звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в
первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и
затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе” Вальтер
Литература барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если
архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе
можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности,
величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика
(Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)
Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из камня столб - подставкой служит он. Жорж де
Скюдери
21
“Аларих, или побежденный Рим” 1654
К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на
библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-
борец”,... Для его творчества характерно:
масштабность поэмы;
сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью;
рельефные образы;
нагромождение деталей;
господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе
добра и зла.
В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском
романе:
1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653).
Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и
живописность описаний; риторическая величественность речи героев;
2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера;
3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно:
расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В
каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене
присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной
данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он
- ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские
положения автора” (Морозов)
Театр
Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру
присущи:1) условность, витиеватость стиля;
2) своеобразный язык с включением простонародных слов;
3) динамика действия;4) сложная композиция; 5) напыщенность, аффектация.
На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина (“Дон Хиль - зеленые
штаны” - комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и
Педро Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,
“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира”
1675). Основные черты:
1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во
внешнем конфликте драмы; 2) победа светлых сил, которая достается
искуплением, мучением;3) обнажение жизненных противоречий.
22
Русское искусство барокко
Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIIIв.
Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция
западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от
художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство
Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось
лишь слегка коснуться его, наметив основные черты.
В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального
Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на
планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло
средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко
специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью.
Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной
пространственной зоны.
Большое значение для дворцовых интерьеров имела монументально-
декоративная живопись. Основное средство образной выразительности - язык
символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о
мироздании. Типично орнаментика, патетика, аффектация, возвышенность.
Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров:
Пильман, Гарсиа, Соловьев, семья Адольских.
В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность
культурного развития средневековья сменялась более выраженным единством, в
основе которого буржуазные связи, становление русской нации и национальной
культуры.
23
Явление парных ступеней-периодов культурного развития средневековой
цивилизации .
Ступени культурного развития цивилизации ( на примере европейского
средневековья )
0 1 2
3 4 5
0 Ритмы 300 300 300
300 300
стиль романика готика ренессанс
барокко романтизм
0
элементы
1 проза видение житие новелла
мемуары роман
2 поэзия канон канон
поэма
на успение по мощам сонет
эпиграмма опера
3 архитек- храм-склеп храм- павильон
увеселительный пантеон
тура мавзолей грот
павильон театр
4 живопись пелена витраж маслянная
альбомный пано-
(икона)
живопись рисунок рама
5 скульптура барельеф горельеф статуя
скульптурная эклектич-
(техника)
группа ная ком-
позиция
6 музыка ударная духовая щипковая
клавишная оркестро-
вая
«Цивилизация»
Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине,
который несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку.
Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.
Слово «цивилизация» появилось во французском языке в середине ХУШ в.;
лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие
возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном
числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического
процесса и как его идеал в евроцентристской интерпретации. В частности,
французские просветители называли цивилизацией общество,
24
основанное на разуме и справедливости.
В начале XIX в« начался переход от монистической интерпретации истории
человечества к плюралистической. Это было обусловлено двумя факторами.
Во-первых, последствиями Великой французской революции, установившей
новый порядок на развалинах старого и тем самым обнаружившей
несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества.
Во-вторых, тем огромным этно-историческим материалом, полученным в
«эпоху путешествий», который обнаружил огромное разнообразие нравов и
человеческих установлений вне Европы и то, что цивилизации, оказывается,
могут умирать.
В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция
цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого
народа - своя цивилизация (Т. Жуффруа). В романтической историографии
начала XIX в. с ее апологией почвы и крови, экзальтацией народного духа
понятию цивилизации был придан локально исторический смысл.
В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку разрешить противоречие
между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием
обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этно-
исторической концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны,
существуют локальные цивилизации, а с другой, - есть еще и Цивилизация как
прогресс человеческого общества в целом.
В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики
определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством.
Утвердившиеся во второй половине XVIII - начале XIX в. три подхода к
пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время.
Это:
а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития
человечества, представляющего собой единое целое);
б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного
развития человечества как единого целого);
в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные
уникальные этнические или исторические общественные образования).
Цивилизация, считал Гизо состоит из двух элементов: социального,
внешнего по отношению к человеку и всеобщего, и интеллектуального,
25
внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие