Кадриорг. Дворцово-Парковый ансамбль 19 века

Эстляндии примерно ДО 1780-го года.

Выяснилось, что накануне визита Дармштадтских принцесс в Таллинн в 1773

году, во дворце чинил и переделывал печи мастер Сальберг. Видимо, он же

сделал и печь с Атласом.

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ДВОРЦА.

В течение всего XVIII века продолжалось начатое в России по инициативе

Петра I строительство грандиозных дворцов в соответствии с

западноевропейскими придворными требованиями и архитектурными принципами.

Для государственной казны это было тяжелым бременем, особенно если учесть,

что последующие владычицы (например, Елизавета Петровна, в гардеробе

которой было около 10 тысяч платьев) считали дворцы Петровской эпохи

спартанскими и всячески старались придать им большую пышность. Тем не менее

русский двор в XVIII веке переезжал из одного дворца в другой с мебелью и

иной необходимой утварью. Дворцов было больше, чем утвари. И в Кадриорге

строительство шло значительно быстрее, чем меблировка. Из рапорта

руководителя работ полковника Афанасия Немцова кабинету Екатерины I,

поданного 28 апреля 1726 года, следовало, что в «палатах» не было ни

штофной обивки, ни зеркал, ни бра, ни шкафов. Не было также стульев, ковров

и других предметов убранства.

«Архитектурный студент» Григорий Небольсин составил список существующей

мебели и нужных предметов обстановки:

« Что касается убранства палат, то не имеется ни стенных уборов и зеркал и

зеркальных лампад на стены, а также шкафов и кабинетов.

Такоже здесь не имеется стульев добрых и ковров и иных уборов. Кабинетный

шкаф зеркальный 1, привезен из флота в 1721 году. Столов. сделано 5,

потребно еще 6 столов.

В верхнем жилье на одной половине 6 столов, а вторая половина верхнего

жилья еще не отделана штукатурною работою и столярною работою полы.

Шкафов и угловых шкафов не имеется в палатах ни одного, поскольку не было

приказа, чтобы делать в верхнем жилье нужны 5 шкафов, один кабинетный шкаф

с ящиками и два угловых шкафа.

В среднем этаже палат полы фигурные сделаны, такoже потолки штукатурною

работою сделаны, а стены и потолки обоями не покрыты, поскольку к тому

приказу нет и для покрытия никаких обоев не имеется.

И на столы для покрытия ковров и тканей не имеется. Английских стульев с

красными подушками есть 12. Стульев с плетеными решетками имеется 12.»

Рапорт нуждается в пояснениях. Что касается узорчатого пола, то он

представлял собой наборный паркет из светлого и черного дуба и клена с

геометрическим рисунком. Стены не оклеивались бумажными обоями, а обивались

дорогими тканями, иногда бархатом.

Гладкие потолки в период барокко oбычно оклеивали полотном. Так сделали и в

домике Петра I, в «городском дворце» и, по-видимому, в менее

представительных помещениях кадриоргского дворца, где отсутствовали лепные

потолки с рельефными украшениями.

В рапорте бросается в глаза скудность не только существующей, но и

требуемой мебели. На основном этаже должно хватить 11 столов, для одного

крыла верхнего жилого этажа требовалось по одному столу и шкафу в каждую

комнату. Позабыли упомянуть даже стулья.

Известно, что стулья и столы изготовляли на месте под руководством столяра

Иoгaннa Брауэра. Применялось вытачивание и фанеровка. Видимо,. так

изготовляли барочные столы и стулья с точеными ножками. Такой тип мебели

попал в Прибалтику через Голландию.

Следует отметить, что в рапорте указаны не люстры, а зеркальные бра. Такие

светильники в резной раме были очень популярны в период барокко. На нижний

край зеркала крепились 1-2 бронзовых подсвечника. Зеркала обычно

устанавливались симметрично на пpoтивоположных стенах, чтобы возникла игра

отражений. в соответствии с этим принципом освещались и помещения дворца, в

том числе парадный зал.

«Английские стулья с красными подушками» не являются импортной мебелью.

Такой тип мебели ( «королевы Анны» ) в английском стиле, в том числе англо-

голландский тип с сиденьями и спинками из плетеного тростника получил

распространение во всей Европе. ( " 22 августа 1726 года из петербургских

дворцовых запасов были доставлены на галиоте «Самсон» некоторые предметы

мебели в кадриоргский дворец. Привезли кровать с балдахином из зеленой

ткани, два складных стола, кабинет с ореховой фанеровкой и угловой шкаф.

Все это, кроме одного . Стола, идентично убранству, сохранившемуся в доме-

музее Петра I.

Следующие сведения об убранстве дворца почерПнуты из отчетов генерал-

губернатора Гольштейн-Бека о подготовке к визиту Екатерины II в 1764 году.

Сначала для высоких гостей приготовили только 4 помещения. Однако в 1773

году, к визиту Дармштадтских принцесс, был сделан обширный ремонт, и дворец

обставлен новой мебелью. У купца Энкена были приобретены 8 дюжин стульев,

11 столов, большие зеркальные бра, шелковые и шерстяные ткани на гардины, у

купца Чебауэра- еще дюжина стульев. Согласно изменившимся по сравнению с

Петровским временем требованиям интерьер стал более дамским: вместо шкафов-

бюро предпочтение отдали туалетным столикам и чашам для благовоний

-курильницам.

Изготовленные к визиту императрицы таллинским столяром Бракманом 4

туалетных столика она увезла с собой в Петербург. Медник Кристофер Помо

сделал медные курильницы и чаши для благовоний, у аптекаря К. К. Фика

приобрели две вaзы-apoмaтницыI для благовоний, из образцов продукции

начавшей действовать фаянсовой мануфактуры. В соответствии с

распространяющейся в Таллинне модой стены некоторых залов оклеили бумажными

обоями. У графа Штакельберга были одолжены к приезду Дармштадских принцесс

две железных кровати и канапе, в городе одолжили еще зеркала, столы,

висячие люстры.

В 1773 году во дворец доставили столы на консолях с позолоченным резным

каркасом и мраморной плитой. На них стояли вазы с благовониями. Помещения

освещали зеркальные бра или, как говорится в инвентарной

описи, «лампады в рамках из дерева, по краям вырезки золоченые, у каждой по

одной трубке золоченой».

В помещениях было мало мебели. В последние десятилетия XVIII века в

парадном зале стояли только 12 стульев (сиденья обиты белой парчой в

красную и зеленую полоску), висели 11 зеркальных бра.

Парчой с золотым лиственным орнаментом были обиты стены в помещениях

основного этажа рядом с парадным залом. Углы ткани закреплялись

деревянными, с резьбой и позолотой угольниками.

Для полноты описания интерьера следует отметить также белые, малиновые,

синие и зеленые шелковые и шерстяные занавеси. Даже зеркальные бра

подвешивали на стены при помощи шелковых лент.

Из дворцовой утвари второй половины XVIII века ничего не сохранилось. Та же

участь постигла и предметы интерьера, изготовленные для дворца в первой

четверти XIX века.

ФЛИГЕЛЯ.

Возведение флигелей началось под руководством подмастерья Н. Микетти

-Гаэтано Киавери. К осени 1718 года были готовы фундаменты. В период

строительного сезона 1719 года работами руководил «механист» Антонио

Алимари из Венеции. В сентябре флигеля уже можно было подводить под крышу.

Отделкой зданий весной 1721 года занимались таллинские мастера лепных дел

мастер Маттиас Зейдтингер и живописец Иоганн Хейнрих Фик. Таким образом,

флигеля являются первой готовой составной частью дворцового ансамбля. С 25

мая по 16 июня 1721 года во флигелях проживала царская супружеская чета. В

связи с тем, что в

строительных отчетах не упоминаются затраты на утварь флигелей, следует

предположить, что Петр I и Екатерина, согласно обычаям того времени, взяли

необходимую мебель с собой с кораблей, на которых они прибыли на таллинский

рейд. По композиции флигеля образуют с главным зданием дворца единое целое

благодаря расположению на этой же террасе и сходству с его членением.

Обрамление окон профилированными лепными тягами соответствует обрамлению

окон цокольного этажа главного здания, а пилястры флигелей проще, чем

пилястры дворца.

Интерьер флигелей со временем изменился. Не уцелели очаги и художественно

отделанные потолки. Во флигеле, обращенном к морю, сохранились остатки лишь

одной росписи. Во время ремонта 1970 года под слоем

смытого мела на потолке открылись следы noлиxромии. В ходе пробной чистки

обнаружили изображения двух купидонов. По всей вероятности, они выполнены

И. Х. Фиком в 1721 roдy, во время росписи потолков. Пышно профилированные

лепные тяги, к которым присоединяется и высококачественный лиственный

орнамент, делят этот потолок на 5 чaстей, на которых могли быть росписи.

Сейчас в помещении находятся фонды музея, и невозможно продолжить очистку

росписей.

О сюжете pocпиceй в строительных отчетах нет сведений.

Другие художественные детали XVIII века во флигелях не сохранились.

ПЕРВOНАЧАЛЬНЫЙ ОБЛИК ПАРКА.

Главную композиционную ось парка определяла бывшая «аллея Дрентельна»,

остальное членение -приpoдный рельеф с тремя пологими cклoнa и, красивая

дубовая роща у моря, ручей в стороне гoрoдa и плитняковый уступ Ласнамяги.

Центральные здания решено было возводить по образцу итальянских вилл на

более крутом склоне уступа. позднее Н. Микетти прoeктиpoвaл по такому же

принципу дворец в Стрельне с Нижним и Верхним садами. Из-за двух

естественных уступов пришлось кадриоргский Верхний сад-разбивать на части с

Цветочным садом и Миражеским прудом. Парк создавался в строго регулярном

французском стиле. На основе принципов геометрии cлeдовaлo ,дoбиться

синтеза сети aллeй, каналов, подстриженных изгoрoдeй и шпалер, цветочных

партеров и водяных затей с архитектурными формами. Это торжество

логического мышления, подчиняющего xаотичную пpирoдy, напоминает сказочные

сады «короля- солнца» Людовика XIV в Версале. Петр I посетил Версаль и

приказывал строителям брать с Версаля пример. Не следует однако забывать,

что регу лярный парк в Кадриорге занимал всего 1/8 всей терриТории.

Остальная территория имела естественный природный вид, Но была разделена

аллеями. Следует подчеркнуть, что Кадриорг предназначался не только для

услаждения императорской семьи, но и для прoгулок таллинских жителей.

Нижний сад.

Наиболее сложную структуру имеет Нижний сад. Параллельные аллеи,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать