(1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане)
высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции,
ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской
красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503).
Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области
математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта
в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов).
Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер,
обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во
флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно
сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П.
Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В
ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470,
«Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478,
Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто , подчеркивая плавную
объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой
улыбкой. В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок — в
Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих
эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты
бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях
(итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие
техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица
(прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения
человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией
композиции.
На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в
роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств.
Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико
Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную
величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и
известна лишь по подготовительным наброскам.
На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне
в скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант — 1487-1511, Национальная галерея,
Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает
новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной
мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот,
отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую
роль, чем фигуры святых на переднем плане.
«Тайная вечеря»
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись
«Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел
мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в
весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа,
где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова
о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях
композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное
архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а
также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой
рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых
значительных произведений в истории мирового искусства.
Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты
«идеального города» и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер
проводит в непрестанных переездах (Флоренция — 1500-02, 1503-06, 1507;
Мантуя и Венеция — 1500; Милан — 1506, 1507-13; Рим — 1513-16). С 1517
живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.
«Битва при Ангьяри». Джоконда (Портрет Моны Лизы)
Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при
Ангьяри», 1503-1506; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с
картона, а также по недавно обнаруженному эскизу — частное собрание,
Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового
времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке
всадников.
В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой
«Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает
таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто
женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-
величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной
дымке.
Поздние картины
К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу
Тривульцио (1508-1512), роспись «Святая Анна с Марией и младенцем Христом»
(около 1500-1507, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в
области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием
прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции;
вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей,
спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. Последняя
картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна
эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой
аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с
изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом», итальянский карандаш,
перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о
бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с
рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Р.
Декарта представлениями о цикличности природных процессов.
«Трактат о живописи»
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его
записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на
разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического
изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти
Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию
искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из
контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны
неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как
наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер
понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук),
который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций,
перспективы и светотени. «Живопись, — пишет Леонардо, — наука и законная
дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу, совершенный художник-
естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум», скрытый под внешним
обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-
разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному
Творцу. Поскольку он «имеет сначала в душе, а затем в руках» «все, что
существует во вселенной», он тоже есть «некий бог».
Леонардо — ученый. Технические проекты
Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными
наблюдениями и догадками почти все области знания того времени,
рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской
натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового,
основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял
механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам
мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал
сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные
гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах
каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо
к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы
наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких
станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и
танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц
конструкции летальных аппаратов и парашюта.
Оптика
Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел
на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в
искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических
законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной.
Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в
мироздании». Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о
природе бинокулярного зрения.
Анатомия, ботаника, палеонтология
В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в
детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации.
Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной
механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял
проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести
экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную
дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и
геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из
основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на
вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».
Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да Винчи
осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая
диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо
создан Д. С. Мережковским в романе «Воскрешенные боги» (1899-1900
Картины Леонардо да Винчи:
[pic] [pic]
“Дева и ребенок с младенцем Джоном “Мона Лиза”
1503 г. Баптистом и св. Анной “