История театра древней Греции, Рима и средневековья

песня хора,звучащая,как правило,в кульминационный момент,перед

катастрофой),коммосы (совместные песни-плачи героев и хора),моно-

логи героев.

Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и 3-4 стасимов.Стаси-

мы разделяются на отдельные части-строфы и антистрофы,строго

соответсвующие по структуре одна другой.При исполнении строф и

антистроф хор двигался по орхестре то в одну,то в другую сторону.

Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и

том же размере,а новые строфа и антистрофа-в другом.Таких пар в

стасиме бывает несколько;их замыкает общий эпод (заключение).

Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флей-

ты.Кроме того,они нередко сопровождались танцами.Трагический та-

нец назывался эммелейя.

Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга осо-

бо выделяются следующие:"Персы"(472 г. до н.э.),где прославляет-

ся победа греков над персами в морском сражении при острове Сала-

мине (480 г. до н.э.);"Прометей Прикованный"-возможно,самая из-

вестная трагедия Эсхила,повествующая о подвиге титана Проме-

тея,подарившего огонь людям и жестоко за это наказанного;трило-

гия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная тем,что единственный до-

шедший до нас полностью образец трилогии,в которой мастерство

Эсхила достигло своего расцвета.

Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений

своего времени.В своих трагедиях он показывает победу прогрессив-

ных начал в развитии общества,в государственном устройстве,в мо-

рали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие ми-

ровой поэзии и драматургии.

Софокл (496-406 до н.э.).Софокл происходил из зажиточной семьи

владельца оружейной мастерской и получил хорошее образование.Его

художественная одаренность проявилась уже в раннем возрасте:шес-

тнадцати лет он руководил хором юношей,прославлявшем саламинскую

победу,а позже сам выступал как актер в собственных траге-

диях,пользуясь большим успехом.В 486 г. Софокл одержал на конкур-

се драматургов свою первую победу над самим Эсхилом.Вообще вся

драматургическая деятельность Софокла сопровождалась неизменными

успехами: он ни разу не получал третьей награды-занимал чаще все-

го первые и редко вторые места.

Софокл принимал участие и в государственной жизни,занимая от-

ветственные должности.Так,он был избран стратегом (военачальни-

ком) и вместе с Периклом участвовал в экспедиции против острова

Самоса, решившего отделится от Афин.После смерти Софокла сограж-

дане почитали его не только как великого поэта,но и одного из

славных афинских героев.

До нас дошло только семь трагедий Софокла,написал же он их свы-

ше 120.Трагедии Софокла несут в себе новые черты.Если у Эсхила

главными героями были боги,то у Софокла действуют люди,хотя и

несколько оторванные от действительности.Поэтому о Софокле гово-

рят,что он заставил трагедию спуститься с неба на землю.Основное

внимание Софокл уделяет человеку,его душевным переживаниям.Конеч-

но,в судьбах его героев ощущается влияние богов,даже если они и

не появляются по ходу действия,и эти боги также могуществен-

ны,как и у Эсхила,-они могут сокрушить человека.Но Софокл рисует

прежде всего борьбу человека за осуществление своих целей,его

чувства и мысли,показывает страдания,выпавшие на его долю.

У героев Софокла обычно такие же цельные характеры,как и у ге-

роев Эсхила.Сражаясь за свой идеал,они не знают душевных колеба-

ний.Борьба ввергает героев в величайшие страдания,и иногда они

гибнут.Но отказаться от борьбы герои Софокла не могут,потому что

их ведет гражданский и нравственный долг.

Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с кол-

лективом граждан:-это воплощение идеала гармонической личнос-

ти,который был создан в годы расцвета Афин.Поэтому Софокла назы-

вают певцом афинской демократии.

Однако творчество Софокла сложно и противоречиво.Его трагедии

отразили не только расцвет,но и назревающий кризис полисной сис-

темы,закончившейся гибелью афинской демократии.

Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совер-

шенства.Софокл ввел третьего актера,увеличил диалогические части

комедии (эписодии) и уменьшил партии хора.Действие стало более

живым и достоверным,так как на сцене могли одновременно высту-

пать и давать мотивировку своим поступкам три персонажа.Однако

хор у Софокла продолжает играть важную роль в трагедии и число

хоревтов было даже увеличено до 15 человек.

Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отка-

заться от трилогий,где прослеживалась обычно судьба целого ро-

да.По традиции он представлял на состязания три трагедии,но каж-

дая из них была самостоятельным произведением.

С именем Софокла также связано введение декорационной живописи.

Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла ми-

фов.Это "Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429 до

н.э.) и "Эдип в Колоне" (поставлен в 441 г. до н.э.,уже после

смерти Софокла).

В основе этих трагедий,написанных и поставленных в разное вре-

мя, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях,обрушившихся

на его род.Сам того не зная,Эдип убивает своего отца и женится на

своей матери.Через много лет,узнав ужасную правду,он выкалывает

себе глаза и добровольно отправляется в изгнание.Эта часть мифа

легла в основу трагедии "Царь Эдип".

После долгих странствий,очищенный страданиями и прощенный бога-

ми,Эдип божественным образом умирает:его поглощает земля.Это

происходит в пригороде Афин,Колоне,и могила страдальца становит-

ся святыней афинской земли.Об этом рассказывается в трагедии

"Эдип в Колоне".

Трагедии Софокла явились художественным воплощением граждан-

ских и нравственных идеалов античной рабовладельческой демокра-

тии периода ее расцвета (Софокл не дожил до страшного поражения

афинян в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э.).Этими идеала-

ми были политическое равенство и свобода всех полноправных граж-

дан,беззаветное служение родине,уважение к богам,благородство

стремлений и чувств сильных духом людей.

Еврипид (около 485-406 до н.э.).Социальный кризис афинской ра-

бовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных

понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младше-

го современника Софокла-Еврипида.

Родители Еврипида,по-видимому,были зажиточными людьми,и он по-

лучил хорошее образование.В противоположность Софоклу Еврипид не

принимал непосредственного участия в политической жизни госу-

дарства,однако он живо интересовался общественными событиями.Его

трагедии полны разнообразных политических высказываний и намеков

на современность.

Большого успеха у современников Еврипид не имел:за всю свою

жизнь он получил лишь 5 первых наград,причем

последнюю-посмертно.Незадолго до смерти он покинул Афины и перее-

хал ко двору македонского царя Архелая,где пользовался почетом.В

Македонии он и умер (за несколько месяцев до смерти Софокла в

Афинах).

От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от

75 до 92) и большое количество отрывков.

Драматург приблизил своих героев к действительности;он,по сви-

детельству Аристотеля,изображал людей такими,"каковы они ес-

ть".Персонажи его трагедий,оставаясь,как и у Эсхила и Софокла,ге-

роями мифов,наделялись мыслями,стремлениями,страстями современ-

ных поэту людей.

В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и

боги оказываются более коварными,жестокими и мстительными,чем лю-

ди.

По своим общественно-политическим взглядам был сторонником уме-

ренной демократии,опорой которой он считал мелких землевла-

дельцев.В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против

политиков-демагогов:льстя народу,они добиваются власти,чтобы ис-

пользовать ее в своих корыстных целях.В ряде трагедий Еврипид

страстно изобличает тиранию:господство одного человека над други-

ми людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естес-

твенного гражданского порядка.Благородство,по Еврипиду,заключает-

ся в личных достоинствах и добродетели,а не в знатном происхожде-

нии и богатстве.Положительные персонажи Еврипида неоднократно

высказывают мысль,что безудержное стремление к богатству может

толкнуть человека на преступление.

Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам.Он считает,что

рабство-это несправедливость и насилие,что природа у людей одна и

раб,если у него благородная душа,ничуть не хуже свободного.

Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопон-

несской войны.Хотя он гордится военными успехами соотечествени-

ков,но в целом относится к войне отрицательно.Он показывает,ка-

кие страдания несет война людям,прежде всего женщинам и де-

тям.Война может быть оправдана только в том случае,если люди за-

щищают независимость своей родины.

Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мысли-

телей человечества.

Еврипид стал первым известным нам драматургом,в чьих произведе-

ниях характеры героев не только раскрывались,но и получали свое

развитие.При этом он не боялся изображать низкие человеческие

страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же че-

ловека.Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих дра-

матургов.

Слава пришла к Еврипиду после смерти.Уже в IV в. до н.э. его

называли величайшим трагическим поэтом,и такое суждение о нем

сохранилось на все последующие века.

Театр эпохи эллинизма.

В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классичес-

кой поры претерпел существенные изменения,касающиеся и драматур-

гии,и актерского исполнения,и архитектуры театрального зда-

ния.Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать