Искусство эпохи Возрождения

(1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане)

высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции,

ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской

красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503).

Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области

математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта

в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов).

Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер,

обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во

флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно

сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П.

Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В

ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470,

«Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478,

Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто , подчеркивая плавную

объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой

улыбкой. В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок — в

Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих

эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты

бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях

(итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие

техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица

(прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения

человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией

композиции.

На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в

роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств.

Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико

Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную

величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и

известна лишь по подготовительным наброскам.

На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне

в скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант — 1487-1511, Национальная галерея,

Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает

новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной

мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот,

отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую

роль, чем фигуры святых на переднем плане.

«Тайная вечеря»

В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись

«Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел

мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в

весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа,

где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова

о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях

композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное

архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а

также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой

рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых

значительных произведений в истории мирового искусства.

Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты

«идеального города» и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер

проводит в непрестанных переездах (Флоренция — 1500-02, 1503-06, 1507;

Мантуя и Венеция — 1500; Милан — 1506, 1507-13; Рим — 1513-16). С 1517

живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.

«Битва при Ангьяри». Джоконда (Портрет Моны Лизы)

Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при

Ангьяри», 1503-1506; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с

картона, а также по недавно обнаруженному эскизу — частное собрание,

Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового

времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке

всадников.

В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой

«Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает

таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто

женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-

величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной

дымке.

Поздние картины

К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу

Тривульцио (1508-1512), роспись «Святая Анна с Марией и младенцем Христом»

(около 1500-1507, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в

области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием

прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции;

вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей,

спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. Последняя

картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна

эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой

аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с

изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом», итальянский карандаш,

перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о

бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с

рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Р.

Декарта представлениями о цикличности природных процессов.

«Трактат о живописи»

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его

записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на

разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического

изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти

Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию

искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из

контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны

неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как

наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер

понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук),

который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций,

перспективы и светотени. «Живопись, — пишет Леонардо, — наука и законная

дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу, совершенный художник-

естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум», скрытый под внешним

обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-

разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному

Творцу. Поскольку он «имеет сначала в душе, а затем в руках» «все, что

существует во вселенной», он тоже есть «некий бог».

Леонардо — ученый. Технические проекты

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными

наблюдениями и догадками почти все области знания того времени,

рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской

натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового,

основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял

механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам

мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал

сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные

гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах

каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо

к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы

наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких

станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и

танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц

конструкции летальных аппаратов и парашюта.

Оптика

Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел

на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в

искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических

законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной.

Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в

мироздании». Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о

природе бинокулярного зрения.

Анатомия, ботаника, палеонтология

В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в

детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации.

Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной

механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял

проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести

экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную

дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и

геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из

основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на

вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».

Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да Винчи

осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая

диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо

создан Д. С. Мережковским в романе «Воскрешенные боги» (1899-1900

Картины Леонардо да Винчи:

[pic] [pic]

“Дева и ребенок с младенцем Джоном “Мона Лиза”

1503 г. Баптистом и св. Анной “

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать