С ремонтом пришлось поторопиться, потому что летом 1746 года
Таллиннпосетила императрица Елизавета Петровна с престолонаследником Петром
III и его супругой, будущей императрицей Екатериной II.Гостей принимали в
установленном перед дворцом большом шатре и в пapaдном зале. Дворец вновь
стал жилым.
За неимением точных сведений,остается только предположить, что 5 плафонов
на потолке пapaдногo зала созданы в 1746 roдy. Художественный уровень
исполнения плафонных росписей значительно ниже уровня мастерски созданного
лепного декора, особенно ввиду тяжеловесности изображенных фигур. Но
следует, однако, учитывать, что плафоны искажает потемневший лак и более
поздние наслоения, которые усиливают сход ство плафонов с картинами,
написанными маслом. Хотя плафонам и недостает прозрачности и грациозности,
они успешно выполняют свою декоративную функцию в общем пространстве
помещения. Особенно существенно аллегорическое значение плафонных росписей.
«Диана и Актеoн».
Центральная композиция отвечает требованиям Н. Микетти, считавшего
необходимым взять темы для плафонов из Овидия. Сюжетом живописного плафона
стала история из «Метаморфоз» Овидия о неосторожном охотнике Актеоне,
который случайно подсмотрел купание богини охоты Диaны и ее нимф.
Живописец -Лондицер-младший или кто-то другой -точно не ycтaновлено, не
сам создал композицию.Она перекликается с созданным в 1636 году на этот же
сюжет полотном Рембрандта. По сравнению с образцом пропорции фигур
увеличены, внесены и некоторые другие изменения. Автор кадриоргской
плафонной росписи использовал не оригинал картины Рембрандта, а гравюру с
нее. Повторена и ошибка Рембрандта: Диана дважды изображена в одной
композиции: судя по атрибутам, Диана -это и нимфа с полумесяцем над
головой, брызгающая воду на Актеона, и женщина на правом берегу озера,
сидящая в повелительной позе рядом с луком и колчаном.
На картине изображен и другой эпизод из истории о добродетельной, но
суровой богине Диане -обнаружение беременности нимфы Каллисто, дочери
аркадского царя. Художники эпохи Возрождения, в том числе Тициан, oбычно
изображали этот случай, из приключений Диaны отдельно от сюжета об Актeoне.
В барочном искусстве оба сюжета соединились.
Юпитер увидел Каллисто среди нимф Дианы и воспылал страстью к красивой
девушке. Но их любовный союз имел неприятные последствия: нимфы Дианы
обнаружили во время купания, что их спутница вскоре станет матерью. Чтобы
скрыть это от своей ревнивой супруги Геры, Юпитер превратил Каллисто в
медведицу, а затем в созвездие, и Каллисто стали называть Большой
Медведицей.
Следует считать, что история Каллисто попала сюда случайно ине соотносится
с какими-то современными событиями, как это чaстo происходило в период
барокко.
Зато история Дианы и Актеона используется намеренно, с намеком на Северную
войну, символизируя через гибель Актeoна поражение и смерть шведского
короля Карла XII. Подобное изображение Дианы и Актеона было характерно для
русского искусства, связанного со двором, вплоть до начала XIX века.
Подобно тому, как союзники Карла ХII предали его во время Северной войны,
так и coбaки Актеона, не узнав своего хозяина,превращенного богиней в
косулю, растерзали его.
Кроме характерного для того времени изображения на живописном плафоне в
аллегорической форме триумфа России в Северной войне, в картине мОжно
обнаружить и другие символические пласты. Сюжет соотносится с тогдашним
официальным названием города -Ревель. Как известно, часть населения города,
говорившая пo-нeмeцки,связывaлa его название со словом Rehfall (гибель
косули), а это в свою очередь, с легендарной охотой датского короля
Вальдемара II на косуль в 1219 году на территории только что захваченного
городища древних эстов.
Овальные плафоны.
Центральный плафон окружен четырьмя плафoнaми меньшего размера с латинскими
девизами, выполненными в золоте.
Над инициалами Петра I расположено изображение снопа. Текст гласит: «Vitae
melioris in usum» (к лучшей жизни). В древнем искусстве сноп олицетворял
единство страны. В Кадриорге его изображение намекает на побережье Финского
залива, которое было отчуждено от Швеции в результате Северной войны и
символизирует Российскую империю, присоединившую себе новые земли в
результате Ништадского мирного договора 1721 года. Девиз провозглашает
наилучшие намерения нового правителя. Роза и девиз «Juncta атта decori»
(красота объединяет оружие) над картушем с инициалами Екатерины
воспринимаются как галантный комплимент . Изображение летящей птицы и
текста «Et tempora laeta reducit» (и вернет радостные времена)
ассоциируется с пальмовыми ветвями. в руках гениев славы, трубящих хвалу и
славу чете владельцев дворца.
Плафон с лилией украшен девизом «Candore omnia vincit» (чистота побеждает
все).
Vitae melioris in usum -к лучшей жизни
juncta arma decori -красота объединяет оружие Oсел-барабанщик на
«гамбургской печи». 172о.
ПЕЧИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСЬЮ В ГЛАВНОМ ЗДАНИИ.
В 1720 году из Петербурга в Таллин доставили первую партию изразцов для
дворцoвых печей. В отчете отмечается, что в списке требуемых материалов
вместо изразцов для 16 печей прислано 1306 «гaмбypгских образцов»
(изразцов) для 6 печей и 1760 изразцов с пейзажной росписью, в том числе 10
сломанных, для 4 печей.
Название «гамбургские изразцы» означает не что иное как происхождение печей
определенного типа. Основным производителем изразцов в петpoвскбм
Петербурге был казенный кирпичный завод на берегу Невы, на котором работали
и немецкие мастера. Они внедрили в производство рас- пространенный в
Германии тип печей и кобальтовую роспись. На Стрельнинской кафельной
мануфактуре, принадлежавшей князю Меншикову, голландские мастера обучали
своих русских помощников изготовлению настенных плиток с кобальтовой
росписью в голландском стиле. Часто применяемое по отношению к сине-белой
узорчатой печи название «голландская печь» ошибочно, так как в Голландии
дома отапливались только каминами.
Поскольку в истории русскои керамики изразцы первои четверти XVIII века не
исследованы, то не удалось выяснить имена старейших изразечников печей в
Кадриорге. Следует подчеркнуть, что наряду с печами Летнего дворца Петра I
в Ленинграде кадриоргские печи образуют уникальный художественный ансамбль,
которому нет равных в других постройках Петровской эпохи.
По строительному плану основного этажа предусматривалось соорудить 4 камина
(два из них в угловых комнатах крыльев не сохранились) и 8 печей (уцелели
4). Две примыкающие к пapному залу «антикамеры» не имели очагов. На верхнем
этаже из 8 печей сохранились 5.
По конструкции дворцовые печи можно подразделить на 3 типа, а по
декоративному оформлению -на 6. За многие годы печи неоднократно разбирали
и чинили, для чего использовались изpaзцы от сломанных печей и новые.
Поэтому некоторые печи содержат чужеродные составные элементы.
Наиболее архитектоничным по форме является тип печей с угловыми нишами и
круглыми колоннами. Печи, на которых есть царский герб, сoздaHЫ по особому
заказу. Одна из таких печей расположена рядом с парадным залом, где раньше
строительство печи не планировалось, а другая -на третьем этаже крыла,
обращенного к морю. Как и другие барочные печи дворца, они опираются на
точеную деревянную балюстраду. Пол под печами из чередующихся черных и
белых глазурованных плит . В оформлении доминируют пейзажи со зданиями, на
пpoфилиpoвaнных тягах изображены стилизованные лиственные мотивы. Как
своеобразный курьез воспринимается царский герб на печи рядом с парадным
залом: с геральдическими мотивами соседствуют надписи, состоящие частично
из славянских, частично из латинских букв.
Второй тип по общему оформлению более скромный и близок к печам Летнего
дворца Петра I. Угловые колонны заменены стесанными углами, отсутствует
промежуточный ярус с нишами. Корпус печи разделен выпуклыми горизонтальными
тягами на три яруса.
Занимательностью рисунка выделяется одна из печей третьего этажа, на
которой изображено множество фигур: путешественники, прогуливающиеся дамы и
кавалеры, стоящие и курящие люди в костюмах того вpeмeни, у большинства
мужчин на головах большие треугольные шляпы. Наряду с фигурами в
европейских костюмах, видим юношу в подпоясанной русской рубахе. Это лишний
раз подтверждает петербургское происхождение «гамбургских печей» .Изображен
ангел, дующий в трубу, и птицы: вороны, сороки, аист на колодце. Сочная,
подходящая для декоративной живописи роспись кистью делает эту печь
особенно привлекательной. Небесно-синий кобальт напоминает китайский фарфор
с кобальтовой poсписью, который и послужил в XVIII веке толчком к
изготовлению печей с синим декором.
На четвертой печи с пейзажными мотивами тоже изображены летние мызы с
башнями и изгородями, колодцы с коромыслами, крепости и прогуливающиеся
люди. Часть изразцов расписана несколько суше, видимо, другим «кафельным»
живописцем. Бросаются в глаза некоторые изразцы с дефектами, с пузырями в
глазури, появившимся в результате пожара 1745 года. Печи так пострадали,
что все 16 собирались заменить новыми. Позднее таллинским печникам заказали
4 новых печи, а остальные пришлось перекладывать, вставляя как новые, так и
старые детали. Небезынтересно отметить, что стоимость одной печи с синей
росписью и ее уста- новка составляла в 1746 году в Таллине 35 рублей.
Четыре печи расписаны цветами, узором, условно называемым «тюльпанным». По
происхождению -это таллинские печи.В ходе peмонтных и реставрационных работ
в Старом городе неоднократно находили белые с синей росписью изразцы с
геральдическими мотивами. Есть и oбpaзцы «тюльпанного» узора.
Девятая печь, имеющая художественно-историческое значение, является
типичным образцом таллинской белой глазурованной печи позднего барокко. В
двухъярусный гладкий корпус вносят оживление ниши с волютами с акантовыми
листьями, фигурой Атласа, а также гирлянда на карнизах. Из-за
несимметричности гирлянды печь датируется периодом рококо, продолжавшимся в