонкие вина из дальних стран. Высокой

репутацией пользовались кипрские, рейнские, мозельские, токайские вина,

мальвазия, позже — портвейн, мадера, херес, малага. На юге предпочитали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать