песня хора,звучащая,как правило,в кульминационный момент,перед
катастрофой),коммосы (совместные песни-плачи героев и хора),моно-
логи героев.
Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и 3-4 стасимов.Стаси-
мы разделяются на отдельные части-строфы и антистрофы,строго
соответсвующие по структуре одна другой.При исполнении строф и
антистроф хор двигался по орхестре то в одну,то в другую сторону.
Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и
том же размере,а новые строфа и антистрофа-в другом.Таких пар в
стасиме бывает несколько;их замыкает общий эпод (заключение).
Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флей-
ты.Кроме того,они нередко сопровождались танцами.Трагический та-
нец назывался эммелейя.
Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга осо-
бо выделяются следующие:"Персы"(472 г. до н.э.),где прославляет-
ся победа греков над персами в морском сражении при острове Сала-
мине (480 г. до н.э.);"Прометей Прикованный"-возможно,самая из-
вестная трагедия Эсхила,повествующая о подвиге титана Проме-
тея,подарившего огонь людям и жестоко за это наказанного;трило-
гия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная тем,что единственный до-
шедший до нас полностью образец трилогии,в которой мастерство
Эсхила достигло своего расцвета.
Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений
своего времени.В своих трагедиях он показывает победу прогрессив-
ных начал в развитии общества,в государственном устройстве,в мо-
рали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие ми-
ровой поэзии и драматургии.
Софокл (496-406 до н.э.).Софокл происходил из зажиточной семьи
владельца оружейной мастерской и получил хорошее образование.Его
художественная одаренность проявилась уже в раннем возрасте:шес-
тнадцати лет он руководил хором юношей,прославлявшем саламинскую
победу,а позже сам выступал как актер в собственных траге-
диях,пользуясь большим успехом.В 486 г. Софокл одержал на конкур-
се драматургов свою первую победу над самим Эсхилом.Вообще вся
драматургическая деятельность Софокла сопровождалась неизменными
успехами: он ни разу не получал третьей награды-занимал чаще все-
го первые и редко вторые места.
Софокл принимал участие и в государственной жизни,занимая от-
ветственные должности.Так,он был избран стратегом (военачальни-
ком) и вместе с Периклом участвовал в экспедиции против острова
Самоса, решившего отделится от Афин.После смерти Софокла сограж-
дане почитали его не только как великого поэта,но и одного из
славных афинских героев.
До нас дошло только семь трагедий Софокла,написал же он их свы-
ше 120.Трагедии Софокла несут в себе новые черты.Если у Эсхила
главными героями были боги,то у Софокла действуют люди,хотя и
несколько оторванные от действительности.Поэтому о Софокле гово-
рят,что он заставил трагедию спуститься с неба на землю.Основное
внимание Софокл уделяет человеку,его душевным переживаниям.Конеч-
но,в судьбах его героев ощущается влияние богов,даже если они и
не появляются по ходу действия,и эти боги также могуществен-
ны,как и у Эсхила,-они могут сокрушить человека.Но Софокл рисует
прежде всего борьбу человека за осуществление своих целей,его
чувства и мысли,показывает страдания,выпавшие на его долю.
У героев Софокла обычно такие же цельные характеры,как и у ге-
роев Эсхила.Сражаясь за свой идеал,они не знают душевных колеба-
ний.Борьба ввергает героев в величайшие страдания,и иногда они
гибнут.Но отказаться от борьбы герои Софокла не могут,потому что
их ведет гражданский и нравственный долг.
Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с кол-
лективом граждан:-это воплощение идеала гармонической личнос-
ти,который был создан в годы расцвета Афин.Поэтому Софокла назы-
вают певцом афинской демократии.
Однако творчество Софокла сложно и противоречиво.Его трагедии
отразили не только расцвет,но и назревающий кризис полисной сис-
темы,закончившейся гибелью афинской демократии.
Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совер-
шенства.Софокл ввел третьего актера,увеличил диалогические части
комедии (эписодии) и уменьшил партии хора.Действие стало более
живым и достоверным,так как на сцене могли одновременно высту-
пать и давать мотивировку своим поступкам три персонажа.Однако
хор у Софокла продолжает играть важную роль в трагедии и число
хоревтов было даже увеличено до 15 человек.
Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отка-
заться от трилогий,где прослеживалась обычно судьба целого ро-
да.По традиции он представлял на состязания три трагедии,но каж-
дая из них была самостоятельным произведением.
С именем Софокла также связано введение декорационной живописи.
Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла ми-
фов.Это "Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429 до
н.э.) и "Эдип в Колоне" (поставлен в 441 г. до н.э.,уже после
смерти Софокла).
В основе этих трагедий,написанных и поставленных в разное вре-
мя, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях,обрушившихся
на его род.Сам того не зная,Эдип убивает своего отца и женится на
своей матери.Через много лет,узнав ужасную правду,он выкалывает
себе глаза и добровольно отправляется в изгнание.Эта часть мифа
легла в основу трагедии "Царь Эдип".
После долгих странствий,очищенный страданиями и прощенный бога-
ми,Эдип божественным образом умирает:его поглощает земля.Это
происходит в пригороде Афин,Колоне,и могила страдальца становит-
ся святыней афинской земли.Об этом рассказывается в трагедии
"Эдип в Колоне".
Трагедии Софокла явились художественным воплощением граждан-
ских и нравственных идеалов античной рабовладельческой демокра-
тии периода ее расцвета (Софокл не дожил до страшного поражения
афинян в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э.).Этими идеала-
ми были политическое равенство и свобода всех полноправных граж-
дан,беззаветное служение родине,уважение к богам,благородство
стремлений и чувств сильных духом людей.
Еврипид (около 485-406 до н.э.).Социальный кризис афинской ра-
бовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных
понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младше-
го современника Софокла-Еврипида.
Родители Еврипида,по-видимому,были зажиточными людьми,и он по-
лучил хорошее образование.В противоположность Софоклу Еврипид не
принимал непосредственного участия в политической жизни госу-
дарства,однако он живо интересовался общественными событиями.Его
трагедии полны разнообразных политических высказываний и намеков
на современность.
Большого успеха у современников Еврипид не имел:за всю свою
жизнь он получил лишь 5 первых наград,причем
последнюю-посмертно.Незадолго до смерти он покинул Афины и перее-
хал ко двору македонского царя Архелая,где пользовался почетом.В
Македонии он и умер (за несколько месяцев до смерти Софокла в
Афинах).
От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от
75 до 92) и большое количество отрывков.
Драматург приблизил своих героев к действительности;он,по сви-
детельству Аристотеля,изображал людей такими,"каковы они ес-
ть".Персонажи его трагедий,оставаясь,как и у Эсхила и Софокла,ге-
роями мифов,наделялись мыслями,стремлениями,страстями современ-
ных поэту людей.
В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и
боги оказываются более коварными,жестокими и мстительными,чем лю-
ди.
По своим общественно-политическим взглядам был сторонником уме-
ренной демократии,опорой которой он считал мелких землевла-
дельцев.В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против
политиков-демагогов:льстя народу,они добиваются власти,чтобы ис-
пользовать ее в своих корыстных целях.В ряде трагедий Еврипид
страстно изобличает тиранию:господство одного человека над други-
ми людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естес-
твенного гражданского порядка.Благородство,по Еврипиду,заключает-
ся в личных достоинствах и добродетели,а не в знатном происхожде-
нии и богатстве.Положительные персонажи Еврипида неоднократно
высказывают мысль,что безудержное стремление к богатству может
толкнуть человека на преступление.
Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам.Он считает,что
рабство-это несправедливость и насилие,что природа у людей одна и
раб,если у него благородная душа,ничуть не хуже свободного.
Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопон-
несской войны.Хотя он гордится военными успехами соотечествени-
ков,но в целом относится к войне отрицательно.Он показывает,ка-
кие страдания несет война людям,прежде всего женщинам и де-
тям.Война может быть оправдана только в том случае,если люди за-
щищают независимость своей родины.
Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мысли-
телей человечества.
Еврипид стал первым известным нам драматургом,в чьих произведе-
ниях характеры героев не только раскрывались,но и получали свое
развитие.При этом он не боялся изображать низкие человеческие
страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же че-
ловека.Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих дра-
матургов.
Слава пришла к Еврипиду после смерти.Уже в IV в. до н.э. его
называли величайшим трагическим поэтом,и такое суждение о нем
сохранилось на все последующие века.
Театр эпохи эллинизма.
В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классичес-
кой поры претерпел существенные изменения,касающиеся и драматур-
гии,и актерского исполнения,и архитектуры театрального зда-
ния.Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.