Искусство эпохи Возрождения

натуральные вина, на севере Европы, в более прохладном климате — крепленые;

а со временем пристрастились к водке и спирту, которые долгое время

относились к лекарствам. В конце XV в. это «лекарство» пришлось по вкусу

такому количеству горожан, что власти Нюрнберга были вынуждены запретить

продажу спиртного в праздничные дни. Но настоящим бичом спиртное стало с

XVII в. Истинно народным напитком, особенно к северу от Альп, было пиво,

хотя от хорошего пива не отказывались также богачи и знать. Лучшее пиво

варили из проросшего ячменя (солода) с добавлением хмеля и какого-нибудь

злака. В Северной Франции конкуренцию пиву составлял сидр, особенно широко

вошедший в употребление здесь с конца XV в. Сидр пользовался успехом

преимущественно у простонародья.

Из новых напитков, распространившихся в эпоху Ренессанса, следует упомянуть

в первую очередь о шоколаде. Кофе и чай проникают в Европу лишь в первой

половине XVII в. Шоколад же нашел приверженцев в высших слоях, например,

испанского общества уже во второй половине XVI в. Ему приписывали целебные

свойства, как средству против дизентерии, холеры, бессоницы, ревматизма.

Однако и побаивались. Во Франции в XVII в. распространились слухи, что от

шоколада на свет появляются чернокожие дети.

В средние века, когда угроза голода всегда подстерегала человека,

главным достоинством еды и стола были сытность и изобилие. В праздник нужно

было обязательно наесться так, чтобы потом в голодные дни было что

вспомнить. Поэтому на свадьбу в деревне семья закалывала последнюю скотину

и вычищала погреб до основания. В будни же кусок сала с хлебом считался у

простолюдина-англичанина «королевской» едой, а какой-нибудь тосканский

испольщик довольствовался той же краюхой хлеба с сыром и луковицей. В целом

же, как пишет Ф.Бродель, до потребности современного человека, определяемой

в 3,5—5 тыс. калорий в день, «дотягивали» лишь верхи общества. Средняя

масса ограничивалась 2 тыс. калорий.

Хотя состоятельным людям не приходилось опасаться голода, их стол не

отличался изысканностью. Современники, оставившие нам свидетельства о пирах

известных людей, обращали внимание в основном на количество съеденной пищи

и выпитого вина. На свадьбе одного баварского феодала в конце XV в. съели

300 бычьих туш, 62 тыс. кур, 5 тыс. гусей, 75 кабаньих туш, 750 тыс. раков,

выпили 440 бочек вина. При обилии мяса знаменитые застолья не имели

богатого выбора овощей, фруктов, сладостей, выпечки.

Эпоха Ренессанса внесла заметные изменения в европейскую кухню. На

смену необузданному обжорству приходит изысканно, тонко представленное

изобилие. Забота не только о духовном, но и о телесном приводит к тому, что

еда, напитки и их приготовление привлекают все большее внимание, и его не

стыдятся. В моду входят стихи, восславляющие застолье, появляются

гастрономические книги. Их авторами иногда были гуманисты. Образованные

люди в обществе обсуждают старые — античные и современные рецепты.

Достоинства садов и огородов не только воспевались в поэмах гуманистов и

описывались в агрономических трактатах. Они стали неотъемлемой

принадлежностью пригородного пейзажа. Знать и нувориши разбивали у себя в

имениях сады и огороды, посылали друг другу семена редких растений,

обменивались советами по их выращиванию. Именно в это время Европа вернула

себе многие из забытых в эпоху варварства растений.

К мясным блюдам, как и прежде, приготовлялись самые разнообразные

соусы со всевозможными приправами. Для них по-прежнему не жалели дорогих

восточных специй: мускатного ореха, корицы, имбиря, гвоздики, перца,

европейского шафрана и др. В ходе географических открытий приток восточных

и заокеанских пряностей в Европу возрос, цены на них снизились. Европейцы

могли полнее удовлетворить свое пристрастие к специям. Их широкое

употребление можно объяснить не только гастрономическими вкусами эпохи. Это

было и престижно. Кроме того, пряности использовали, чтобы разнообразить

блюда и по возможности скрыть скверный запах мяса, рыбы, птицы, которые

трудно было хранить свежими в тогдашних условиях. Тем не менее к XVII в.

наметилась тенденция постепенного угасания интереса к пряностям.

Западноевропейские гурманы, попадая на застолья к коронованным особам в

Центральной и Восточной Европе, с неудовольствием отмечали злоупотребление

не только чесноком, но и пряностями.

Появляются новые рецепты. Одни напрямую указывают на связь с

географическими открытиями (например, индейский рецепт супа из кабачков,

попавший в Испанию в XVI в.). В других слышны отголоски современных событий

(например, блюдо под названием «Голова турка», известное в той же Испании в

XVI в.).

Вместе с рецептами растет число перемен блюд. В 1488 г. венецианский

гуманист Эрмолао Барбаро описывал в письме к своему приятелю свадебное

застолье в Милане, в котором он принял участие: «У меня не было аппетита,

поэтому я больше смотрел по сторонам, чем ел. Сначала принесли розовую воду

для мытья рук. Потом предложили пастилки из кедровых орешков и засахаренный

миндаль, называемый здесь марципаном. На второе были гренки со спаржей.

Третье блюдо: отварная сепия, гарнированная мелко нарубленной жареной

печенью. На четвертое: жаркое из газели, пятое блюдо: отварная телячья

голова. Шестое: ассорти из каплуна, откормленных голубей, кур, говяжьего

языка и ветчины. Седьмое блюдо: жаркое из козлятины. Восьмое: куропатки,

фазаны и другая птица, а к ним — оливки. Девятое блюдо — жареный петух в

медовом соусе. Десятое блюдо: жареная свинина в соусе. Одиннадцатое блюдо:

жареный павлин в соусе с фисташками. Двенадцатое: сладости, сделанные из

яиц, молока, сахара, шалфея. Тринадцатое: артишоки с сосновыми орешками.

Четырнадцатое: засахаренная айва. Пятнадцатое: финики, фрукты, сладкие вина

и прочий десерт».

В XV в. в Италии кондитерские изделия приготовляли еще аптекари. В их

заведениях можно было найти в ассортименте торты, бисквиты, пирожные,

всевозможные лепешки, засахаренные цветы и фрукты, карамель. Изделия из

марципана представляли собой статуэтки, триумфальные арки, а также целые

сцены —буколические и мифологические.

С XVI в. центр кулинарного искусства постепенно перемещался из Италии

во Францию. Богатством и изысканностью французской кухни восхищались даже

искушенные в гастрономии венецианцы. Вкусно поесть можно было не только в

избранном обществе, но и в парижском трактире, где, по словам одного

иностранца, «за 25 экю вам подадут похлебку из манны небесной или жаркое из

феникса».

Важным стало не только чем накормить гостей, но и как подать

приготовленное блюдо. Большое распространение получили так называемые

«показные блюда». Из различных, зачастую несъедобных материалов,

изготовлялись фигуры реальных и фантастических животных и птиц, замки,

башни, пирамиды, которые служили вместилищем различных кушаний, особенно

паштетов. Нюрнбергский кондитер Ганс Шнейдер в конце XVI в. изобрел

огромный паштет, во внутрь которого прятали кроликов, зайцев, белок, мелких

птиц. В торжественный момент паштет открывался и вся живность к потехе

гостей разбегалась и разлеталась из него в разные стороны. Однако в целом в

XVI в. скорее прослеживается тенденция к замене «показных» блюд настоящими.

Приложение В.

Искусство застолья эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не

только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд,

правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение.

Застольный этикет — своего рода игра, в которой в ритуализованной форме

выражалось стремление к упорядоченности человеческого общежития.

Ренессансная же среда особенно способствовала поддержанию игровой позиции в

жизни как стремления к совершенству. Конечно, преувеличением было бы

приписывать все изменения в этой сфере духу Ренессанса, но он обострил те

тенденции к красоте и комфорту, которые развивались до него.

Столовая посуда обогатилась новыми предметами и стала значительно

изящнее. Разнообразные судки объединялись под общим названием «нефы», так

как по форме четко повторяли корабли. Встречались судки в форме сундуков,

башен, зданий. Они предназначались для пряностей, вин, столовых приборов.

Генрих III Французский в один из таких нефов клал перчатки и веер. Сосуды

для вина назывались «фонтаном», имели различную форму и обязательно краны

внизу. Подставками для блюд служили треножники. Почетное место на столах

занимали солонки и конфетницы из драгоценных металлов, камня, хрусталя,

стекла, фаянса. В Венском художественно-историческом музее хранится

знаменитая солонка, выполненная для Франциска I БенвенутоЧеллини. Она

изготовлена из золота и украшена эмалью и драгоценными камнями. Солонка

исполнена в форме чаши, которую с двух сторон поддерживают полулежащие

фигуры Посейдона и Амфитриды. Появились салатницы: большие эмалированные

подносы с многочисленными углублениями для разных видов салата. Столы

украшали также различные скульптурные группы и фигуры.

Тарелки, блюда и сосуды для питья делались металлическими: у королей и

знати — из серебра, позолоченного серебра, а иногда из золота. Испанский

аристократ считал ниже своего достоинства иметь в доме менее 200 серебряных

тарелок. С XVI в. увеличился спрос на оловянную посуду, которую научились

обрабатывать и украшать не хуже золотой и серебряной. Но особенно важным

изменением можно считать распространение с XV в. фаянсовой посуды, секрет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать