откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы). Черты:
а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический;
б) стержень - любовная интрига; в) герои условны, главное не характер, а
эмоции, данные в контрастах и противоречиях; г) главенствующее
значение
13
музыки; д) текст носит обобщающий характер; е)вырабатываются пределенные
типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева), героическая ария,
пасторальная, бравурная,... ж) большая роль принадлежит оркестру.
Индивидуализируются партии струнных и духовых, утверждается трехчастная
увертюра - simfonia: 1ч-быстрая, 2ч - кантиленная, 3ч - моторная.
ОРАТОРИЯ
Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории, более
камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только
музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская
оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется
хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление
к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория
проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).
Кантата в XVIIв. складывалась как жанр по преимуществу светский,
постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах.
Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла.
Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная),
праздничная (более масштабная).
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ
История инструментальной музыки XVIIв. - это история создания
инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно
определяются ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие
инструменты. В середине века образуется соната, как цикл нового типа.
Это породило:
1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности;
2) расширение рамок композиции, самоопределение частей;
3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.
Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.
Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта - grosso.
Представители: Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических
контрастов в пределах частей; сопоставление solo и tutti для активизации
музыкальной ткани; ясный и открытый образный мир.
Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений
программы, но яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии
близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям.
Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции:
1ч - быстро; рондо, разработочный характер; 2ч - медленно, лирический
центр; 3ч - быстро.
14
В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди. Основные
черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к “взволнованному
стилю”, жанровое разнообразие, тематическая индивидуализация.
Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была
многоплановой и разнообразной.
Музыка Германии
Необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная
разнообразными жанрами и давшая миру такого гения, как И.С. Бах.
Среди вокальных жанров наиболее крупные произведение - вокальные
оратории Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со
средневековыми традициями прочтения определенных глав Евангелия на
страстной неделе. Постепенно пассионы становятся творениями композитора.
Основные черты:
1) лаконичность и строгость музыкальной драматургии; 2) декламация
зависит от церковной традиции произнесения текста; 3) вводятся элементы
напевности (в кульминациях); 4) обрамление хорами.
Опера наиболее продуктивно развивалась в Гамбурге. Характерно:
1) духовные, мифологические, исторические, бытовые, злободневные
сюжеты; 2) комедийная трактовка; 3) театральные эффекты;
4)натуралистические подробности; 5) сочный, грубый язык, диалект.
Среди представителей: Георг Телеман, Рихард Кайзер.
В инструментальной музыке XVIIв. орган занимал почетное место. В
первых поколения немецких композиторов-органистов наиболее интересными были
фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667). Их значение
велико для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для
хорала. Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку
(импровизационность, патетичность, виртуозность, подвижность, тонкая
разработка деталей). Среди непосредственных предшественников Баха можно
назвать Иоганна Адама, Георга Бема, Иоганна Пахельбеля, Дитриха
Букстельхуде. Крупные и оригинальные художники, они представляют как бы
разные стороны предбаховского органного искусства: Пахельбель -
“классическую” линию, Букстельхуде - “барочную”. Для творчества
Букстельхуде характерна раскинутость композиции, свобода фантазии,
склонность к патетике, драматизму, ораторским интонациям.
Иоганн Себастьян Бах.
Особенность исторического положения заключается в том, что он был
самым передовым художником своего времени. Трагическое историческое
15
положение Германии (крестьянская война, тридцатилетняя война, Вестфальский
мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую
возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах
поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом
историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная
природа его музыки народная, “певец крестьянских и городских низов”
(Розеншильд), церковная. Бах апеллирует не только к эмоциям, но и прежде
всего к разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное
начало - один из устоев его искусства. Его идеал - мир светлый и разумный.
Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность,
трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в пассионах, предельная
возможность обобщения в мессе.
Черты стиля:
1) мелодия - опора на риторику, на сложившиеся формы, на схемы и
символы церковной музыки, на народные мелодии; 2) предельная концентрация и
мелодическая нагота тем; 3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный
мастер разнородных и в то же время органичных ритмических сплавов и
контрастов, переключений и сопоставлений (“Хроматическая фантазия и фуга”,
“Органная фантазия” g-moll).
Бах работал во всех жанрах (кроме оперы) и везде достиг небывалых
вершин.
Оратории
Ораториальные жанры наиболее значительная область творчества:
пассионы - возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея
страстей трактована гуманистически - нравственно. Его герой смиренно,
бестрепетно и непреклонно идет на жертвенный подвиг. Следуя традициям, Бах
в рамках цикла свободно объединяет повествовательный речитатив, церковный
хорал четырехголосного склада, хоры, арии, ариозо. Все это синтезировано с
богатой оркестровкой, тонко, изобретательно и поэтически расцвеченной по
тембровому колориту, с развитыми концентирующими соло и органом.
Мессы
Мессы. Бах отходит от обрядовой традиции, развернув освященный
церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех
номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни,
повествования. Сфера Мессы - человеческие идеалы в их эстетически и
этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к
радости получила обобщенную форму. Две
16
образные сферы - страдания и действия, радости - в развитии стремятся в
противоположных направлениях, композиция построена как цикл циклов, в
основе которого находится избранный круг музыкальных образов. Это значит,
что содержание глубоко и многообразно, как часть баховской картины мира.
Инструментальная музыка
Большинство инструментальной музыки - произведения чисто светские
(исключение - музыка для органа). В инструментальной музыке протекает
процесс взаимодействия и взаимообогащения различных областей, жанров, типов
изложения. Центральное место занимает музыка для клавира и органа.
Клавир - творческая лаборатория. Бах раздвинул рамки репертуара,
предъявляя предельные требования к инструменту. Клавирный стиль отличается
энергичным и величавым, сдержанным и уравновешенным эмоциональным строем,
богатством и разнообразием фактуры, интонационной насыщенностью. Бах ввел
новые приемы игры. Произведения: пьесы для начинающих (маленькие прелюдии,
фугетты), прелюдии и фуги (ХТК), сюиты, концерты (Итальянский), токкаты,
фантазии (свободная импровизация, патетически приподнятый тон, виртуозная
фактура), “Искусство фуги” (создал классическую фугу).
Великая роль в творчестве Баха принадлежит органу. Органный стиль
наложил отпечаток на все инструментальное мышление композитора. Именно
органу принадлежит жанр, связывающий инструментальную музыку с духовными
кантатами и пассионами - обработки хоралов (более 150). Органные сочинения
тяготели к отстоявшимся формам,
традиционным жанрам, которым Бах дал качественно новую интерпретацию:
прелюдия и фуга (разграничил две композиционные сферы, усовершенствовал их,
воссоединив в новом синтезе).
Писал Бах и для других инструментов: виолончельные сюиты, камерные
ансамбли, сюиты для оркестра, концерты, сыгравшие огромную роль для
дальнейшего музыкального развития.
Огромное наследие Баха оказывает нравственное воздействие. Он шагнул