Культура барокко

этих двух явлений. социальных и интеллектуальных, является основой развития

цивилизации.

А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный

феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками,

основу которого составляет религия и четко выраженные параметры

технологического развития.

М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает

изучению цивилизацию с точки зрения внутренней организованности,

обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной

организацией и философией, причем техника у него определяет остальные

компоненты.

Ф. Копечпы была также предпринята попытка создать особую «науку о

цивилизации» и разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать от

истории цивилизации. поскольку теория есть единое учение о цивилизации

вообще. Историй же столько, сколько цивилизаций, и нет единого

цивилизационного процесса.

Главная проблема науки о цивилизации - происхождение и природа ее

многообразия. Содержание всеобщей истории - изучение борьбы цивилизаций, их

развития, а также история возникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны

сводятся к тому, что цивилизация.

во-первых, - это особое состояние групповой жизни, которое может быть

охарактеризовано с разных сторон; «особая форма организации коллективности

людей», «метод устройства коллективной жизни», т.е. цивилизация - это

социальная целостность;

во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя

фундаментальными категориями - блага (морали) и истины; а внешняя, или

телесная - категориями здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь

цивилизации основана на категории красоты. Эти пять категорий, или факторов

устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций, а неограниченности

методов как способов связи факторов жизни соответствует неограниченное

количество цивилизаций.

В отечественной литературе также существует различное понимание того,

что лежит в основе цивилизации. Так, представители географического

детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации

оказывает географическая среда существования того или иного народа, которая

влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих

природу (Л.Л. Мечников).

Л.Н. Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.

Однако в целом у нас преобладает культурологический подход к

26

определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей это слово

интерпретируется как синоним понятия культура. В широком смысле под ним

подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в

его историческом развитии, в узком -только материальную культуру.

Поэтому большинство ученых склонны определять цивилизацию «как

социокультурную общность, обладающую качественной спецификой», как

«целостное конкретно-историческое образование, отличающееся характером

своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной

культуры».

Культурологический путь к пониманию цивилизации представляет собой

форму гносеологического редукционизма, когда весь мир людей сводится к его

культурным характеристикам. Тем самым цивилизационный подход

отождествляется с культурологическим. В связи с этим надо отметить, что еще

в XIX - начале XX в., особенно в странах германского языка, культуру

противопоставляли понятию «цивилизация».

Так, уже у Канта намечается различие между понятиями цивилизации и

культуры. Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-

механических элементов, противопоставляет ее культуре, как царству

органически-жизненного. Поэтому он утверждает, что цивилизация - это

заключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периода

общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и

технических достижений и упадок искусства и литературы.

Кроме того, некоторые ученые независимо от их представлений о том, что

лежит в основе цивилизации, рассматривают ее как внешний по отношению к

человеку мир, культура же ими трактуется как символ его внутреннего

достояния, как духовный код жизнедеятельности.

В связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-

ценностном значении, позволяющем фиксировать то, что получило название

матрицы или «доминантной формы интеграции» (П. Сорокин).

Такое понимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате

разнообразных явлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.

Таким образом, с этой точки зрения цивилизационный и культурологический

подходы представляют собой различные способы научной интерпретации истории.

Цивилизационный подход ориентирован прежде всего на поиск «единой матрицы»,

доминантной формы социальной интеграции. Культурологический - на изучение

культуры как доминанты социальной жизни. В качестве матрицы той или иной

цивилизации могут выступать разные основания.

27

Кроме того, цивилизации различаются также алгоритмами развития

(социальными генотипами) и культурными архетипами.

Особенности охраны отечественных и зарубежных памятников культуры барокко-

рококо.

Недвижимые объекты культурного наследия, к числу которых относятся

памятники истории и культуры, исторические города и историко-культурные

территории, являются жизненно важной для человека частью окружающей среды.

Памятники культуры барокко-рококо будучи ее компонентом, находятся под

воздействием множества факторов экологического риска как естественного, так

и антропогенного происхождения. Полная или даже частичная утрата памятников

культуры барокко-рококо отрицательно сказывается на социальных аспектах

развития и непредсказуема по своим негативным последствиям.

К сожалению, старение и деградация памятников — неизбежное и закономерное

явление. В естественных условиях это относительно длительный процесс,

обусловливающий возможность соответствующей социальной и психологической

адаптации населения. Однако, в случае воздействия агрессивных газов,

загрязненных вод, вибрации, нарушений геологической среды и других

факторов, процессы разрушения памятников резко ускоряются и нередко

приобретают катастрофический характер.

Защита и сохранение исторического и культурного наследия является одной из

первоочередных задач общества и государства. Памятники культуры

раасматриваются как интересный и существенный источник, освещающий

определенную эпоху или раскрывающий какую-либо тему. Насыщенная событиями

эпоха позднего средневекового общества оставила современной цивилизации

богатое культурное наследие . Однако стремительные темпы изменений лица

мира в 20 веке, две мировые войны, уничтожившие огромное количество

памятников культуры, привели к опасности разрыва историко-культурной

эволюционной цепи. Случается, что нужды современной цивилизации

сталкиваются с интересами охраны памятников культуры.(Особенно это

характерно для густонаселенной Европы). В таких случаях большую роль

приобретает деятельность органов местного самоуправления, направленная на

защиту памятников культурного наследия . Культурное наследие материализует

историческую память народа, являясь ее зримой хронологической шкалой. Так

как воспроизведение утраченного культурного объекта приводит к тому, что он

уже не является памятником культуры важнейшим методом охраны

28

культурного наследия является своевременная реставрация памятников культуры

. Этот метод активно применяется в нашем столетии как и у нас в стране так

и за рубежом. Большое внимание следует уделить охране памятникам культуры

барокко-рококо . так как в эту эпоху средневековой цивилизацией были

созданы уникальные по своей красоте и неповторимости шедевры культуры.

Огромную роль в сохранении

памятников культуры барокко-рококо играет международное сотрудничество в

данной области.Так, Генеральная конференция ООН по вопросам образования,

науки и культуры, собравшаяся в Париже в 1992 г.,выработала проект

рекомендаций о национальных мероприятиях по охране памятников культуры и

исторических мест. Ввиду недофинансирования культурных программ по охране

памятников культуры эпохи барокко-рококо ( что характерно для России ) ,

актуальную роль играет создание различны благотворительных фондов ,

деятельность которых направлена на сохранение культурного наследия и

памятников культуры.

Заключение

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое

пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически

закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием.

Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их

национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для

всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;

2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;

3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов...

В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпоху Просвещения.

Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство

рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы,

“нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)

Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души.

Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной

антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота

искусства барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не

29

только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий,

относящихся к сфере восприятия искусства.

Литература

1.Барокко. БСЭ. М.1970

2.Беда А.М. Культурно-исторические ритмы (таблицы).М.1995

3. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963

4. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964

5. История западноевропейского искусства III-XXвв. М.,1940

6. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789г. М.,”Музыка”,1982

7. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском

искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966

8. Розеншильд История зарубежной музыки до середины XVIIIв. М.,”Музыка”

9. Русское искусство барокко. Ответственный редактор Алексеева. М., “Наука”

10. Эскина Н. Барокко. В журнале “Музыкальная жизнь” 1991г. №1,2

11. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996 г.

12.Коган Л.Н. Социология культуры. М., 1995 г.

13.Культура как общественное явление. Журнал «Природа и человек» №3, 1995

г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать