История театра древней Греции, Рима и средневековья

драматурги всех западноевропейских стран учились у Сенеки ис-

кусству трагичного-мастерскому изображению страсти,напряженности

диалогов,отточенности стиля.Шекспир и Бен Джонсон в Англии,Кор-

нель,Расин и другие представители французского классицизма изуча-

ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.

Организация театральных представлений.

Представления устраивались в Риме во время различных государ-

ственных праздников.Пьесы шли на празднике патрициев-Римских иг-

рах,проводившихся в сентябре в честь Юпитера,Юноны и Минервы;на

празднике плебеев-Плебейских играх,происходивших в ноябре;на

Аполлоновых играх-в июле.

Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до сере-

дины I в. до н.э.;сооружению его противился консервативный

сенат.Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный

помост высотой в половину человеческого роста.На сценическую пло-

щадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек,по которой актеры подни-

мались на сцену.В трагедии действие происходило перед дворцом.В

комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с вы-

ходящими на нее фасадами двух-трех домов,и действие развертыва-

лось перед домом.Зрители сидели на скамейках перед сценой.Но

иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных теат-

рах:сидеть на представлениях,по мнению сената,было признаком из-

неженности.Все построенное для театральных игр сооружение лома-

лось сразу же после их окончания.

Играли в постановках уже не любители (как в ателланах),а артис-

ты-профессионалы.Их называли актерами или гистрионами.Римские ак-

теры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по срав-

нению с греческими занимали гораздо более низкое общественное по-

ложение.Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антреп-

ренером,который по договоренности с властями организовывал теат-

ральное представление,где сам обычно играл главные роли.Все жен-

ские роли исполнялись мужчинами,женщин в труппы не брали.

Актеры-профессионалы,выступавшие в трагедиях и комедиях в

III-II в. до н.э.,играли без масок.Маска появилась в этих жанрах

довольно поздно-в 130 г. до н.э.Поэтому,в отличие от греков,рим-

ляне могли следить за мимикой актеров.Маски использовались и

раньше,но лишь в особых случаях-когда надо было,например,обыг-

рать мотив двойника в комедии.В масках также играли актеры-люби-

тели, принадлежавшие к высшим слоям общества.

Важным событием в театральной жизни Рима было появление перво-

го постоянного театра,построенного из камня.Этот театр был соору-

жен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч че-

ловек.В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще два камен-

ных театра:театр Бальба и театр Марцелла.От последнего до сих

сохранились остатки наружной стены,разделенной на три этажа,что

соответствует трем внутренним ярусам.

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Литургическая и полулитургическая драма.

Одной из форм театрального искусства раннего средневековья ста-

ла церковная драма.Борясь против остатков античного театра,про-

тив сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность

театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX веке театрализует-

ся месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд

о жизни Христа,о его погребении и воскресении.Из этих диалогов

рождается ранняя литургическая драма.Существовало два цикла та-

кой драмы-рождественский,рассказывающий о рождении Христа,и пас-

хальный,передающий историю его воскресения.

В рождественской литургической драме посредине храма ставили

крест,потом его заворачивали в черную материю,что означало погре-

бение тела господнего.

В пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена трех Ма-

рий и ангела у гроба Христа (их изображали четверо священни-

ков).Ангел спрашивал:"Кого вы ищете в гробу,христианки?" Марии

хором отвечали:"Иисуса Назарянина,распятого,о небожитель!" И ан-

гел говорил им:"Его здесь нет,он восстал,как предсказал

раньше.Идите возвестите,что он восстал из гроба!" После этого хор

пел молитву,восхлавлявшую воскресение Христа.

Со временем литургическая драма усложняется,разнообразятся кос-

тюмы "актеров",создаются "режиссерскеие инструкции" с точным ука-

занием теста и движений.Всем этим занимались сами священники.

Устроители литургических представлений накопили постановочный

опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христа и дру-

гие евангельские чудеса.Приближаясь к жизни и используя постана-

вочные эффекты,литургическая драма уже не привлекала,а отвлекала

прихожан от службы.Развитие жанра таило в себе его самоуничтоже-

ние.

Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силах совла-

дать с ним,церковные власти выводят литургическую драму из-под

сводов храмов на паперти.Нарождается полулитургическая драма (се-

редина XII в.).И тут церковный театр,формально находясь во влас-

ти духовенства,подпал под влияние городской толпы.Теперь она уже

диктует ему свои вкусы,заставляет давать представления в дни яр-

марок,а не церковных праздников,полностью перейти на родной,по-

нятный толпе язык.

Заботясь об успехе,церковники стали подбирать более житейские

сюжеты,и материалом для полулитургической драмы становятся биб-

лейские сюжеты,подверженные бытовому толкованию.Библейский леген-

ды подвергаются с течением времени поэтической обработке.Вводят-

ся и технические новшества:окончательно устанавливается принцип

симультанной декорации,когда одновременно показывается несколько

мест действия; увеличивается число трюков.

Однако,несмотря на все это,церковная драма продолжала сохра-

нять тесную связь с церковью.Драма ставилась на паперти,на цер-

ковные средства,ее репертуар составлялся духовными лицами (хотя

участниками представлений,наряду со священниками и миряне).

Так,причудливо объединяя взаимоисключающие элементы,церковная

драма существовала долгое время.

Светская драматургия.

Первые ростки нового реалистического направления связываются с

именем трувера (т.е.трубадура) Адама де Ла-Аль (около 1238-1287)

из французского города Арраса.Де Ла-Аль был страстно увлечен поэ-

зией,музыкой и театром.Он жил в Париже и в Италии (при дворе Кар-

ла Анжуйского) и получил довольно широкую известность как

поэт,музыкант, драматург.

В творчестве Адама де Ла-Аль народно-поэтическое начало сочета-

лось с сатирическим.В его произведениях были зачатки будущего

театра Возрождения.Но на протяжении средних веков этот драматург

не имел продолжателей.Жизнерадостность и вольная фантазия меркли

под воздействием церковных строгостей и прозаической трезвости

городов.

Сатирическое начало народных зрелищ драматургии Адама де Ла-Аль

нашло свое продолжение в фарсах,героями которых были то ярмароч-

ный зазывала,то врач-шарлатан,то циничный поводырь слепца.Однако

жанр фарса достиг своего расцвета позже,в XV веке.В XIII же веке

комедийная струя заглушалась театром миракля,тоже имевшим своей

темой жизненные события,но обращенным к религии.

Миракль.

Само название миракль происходит от латинского слова "чудо".И

действительно,все конфликты,порой очень остро отражавшие жизнен-

ные противоречия,в этом жанре разрешались благодаря вмеща-

тельству божественных сил-святого Николая,девы Марии и т.д.С те-

чением времени эти пьесы,сохраняя религиозную морализацию,все ос-

трее показывали произвол феодалов,силу темных страстей,владевших

знатными и богатыми людьми.В первом из известных нам мирак-

лей-"Игра о святом Николае" (1200)-в центре внимания было чу-

до,совершенное святым для избавления христианина,попавшего в

языческий плен,и история в него лишь отзвуком крестовых похо-

дов.Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе" давал уже общую

картину кровавого века Столетней войны (1337-1453) и страшный

портрет бессердечного феодала.

Само время-XIV век,полный войн,народных волнений и бесчеловеч-

ных расправ,-объясняет развитие такого противоречивого жанра,как

миракль.С одной стороны,крестьянские массы брались за топоры,вос-

ставали,с другой-подчинялись тяжелой жизни.Отсюда и элементы кри-

тики,и религиозное чувство в мираклях.

Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале-из

жизни города,из жизни монастыря или средневекового замка.Разобла-

чая притеснителей народа,миракль о Берте рисует в положительном

свете тех людей из их среды,которые не подвержены порокам и

страстям,присущим знати,и могут,попав в среду простых тружени-

ков,быть среди них своими людьми.

Двойственность миракля была связана с идеологической незрелос-

тью городского бюргерства того времени.Не случайно миракль,начи-

навшийся обычно с обличительного изображения действительнос-

ти,всегда заканчивался компромиссом,актом раскаяния и проще-

ния,что практически означало примирение с только что показанными

злодеяниями,ибо предполагало в каждом злодее возможного праведни-

ка.Это устраивало и бюргерское сознание,и церковь.

Мистерия.

Время расцвета мистериального театра-XV-XVI века,время бурного

расцвета городов и обострения социальных противоречий.Город уже в

значительной мере преодолел феодальную зависимость,но еще не под-

пал под власть абсолютного монарха.Мистерия и явилась выражением

расцвета средневекового города,его культуры.Она выросла из так

называемых "мимических мистерий"-городских процессий в честь ре-

лигиозных праздников,в честь торжественных выездов королей.Из

этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия,ис-

пользующая ранний опыт средневекового театра.

Представления мистерий организовывались не церковью,а городски-

ми цехами и муниципалитетами.Авторами выступали деятели нового

типа-ученые-богословы,юристы,врачи.Несмотря на то,что руководила

постановками высшая буржуазия города,мистерии были массовым пло-

щадным самодеятельным искусством.В представлениях участвовали

сотни человек.

Мистериальная драматургия разделяется на три цикла:"ветхозавет-

ный",имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов;"новоза-

ветный",рассказывающий историю рождения и воскресения Христа,и

"апостольский",в котором сюжеты пьес были заимствованы из "Жития

святых" и частично из мираклей о святых.

Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 ты-

сяч стихов,242 действующих лица) "Мистерия Ветхого завета",содер-

жавшая 38 отдельных эпизодов.Ее главными героями были Бог,ангелы,

Люцифер,Адам и Ева.В мистерии показывалось сотворение мира,вос-

стание Люцифера против Бога,библейские чудеса.

Мистерия раздвинула тематический диапозон средневекового теат-

ра,накопила огромный сценический опыт,который был использован

последующими жанрами средневековья.

Исполнителем мистерии был городской люд.Отдельные эпизоды ог-

ромного театрального представления исполнялись представителями

различных городских цехов.При этом мистерия давала возможность

каждой профессии проявить себя как можно полней.

Мистерии развили театральную технику,утвердили в народе вкус к

театру,подготовили некоторые особенности ренессансной драмы.Но к

1548 году мистериальным обществам,особенно широко распростране-

ным во Франции,запрещают показ мистерий:слишком ощутимой стала

критическая комедийная линия мистериального театра.Причина гибе-

ли еще и в том,что она не получила поддержки со стороны но-

вых,прогрессивных сил общества.Религиозное содержание отталкива-

ло людей гуманистически настроенных,а площадная форма и критиче-

кие элементы вызывали гонения церкви.

Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней

противоречивостью жанра.К тому же мистериальный театр потерял и

свою организационную почву:королевская власть искореняет все го-

родские вольности и запрещает цеховые союзы.Мистерия подвергает-

ся резкой критике со стороны как католической церкви,так и рефор-

мационного движения.

Моралите.

Реформационное движение (Реформация) развернулась в Европе в

XVI в.Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с

идеологической опорой феодализма-католической церковью.

Реформационное движение утверждает принцип "личного общения с

Богом",принцип личной добродетели.В руках зажиточного бюргерства

мораль становится оружием борьбы и против феодалов, и против

неимущих городских масс.Стремление придать святость буржуазному

мировоззрению рождает театр моралите.Он вырастает из мистерий,в

которых нравоучительная дидактика заключалась в религиозные фор-

мы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических

сцен.Моралите освободило морализацию как от религиозных сюже-

тов,так и от бытовых отвлечений и,обособившись,обрело стилевое

единство и большую дидактическую направленность.Однако при этом

были утеряны действенность постановки и жизненные черты персона-

жей.

Основным признаком моралите являлся аллегоризм.В пьесах дей-

ствуют аллегорические персонажи,каждый из которых олицетворяет

какой-то человеческий порок или добродетель.Эти персонажи лишены

индивидуальных характеров,и даже реальные вещи в их руках прев-

ращаются в символы.Столкновения героев строились соответственно

борьбе двух начал:добра и зла,духа и тела.Этот конфликт чаще все-

го изображался в виде противопоставления двух фигур,двух персона-

жей,олицетворяющих собой доброе и злое начала,воздействующие на

человека.

Разумные люди идут по стезе добродетели,неразумные же становят-

ся жертвами порока-эту основную дидактическую мысль утверждали на

разные лады все моралите.

Авторами некоторых моралите были ранние гуманисты,профессора

средневековых школ.В Нидерландах сочинением и постановкой морали-

те занимались патриоты,борящиеся против испанского засилья.Их

пьесы были полны современных политических намеков,за что авторы и

актеры нередко преследовались.

В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой ас-

кетической морали:под воздействием новых общественных сил в нем

проявлялось некоторое стремление к реализму.Противоречия жанра

были признаком сближения с жизнью.В иных моралите уже можно было

встретить мотивы социальной критики.

Историческое значение аллегорического жанра было в том,что он

внес в средневековую драматургию четкость,поставил перед театром

задачу построения типического образа.Но,будучи во власти догмати-

ческой морали,этот жанр не смог породить ничего значительного.

Фарс.

Площадной плебейский фарс выделяется в самостоятельный теат-

ральный жанр со второй половины XV века.Однако он до этого про-

шел долгий путь скрытого развития.Само название происходит от ла-

тинского farta ("начинка").И действительно,устроители мистерий

сплошь и рядом писали:"Здесь вставить фарс".

Веселые масленичные представления и народные спектакли дают на-

чало "дурацким корпорациям"-объединением мелких судебных чиновни-

ков,разнообразной городской богемы,школяров,семинаристов.В XV в.

шутовские общества распространяются по всей Европе.В Париже были

четыре большие организации и регулярно устраивались смотры-пара-

ды их фарсовых представлений.В этих парадах высмеивались выступ-

лениЯ епископов,словопрения судей,въезды королей в город.В ответ

на это светские и духовные власти преследовали фарсеров,изгоняли

их из горда,бросали в тюрьмы.

Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к

действительности.Он высмеивает солдат-мародеров,монахов-торгов-

цев индульгенциями,чванливых дворян,скаредных купцов.Остро подме-

ченные и обрисованные черты характеров несут сатирически заостре-

ный жизненный материал.

Главными принципами актерского искуства для фарсеров были ха-

рактерность,доведенная до пародийной карикатуры,и динамизм,выра-

жающий активность и жизнерадостность самих исполнителей.

Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных ти-

пов:ловкого городского молодчика,хвастливого солдата,хитрого слу-

ги и т.п.Но при определенности сценических типов-масок была раз-

вита и импровизация-следствие живого общения фарсеров с шумной

ярмарочной аудиторией.

Судьба веселых комических любительских корпораций фарсеров от

год в год становилась все плачевнее.Монархическая и церковная

власть все сильнее наступала на городское вольномыслие и на одну

из форм его-фарсовый театр.В конце XVI-начале XVII в.под ударами

властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсеров.

Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра За-

падной Европы.В Италии из фарса родилась комедия дель арте;в

Испании-творчество "отца испанского театра" Лопе де Руэда;а

Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд,в Герма-

нии-Ганс Сакс;во Франции фарсовые традиции питали искусство ге-

ниального Мольера.Именно фарс стал звеном между старым и новым

театром.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать