Искусство эпохи Возрождения

[pic] [pic]

“Голова молодой женщины" “Мадонна с

младенцем”

[pic]

“Тайная вечеря” 1495-1497

Рафаэль Санти

РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi) (1483-1520), итальянский живописец и

архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и

возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы

Возрождения. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502-03)

проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию

духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат)

Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций,

благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.

Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513),

художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях

Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека

Возрождения («Б. Кастильоне», 1514-15). Проектировал собор св. Петра,

строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.

РАФАЭЛЬ (наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483,

Урбино – 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор. Сын

художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино.

Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504-08 работал во

Флоренции. В конце 1508 по приглашению папы Юлия IIпереехал в Рим, где

наряду с Микеланджелозанял ведущее место среди художников, работавших при

дворе Юлия II и его преемника Льва X.

Уже в ранних, написанных до переезда во Флоренцию, картинах сказался

присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить

безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов, — и в таких

небольших по формату работах, почти миниатюрах, как «Мадонна Конестабиле»

(ок. 1502-03, Эрмитаж), «Сон рыцаря» (ок. 1504, Национальная галерея,

Лондон), «Три грации» (Музей Конде, Шантильи), «Святой Георгий» (ок. 1504,

Национальная галерея, Вашингтон), и в более крупном по формату «Обручении

Марии» (1504, Брера, Милан).

Флорентийский период (1504-08)

Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.

Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да

Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает

анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные,

ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних

флорентийских работах Рафаэля («Положение во гроб», 1507, галерея Боргезе,

Рим; «Св. Екатерина Александрийская», ок. 1507-08, Национальная галерея,

Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного

движения, разработанным Микеланджело.

Главная тема живописи флорентийского периода – Мадонна с младенцем, которой

посвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких по

композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. 1506-07,

Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена),

«Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив,

изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног

маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры

устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды,

излюбленной мастерами Возрождения.

Римский период (1509-20)

Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника

апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского

дворца, с 1514 руководит строительством собора св. Петра, работает в

области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по

древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников,

археологические раскопки.

Росписи Ватиканского дворца

Центральное место в творчестве этого периода занимают росписи парадных

покоев Ватиканского дворца. Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-11) – одно

из самых совершенных творений Рафаэля. Величественные многофигурные

композиции на стенах (объединяющие от 40 до 60 персонажей) «Диспута» («Спор

о причастии»), «Афинская школа», «Парнас», «Основание канонического и

гражданского права» и соответствующие им четыре аллегорические женские

фигуры на сводах олицетворяют богословие, философию, поэзию и

юриспруденцию.

Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их

воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к

фигуре, от одной группы к другой.

В соседней Станце Элидора (1512-14), в росписях стен («Изгнание Элидора из

храма», «Чудесное изведение апостола Петра из темницы», «Месса в Больсене»,

«Встреча папы Льва I с Аттилой») и библейских сценах на сводах преобладает

сюжетно-повествовательное и драматическое начало, нарастает патетическая

взволнованность движений, жестов, сложных контрапостов, усиливаются

контрасты света и тени. В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы»

Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью

передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния,

окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их

отсветы на латах стражников.

К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по

заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (ок.

1513-14, Санта Мария делла Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности

фреска «Триумф Галатеи» (ок. 1514-15, вилла Фарнезина, Рим).

Выполненные в 1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов

Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к

росписям Станц, однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности

классического стиля Рафаэля, — черты холодного совершенства, увлечение

зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции. В еще большей

степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-17),

выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф.

Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто

декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в

зале Психеи виллы Фарнезина (ок. 1515-16) и в т. н. Лоджиях Рафаэля

Ватиканского дворца (1518-19).

Римские Мадонны

В римский период Рафаэль значительно реже обращается к образу Мадонны,

находя новое, более глубокое его решение. В «Мадонне делла Седия» (ок.

1513, Питти, Флоренция) юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие

Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо);

Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына — маленького Титана с

недетски серьезным взглядом. Новая, полифонически сложная трактовка образа

Мадонны нашла наиболее полное выражение в одном из самых совершенных

творений Рафаэля — алтаре «Сикстинская Мадонна» (ок. 1513, Картинная

галерея, Дрезден).

Портреты

Первые портреты относятся к флорентийскому периоду («Аньоло Дони», ок.

1505, Питти, Флоренция; «Маддалена Строцци», ок 1505, там же; «Донна

Гравида», ок.1505, там же). Однако только в Риме Рафаэль преодолел

суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Среди римских

работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514-15,

Лувр) и т. н. «Донна Велата», возможно – модель «Сикстинской мадонны» (ок.

1516, Питти, Флоренция), с их благородным и гармоническим строем образов,

композиционным равновесием, тонкостью и богатством цветового решения.

Архитектурные произведения

Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Среди его

построек — маленькая церковь Сан'Элиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с

ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо

(заложена ок. 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи

Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного

Рафаэлем, — росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и

европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом

художественного совершенства.

Картины Рафаэля Санти:

[pic]

“Нимфа Галатея”

[pic]

“Мадонна с младенцем”

[pic]

“Святой Георгий сражается с драконом”

[pic] [pic]

“Видение пророка Иезеркиля”

“Адам и Ева”

Микеланджело Буонарроти

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564),

итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой

выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого

Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического

миропонимания в период Позднего Возрождения . Монументальность,

пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой

проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-98;

«Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-06). Роспись свода

Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16)

утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные

творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных

идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции

(1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской

капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-55) и др. В

архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический

контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать