Культура барокко

звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в

первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и

затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе” Вальтер

Литература барокко

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если

архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе

можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности,

величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика

(Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)

Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя звенит, не угасая

На влажный алебастр, спадая с вышины

Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -

Необычайно тел причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,

Под ним из камня столб - подставкой служит он. Жорж де

Скюдери

21

“Аларих, или побежденный Рим” 1654

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на

библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-

борец”,... Для его творчества характерно:

масштабность поэмы;

сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью;

рельефные образы;

нагромождение деталей;

господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе

добра и зла.

В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском

романе:

1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653).

Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и

живописность описаний; риторическая величественность речи героев;

2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера;

3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно:

расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В

каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене

присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной

данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он

- ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские

положения автора” (Морозов)

Театр

Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру

присущи:1) условность, витиеватость стиля;

2) своеобразный язык с включением простонародных слов;

3) динамика действия;4) сложная композиция; 5) напыщенность, аффектация.

На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина (“Дон Хиль - зеленые

штаны” - комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и

Педро Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,

“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира”

1675). Основные черты:

1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во

внешнем конфликте драмы; 2) победа светлых сил, которая достается

искуплением, мучением;3) обнажение жизненных противоречий.

22

Русское искусство барокко

Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIIIв.

Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция

западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от

художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство

Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось

лишь слегка коснуться его, наметив основные черты.

В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального

Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на

планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло

средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко

специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью.

Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной

пространственной зоны.

Большое значение для дворцовых интерьеров имела монументально-

декоративная живопись. Основное средство образной выразительности - язык

символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о

мироздании. Типично орнаментика, патетика, аффектация, возвышенность.

Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров:

Пильман, Гарсиа, Соловьев, семья Адольских.

В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность

культурного развития средневековья сменялась более выраженным единством, в

основе которого буржуазные связи, становление русской нации и национальной

культуры.

23

Явление парных ступеней-периодов культурного развития средневековой

цивилизации .

Ступени культурного развития цивилизации ( на примере европейского

средневековья )

0 1 2

3 4 5

0 Ритмы 300 300 300

300 300

стиль романика готика ренессанс

барокко романтизм

0

элементы

1 проза видение житие новелла

мемуары роман

2 поэзия канон канон

поэма

на успение по мощам сонет

эпиграмма опера

3 архитек- храм-склеп храм- павильон

увеселительный пантеон

тура мавзолей грот

павильон театр

4 живопись пелена витраж маслянная

альбомный пано-

(икона)

живопись рисунок рама

5 скульптура барельеф горельеф статуя

скульптурная эклектич-

(техника)

группа ная ком-

позиция

6 музыка ударная духовая щипковая

клавишная оркестро-

вая

«Цивилизация»

Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине,

который несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку.

Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.

Слово «цивилизация» появилось во французском языке в середине ХУШ в.;

лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие

возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном

числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического

процесса и как его идеал в евроцентристской интерпретации. В частности,

французские просветители называли цивилизацией общество,

24

основанное на разуме и справедливости.

В начале XIX в« начался переход от монистической интерпретации истории

человечества к плюралистической. Это было обусловлено двумя факторами.

Во-первых, последствиями Великой французской революции, установившей

новый порядок на развалинах старого и тем самым обнаружившей

несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества.

Во-вторых, тем огромным этно-историческим материалом, полученным в

«эпоху путешествий», который обнаружил огромное разнообразие нравов и

человеческих установлений вне Европы и то, что цивилизации, оказывается,

могут умирать.

В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция

цивилизации, основу которой составляло представление о том, что у каждого

народа - своя цивилизация (Т. Жуффруа). В романтической историографии

начала XIX в. с ее апологией почвы и крови, экзальтацией народного духа

понятию цивилизации был придан локально исторический смысл.

В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку разрешить противоречие

между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием

обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этно-

исторической концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны,

существуют локальные цивилизации, а с другой, - есть еще и Цивилизация как

прогресс человеческого общества в целом.

В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики

определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством.

Утвердившиеся во второй половине XVIII - начале XIX в. три подхода к

пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время.

Это:

а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития

человечества, представляющего собой единое целое);

б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного

развития человечества как единого целого);

в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные

уникальные этнические или исторические общественные образования).

Цивилизация, считал Гизо состоит из двух элементов: социального,

внешнего по отношению к человеку и всеобщего, и интеллектуального,

25

внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать