паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь в
Греции и герои ее носили греческую одежду.
Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,но обрабатывал
он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невий первый применил
так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю-
жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий стал ос-
новоположником и римской национальной комедии-тогаты.
Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия как ко-
медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор-
чество относится к тому периоду,когда Рим из сельскохозяйствен-
ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин-
ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря.
По единодушной оценке древних,Плавт был самым блестящим пред-
ставителем паллиаты.Излюбленный персонаж Плавта-хитрый,пронырли-
вый раб,помогающий молодому хозяину улаживать любовные дела.Сек-
рет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедия яв-
ляясь переделкой греческих,самобытны по духу,в них ярко запечат-
лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относится к плебей-
ским низам рабовладельческого общества и осуждает людей,стремя-
щихся к наживе.
Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен-
тами народной римской ателланы,с ее буффонадой,живостью дей-
ствия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками.
Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.В но-
вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан-
трактах. У Плавта же музыкальный элемент в некоторых комедиях
преобладает.Это кантики (от лат.canto-"пою").Одни из кантиков
представляли собой арии,другие исполнялись речитативом под музы-
кальный аккомпанемент.
Пьесы Плавта отличает динамичность,они проникнуты пафосом неис-
тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его
героев статичны,лишены сложности и психологической глубины.Поэт
обращает основное внимание на событийную сторону,а все,что ка-
сается внутреннего развития образа,упрощается,отступает на вто-
рой план.Тем не менее свойственный Плавту прием гротеска делает
его персонажей театрально выразительными.
От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью и одна в отрыв-
ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздо длин-
нее,чем в новой аттической комедии,но служат той же цели.В них
рассказывается о событиях,предшествовавших началу действия,и о
том,как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедий был нас-
только запутанным,что зрителям трудно было следить за ходом дей-
ствия,не познакомившись предварительно с содержанием.
Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или
разработку откровенно комической ситуации с бесконечными обмана-
ми,тонко сплетенной интригой,хитроумными проделками,душой кото-
рых обычно являлся слуга-раб.
Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь,хотя в сред-
ние века Плавт был основательно забыт:богословы считали,что в его
пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно-
ва воскрес для европейского театра.Его пьесы переводят,создают
различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавта обрабаты-
вались многочисленными драматургами:Ариосто,Арентино,Шекспи-
ром,Мольером и другими.
Теренций (около 185-159 до н.э.).Публий Теренций Афр,работав-
ший,как и Плавт,в жанре паллиаты,принадлежал уже к следующему по-
колению драматургов.Уроженец Карфагена,Теренций еще мальчиком был
привезен в Рим,где стал рабом римского сенатора.Заметив выдающие-
ся способности юноши,сенатор дал ему хорошее образование,а затем
отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со
многими знаменитыми людьми,входившими в кружок просвещенного пат-
риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и гречес-
кого образования.
Теренций написал шесть комедий,и все они сохранились.Сюжеты
этих комедий он,как правило,заимствует у Менандра,причем созна-
тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те-
ренция носят семейный характер,и основной целью драматурга яв-
ляется гуманизация нравов.
У Теренция обычно нет такой динамики в развитии событий,как у
Плавта;он отказывается также от театральных средств и приемов
ателланы,которыми охотно пользовался его предшественник,-от буф-
фонады,грубых и сочных шуток,непосредственного обращения к зрите-
лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать более уг-
лубленную психологическую характеристику своих персонажей,созда-
вая интересные,жизненные образы.
Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до н.э.)-ста-
вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля-
ды,представители которых считают,что надо быть снисходительным к
проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами и наказания-
ми,а добрыми советами.
Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож-
ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотя и ограничен-
ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближе к
их общему первоисточнику-Менандру.
Теренций может быть назван предшественником новой европейской
драмы.Европейский театр неоднократно обращался к его творчес-
тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в твор-
честве Мольера.
Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в
XVIII в.,в период формирования буржуазной "мещанской" драмы.Дид-
ро считал Теренция своим предшественником,Лессинг в "Гамбургской
драматургии" дал подробный анализ "Братьев",считая эту комедию
образцовой.
Римский театр императорской эпохи.
В I в.до н.э. республика в Риме пала.После убийства Цезаря и
победы над Антонием в 31 г. до н.э. императором в Риме стал
Октавиан,получивший впоследствии почетное прозвище Август ("Свя-
щенный").Август хорошо понимал общественное значение театра и
всячески содействовал его развитию.Прежде всего,Август хотел воз-
родить на римской сцене трагедию греческого типа,видя именно в
ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан.Эти
стремления Августа были поддержаны одним из выдающихся римских
поэтов,Горацием,и нашли отражение в его "Науке поэзии".
Проводя политику Августа,Гораций выступает за идейное, содержа-
тельное искусство,основой которого являются мудрость.Поэт,с од-
ной стороны,должен быть человеком высокообразованным,так как он
выступает как воспитатель и наставник граждан.С другой-его ис-
кусство должно быть эмоционально,изящно,поэтому ему нужно шлифо-
вать свои произведения,прежде чем выставлять их на суд публики.
Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьезный
жанр не увенчались успехом.Хотя представления устраивались час-
то,они носили главным образом развлекательный характер.Обществен-
ная роль театра заметно снизилась.Такая тенденция особенно усили-
лась при преемниках Августа.
Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его ре-
пертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в
упадок.Если трагедии и ставились во времена империи,то только в
виде отдельных эффектных сцен,дававшим возможность актерам пока-
зать свое мастерство.Эти актеры (их называли трагедами) надевали
костюмы и маски,как для выступления в трагедии,однако их роль
сводилась в основном к пению,так как актерские арии составляли
главную часть представления.Исполнение арий из трагедий как са-
мостоятельное представление сохранилось в Римской империи вплоть
до последних дней ее существования.
Сенека (около 4-65 н.э.).От трагедии императорской эпохи до нас
не дошло ничего,кроме трагедий философа Сенеки.
Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона,одно вре-
мя занимал при нем высшие должности в государстве,но затем был
обвинен в заговоре против императора и по приказанию Нерона по-
кончил с собой,вскрыв себе вены.
Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни,когда отно-
шение к нему Нерона изменилось и он вынужден был более осторожно
высказывать свои вэгляды на существующие порядки.Всего он напи-
сал 9 трагедий,заимствуя их сюжеты из греческой мифологии.По
своему строению трагедии Сенеки тоже мало отличаются от гречес-
ких: партии хора чередуются у него с партиями героев,на сцене на-
ходятся не более трех актеров одновременно.Но под влиянием со-
циальных и политических условий трагедии Сенеки получили новую
направленность.Мрачная эпоха Нерона,с ее жестокостями и угрозами
кровавой расправы,как дамоклов меч висевшей над каждым,определи-
ла разработку тем.
Герои Сенеки-люди,наделенные сильными,испепеляющими страстя-
ми.Изображение этих страстей,невольно приводящих героя к гибе-
ли,изображение сильных аффектов,чудовищных пороков,состоя-
ний,близких к патологии,-все это становится главным для поэта.
Среди героев Сенеки-жестокосердные тираны,попирающие все зако-
ны человечности,способные на любые преступления ради удовлетворе-
ния своей страсти.Героини,женщины с мужской душой,тоже не оста-
навливаются ни перед чем ради удовлетворения своих желаний.
Персонажи трагедий Сенеки однолинейны:драматург выделяет ка-
кую-либо одну черту в характере и доводит ее до предела.В драмах
Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести,кровавых прес-
туплений.Очевидно,это было отражением тогдашней жизни с ее атмос-
ферой жестоких репрессий.
До сих пор остается спорным вопрос о сценической жизни траге-
дий Сенеки.Скорее всего они предназначены для чтения,но не для
постановки:трагедии лишены динамики,некоторые сцены технически
невозможно исполнить.
Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование тра-
гедии нового времени.Именно через него гуманисты эпохи Возрожде-
ния начали свое знакомство с античной трагедией.В XIV-XVII вв.