Культура Древней Греции

естественный результат процесса профессионализации знаний. Другая причина

рождения софистического движения - логика внутреннего развития самого

знания. Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в

сущности, на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными.

Чем далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепций

множество отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими

генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между

натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественный

скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и

стали софисты.

Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки

зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам

Сократ - не только софист, но даже и глава их.

Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,

ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]

Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом,

противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало

их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен

учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни

греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал

необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой

сфере жизни,

"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и

упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо

воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2,

c.44] -

откуда делались и политические выводы: руководство государством - это

тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта

концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам

афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого

гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для

олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с

демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.

ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК

V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы

деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в

сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались

и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного

характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой

характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного

уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к

отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту

между ними.

А) Медицина.

Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с

деятельностью Гиппократа.

Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что

греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма

существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий,

знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и

целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны,

но совершенно отличны друг от друга.

В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп

врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных

спекуляций. Им

противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько

велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в

третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть

Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя

из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У

этих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных

предложений и постоянной константой считают разум.

Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только

Косская школа основала медицину как науку. [N.6]

Б) Математика.

В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается

математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом

профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому

философскому направлению. Важным для развития математики было создание

дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа

исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в

арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также

значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим

правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.

С) Историография.

Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на

смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи

ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и

соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,

создающий своей

политической деятельностью современную историю, хотел знать и историю,

которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографии

стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов к

Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал "отцом истории".

Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.

Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной

афинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов,

Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его

карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел

поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная

ему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий

очерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго

ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой

метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно

считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в

том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все

чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид

пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым

естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,

с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым

на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные

события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что

обнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального и

иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль

отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их

способность осознать направление исторического процесса и действовать в

соответствии с ним.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА

Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении

V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой

лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху;

тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу

классического полиса жанр литературы.

Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой в

полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но

отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал

актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с

его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия,

актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за

сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные

приходы роли разных лиц; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу

лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.

Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не

менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений

менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]

Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая

лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров,

как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец

греческой аристократии (он сам происходил из фиванского аристократического

рода). Стиль Пиндара отличается торжественностью, пышностью, богатством

изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще связь с образной

системой фольклора.

Большинство дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилида

также относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметно

стремление

приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям жизни. Ему

чужд строгий аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная тема -

доблесть, но понимается она уже по-иному, не как совокупность традиционных

качеств аристократа, а как способность быть всегда на высоте,

соответствовать любой задаче. Более интересны его дифирамбы, в которых

лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифов. Характерно, что среди

дифирамбов Вакхилида видное место занимают те, в которых излагаются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать